Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.38 Mб
Скачать

Разделение государственных и придворных должностей

С конца XV в., когда родилось Московское государство, придвор­ные и государствен­ные должности на­чинают разделяться, чтобы позднее существовать самостоятельно. Это был длительный процесс, продолжавшийся не од­но десятилетие. Часто государственная должность обособлялась от служб, ведавших функциониро­ванием и обслуживанием двора великого князя.

С древнейших времён известны казначей и дворецкий — лица, ведавшие соответственно княжеской казной и хозяйством великокняже­ского двора. В XV в. в документах упоминаются должности, которые впоследствии превратились в самостоятельные службы, — казначей и дворец­кий великого князя и великой княгини. Позднее из этих служб вырастает сложное дворцовое хозяйство, которое уже обслуживается государст­венными учреждениями (приказами). Приказ Большого дворца вёл основное хозяйство, но были

392

также «дворцы» (службы) кормовой, хлебный и другие, в ведении которых находилось продо­вольствие. Должности в этих дворцовых приказах и службах были такие же, как и в других государственных учреждениях, — дьяки и подья­чие. Что касается дворецких, то с конца XV в. их функции меняются — они теперь управляют владениями великих князей (дворцовыми) на различных территориях государства. Здесь дво­рецкие контролировали деятельность кормленщи­ков — правителей отдельных областей, которым княжеское владение давалось на время как «корм», т. е. как плата за службу (они получали с населения доходы, которые шли в казну). Как правило, «кормиться» посылали за хорошую предыдущую службу (после поездки с посольством, где посол потратил свои средства, чтобы выполнить поручение государя) или же с целью поправить состояние, разорённое войной, татарскими набега­ми. Дворецкие следили за тем, чтобы «кормление» не разоряло княжескую собственность. Они же были высшей судебной инстанцией для земле­дельцев, крестьян и посадских людей на тер­ритории всей области, за которую дворецкие отвечали.

В XVI в. для управления присоединёнными к Москве новыми землями, а также старыми московскими владениями стали создаваться новые должности дворецких: новгородский, тверской, калужский, серпуховской и др. Это была уже чисто административная служба, которая давала нема­лые выгоды тем, кто её нёс. Ведь дворецкий и его помощники лучше других знали, как обстоят дела со свободной землёй на территории, которой ведало их учреждение, и часто имели возможность выгодно приобретать новые владения для себя и своих родственников.

Другой государственной должностью, выде­лившейся из дворцовой службы, была должность казначея. Он ведал финансами князя и должен был хорошо разбираться в своём деле. Не зря первыми казначеями в Москве были Ховрины, считавшие своим предком «гостя-сурожанина». Позднее каз­начеями были греки Траханиотовы, приехавшие в Москву вместе с Софьей Палеолог.

В средневековом государстве казна — это не только сокровищница, но и архив государственных документов. При казне содержались мастерские, где создавались и реставрировались ценности, хранившиеся в казне. В средние века казна с её сокровищами и архивом часто была желанным объектом военной добычи: захват государственных документов, сокровищ, уничтожение регалий мо­наршей власти для людей того времени означали едва ли не гибель самого государства. Поэтому казну тщательно оберегали.

С конца XV в. известны помощники казна­чеев — печатники, ведавшие государственной печатью. Первыми печатниками были родствен­ники казначеев: те же Ховрины-Головины, Траханиотовы.

Тяжело пришлось казначеям в 1611—1612 гг.,

В. Тимм. «Дворец Алексея Михайловича

в усадьбе Коломенское под Москвой». Литография.

Коломенское. Главные ворота. XVII в.

393

Одежда сокольничего.

когда они пытались сохранить царскую казну от разграбления польским гарнизоном, стоявшим в Кремле. В качестве жалованья «за рыцарство» полякам выдавались ценности древней казны. По сути это был простой грабёж: вместе с чарками и кубками исчезали оклады с икон, драгоценные покровы с царских гробниц. Дьяки и казначеи пытались спасти всё что можно.

Казна и казначеи были не только у великих князей, но и у великих княгинь, цариц.

Сложное хозяйство великокняжеского, а затем царского двора требовало постоянной работы различных служб, занятых устройством быта, приготовлением пищи, организацией охоты и различных поездок (например, на богомолье). Ведавшие этими вопросами придворные чины часто бывали на виду, их деятельность описывали иностранцы. Уже германский посол при дворе Ва­силия III барон Сигизмунд Герберштейн писал, что когда великий князь принимает посольства, перед его комнатой стоят «юные герцоги, спальники, стольники и прочие слуги государевы, благо­родные, хорошо одетые молодые князья и знат­ные лица, несущие повседневную службу при государе».

Как и в других европейских государствах, эти должности часто занимали лица, не отличавшиеся родовитостью, потомки младших сыновей старин­ных боярских родов. Это давало возможность боярам окружить себя при дворе родственниками, преданными людьми. А младшие сородичи бояр, не имевшие прав на высокие чины и реальной возможности занять высокую государственную должность, могли таким образом сделать придвор­ную карьеру. К началу XVI в. относится первое упоминание об оружничем. Так назывался госу­дарственный и придворный чин, в чьи обязанности входило ведать оружейной казной («шеломом», т. е. шлемом, и «доспехом») и работой мастеров — бронников и оружейников.

Первым известным историкам оружничим был Андрей Михайлович Салтыков (упомянутый в документах в 1508 г.). К середине XVI в. оружничими были один за другим два брата — Никита Иванович и Фёдор Иванович Карповы. Фёдор Карпов, дипломат и публицист, известен как один из самых просвещённых русских полити­ков. Польский посол писал, что это «не пошлый (обыкновенный. — Прим. ред.) оружничий, при­ходится ему ведать доспех и мастеры».

Особой была роль оружничего во время военных походов, поездок государя, торжественных цере­моний. Он отвечал за походную казну, госу­дарственное (парадное) оружие, имевшее характер царских регалий, за парадный шлем государя.

Под началом оружничих находились рынды — оруженосцы и телохранители государя, сопро­вождавшие его при выездах и на торжественных приёмах. С этого чина часто начиналась при­дворная служба. Именно они, эти юноши в белых одеждах, стоявшие по обе стороны трона с парадными топориками на плечах, поражали

394

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]