Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.38 Mб
Скачать

Портрет Марины Мнишек.

Слух о том, что сама Марина Мнишек узнала в тушинском Дмитрии своего супруга, укрепил положение самозванца. Он перешёл к активным боевым действиям. Но в сентябре 1609 г. в Россию вторглась армия короля Сигизмунда III и осадила Смоленск. В Тушинском лагере начались брожение и раздоры; он стал распадаться. И тогда, бросив Марину, самозванец ускакал с верными ему казаками в Калугу.

Участь брошенной жены вовсе не привлекала Марину, и она решилась на отчаянный шаг: морозной февральской ночью 1610 г., переодев­шись гусаром, Марина вместе со служанкой и несколькими казаками покинула Тушино, надеясь добраться до Калуги. Но то ли заметая следы побега, то ли перепутав дороги, она оказалась вместо Калуги в Дмитрове, осаждённом москов­ским войском. Оборону города держали польские отряды Яна Сапеги. Марина стала деятельно помогать осаждённым и даже, как гласит легенда, участвовала в боевых операциях. Впрочем, вскоре москвичи из-за плохого снабжения сняли осаду. К концу марта Марина, наконец, добралась до Калуги, на этот раз без особых происшествий.

Здесь она начала активно поддерживать само­званца и приняла участие в его новом походе на Москву. Однако лето ей пришлось из-за беремен­ности провести в селе Коломенском. А к осени, когда бояре сдали Москву передовым отрядам короля Сигизмунда, самозванец с Мариной вернул­ся в Калугу. В один из декабрьских дней, во время прогулки по окрестностям города, Лжедмитрий II

был убит своим приближённым Петром Урусовым. А спустя месяц у Марины родился сын — Иван Дмитриевич. Заботу об овдовевшей матери и её ребёнке взял на себя казачий атаман Иван Заруцкий, который с этого момента стал посто­янным спутником бывшей царицы.

Весной 1611 г. Марина Мнишек покинула Калугу вместе с казачьим войском Заруцкого, направлявшегося в подмосковный лагерь Первого земского ополчения для борьбы против польских захватчиков. Здесь, в военном лагере, в июле 1611 г. и проявились последствия её добрачной коронации: с помощью Заруцкого сын Марины был объявлен наследником русского престола. Ведь кем бы ни был отец этого мальчика, его мать считала себя законной царицей и не признавала отречения, вырванного у неё силой. «Кого Бог раз осиял блеском царского величия, тот не потеряет этого блеска оттого, что его закрывает скоропре­ходящее облако», — гордо заявляла она.

После распада Первого земского ополчения Заруцкий и Марина с «царевичем» ещё некоторое время оставались в лагере, и, по слухам, именно по наущению Заруцкого было совершено поку­шение на князя Дмитрия Пожарского, не увен­чавшееся успехом. А когда до лагеря докатилась молва, что во Пскове объявился новый самозванец (вошедший в историю под именем Лжедмитрия III), Заруцкий присягнул ему и стал отстаи­вать его право на московский престол. Но и эта авантюра закончилась крахом: «псковский вор» Сидорка был выдан правительству. Заруцкому же вместе с Мариной и её сыном пришлось бежать на юг. По пути они попытались склонить донских казаков к новому походу на Москву, чтобы возвести на царство малолетнего сына Марины. Но донцы остались равнодушны к этим призывам: времена самозванцев уходили в прошлое. Заруцкому удалось добраться до Астрахани. Захватив власть в городе и убив тамошнего воеводу, он обосновался в тех местах. Целую зиму будоражил он округу посланиями, призывая к мятежу против московских властей. Рядом с ним по-прежнему находилась Марина с маленьким Иваном.

В марте 1614 г. к Астрахани подошло посланное царём Михаилом Фёдоровичем Романовым войско под командованием воеводы Семёна Головина. В городе вспыхнуло восстание против Заруцкого. Тот с Мариной и остатком верных ему казаков заперся в городском кремле. С наступлением ночи им удалось погрузиться на струги и незаметно уплыть в Каспийское море, а оттуда — на реку Яик (Урал). Но яицкие казаки, не соблазнившись посулами Заруцкого, выдали место его укрытия отряду, посланному Головиным в погоню за беглецами. Все они были схвачены на Медвежьем острове и отосланы под охраной в Москву. Там Иван Заруцкий после жестоких пыток был посажен на кол, а несчастный царевич Иван Дмитриевич — публично повешен за Серпуховской заставой столицы.

Сама Марина Мнишек была отправлена в

384

Коломну и, по преданию, заточена в одну из темниц городского кремля. Много легенд ходило в народе о её последних днях. Наиболее достоверной считается та, согласно которой узница скончалась от болезни. Башня, где встретила свою смерть «гордая полячка», расположе­на на углу кремлёвской стены, у самого моста. Эта башня и поныне носит её имя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]