Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.38 Mб
Скачать

Цари из рода романовых

В Посольском приказе кипела работа. Для царя Алексея Михайловича переводили с латыни книгу, которую недавно привезли из Вены. Автором её был Лаврентий Хурелич, импера­торский герольдмейстер, который возглавлял спе­циальную службу, ведавшую состоянием дво­рянских гербов и родословий. Этот признанный в своей области авторитет составил родословие московских царей, указав их связи с другими королевскими домами. В главах книги содер­жались росписи более двадцати «корон» (т. е. царствующих домов) Европы, подтверждавшие, что Романовы были связаны родственными узами почти со всеми правящими монархами. С пере­водом торопились не только потому, что эта книга представляла собой интересный и надёж­ный справочник для русских дипломатов. Это была победа новой династии. Просчитав степень родства царя Алексея Михайловича с другими правителями, венский двор тем самым признавал русского царя равным всем остальным евро­пейским монархам.

Предки Михаила Фёдоровича, первого царя ди­настии Романовых, происходили от младшей ветви одного из древнейших московских боярских родов. Основателем его традиционно считается Андрей Иванович Кобыла, о котором упоминают летописи: в 1346 г. он ездил в Тверь сватать за великого князя московского Семёна Ивановича (1340—1353 гг.), прозванного Гордым, дочь тверского князя Марию Александровну. От младшего сына боярина Фёдора Кошки и пошли Романовы.

Боярин Фёдор Кошка был доверенным лицом великого князя Василия Дмитриевича (Василия I; 1389—1425 гг.). Осторожный политик и дипломат, он умел ловким поведением и подарками улажи­вать дела своего государя в Орде, не доводя отношений до конфликтов и набегов татар на русские земли. Знаменит он и тем, что ему принадлежало роскошное Евангелие, сохранив­шееся до наших дней: великолепная рукописная книга в драгоценном переплёте, миниатюры к которой, возможно, писал сам Андрей Рублёв.

Именно потомки Фёдора Кошки позднее зани­мали прочное положение при московском дворе. Старшие же ветви рода Андрея Кобылы угасли, не оставив мужских потомков; некоторые семьи этого рода (Колычевы, Епанчины) обосновались в Новго­роде.

При дворе Ивана III (1462—1505 гг.) служили братья Яков и Юрий Захарьины, сыновья Захария Фёдоровича Кошки. Эти бояре занимались ад­министративной деятельностью, в основном в Новгороде. После присоединения к Москве новго­родских земель многие старинные боярские семьи были выселены из их новгородских вотчин, в которых «испомещали» московских служилых людей.

Дипломатическую и административную дея­тельность отца продолжил Михаил Юрьевич Захарьин. Посол императора Максимилиана барон Сигизмунд Герберштейн называл его «госуда­ревым секретарём», подчёркивая тем самым высокое положение этого видного дипломата при великом князе Василии III (1505—1533 гг.).

Положение Захарьиных особенно упрочилось в связи с женитьбой Ивана IV (1533—1584 гг.) на племяннице Михаила Юрьевича — Анастасии

Герб рода Романовых

385

Царь Михаил Фёдорович.

Романовне. Братья царицы, в том числе знаме­нитый впоследствии Никита Романович, были советниками молодого царя Ивана. В отличие от незнатных любимцев царя, таких, например, как Алексей Адашев, им не надо было делать при­дворной карьеры — боярский титул издавна принадлежал членам этой семьи.

К концу XVI в. из всех потомков Фёдора Кошки остался лишь Никита Романович с детьми. Никита Романович и его сын Фёдор активно участвовали в политической жизни при дворе царя Фёдора Ивановича (1584—1598 гг.), племянника Никиты Романовича и последнего из рода Ивана Калиты на московском престоле. После смерти этого государя Никита Романович и Борис Годунов оказались основными претендентами на престол.

Существовали различные легенды о том, кому именно бездетный царь Фёдор передал свой трон. Так, очевидец московской жизни конца XVI в. швед Пётр Петрей писал, что когда у больного царя Фёдора Ивановича спрашивали, кому он намерен завещать власть, тот отвечал, что «передаст свой скипетр перед смертью». И действительно, по­вествует далее Петрей, приняв незадолго до кончины монашеский сан, государь «передал свой скипетр Никите Романовичу». Скипетр был од­ним из основных символов царской власти, пе­редать его другому означало передать управление страной.

Но занять русский престол было суждено лишь внуку Никиты Романовича — Михаилу Фёдоро­вичу. Это произошло в 1613 г., после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну.

Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Несколько боярских партий имели своих кандидатов. За юного Михаила Фёдоровича помимо придворных выступили каза­ки, создавшие собственную легенду о передаче власти царём Фёдором. Как свидетельствует «По­весть о Земском соборе 1613 г.», «казаки, не можаху дождати от бояр совету (т. е. решения. — Прим. ред.)*, пошли на двор митрополита Крутиц­кого с просьбой дать царя, «кому нам поклонитися и служити, у кого жалованья просити». А на соборе казачий атаман напоминал вельможам, что царь Фёдор Иванович перед смертью передал свой царский посох Фёдору Никитичу Романову. «И тот ныне в Литве полонен, и от благодоброго корене и отрасль добрая и честь, сын его Михайло Фёдоро­вич». Действительно, патриарх Филарет (Фёдор Никитич Романов) был тогда в плену, и, выбирая Михаила Фёдоровича, некоторые бояре, очевидно, надеялись сохранить при дворе власть юного государя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]