Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.83 Mб
Скачать

Москва: у истоков могущества

Истоки могущества Москвы надо искать в послемонгольском периоде. Центром самостоятельного княжества она стала спустя десятилетие после монголо-татарско­го нашествия. Вероятно, первым её князем был Михаил Ярославич (княжил в 1247—1248 гг.). О его характере говорит прозвище Хоробрит, от древ­нерусского «хоробровати» — храбриться. Жизнь Михаила Хоробрита действительно оправдывает его прозвание. В 1248 г. он силой согнал с великого княжения Владимирского своего слабого дядю Святослава Всеволодовича, но в том же году погиб в битве с балтским племенем голядь на реке Протве (левый приток Оки).

Окончательное выделение Московского кня­жества относится к 70-м гг. XIII столетия. До этого область входила в великое княжение Владимир­ское и управлялась великокняжескими тиунами-наместниками.

Первое упоминание Москвы в летописи.

Встреча князей Юрия Владимировича и Святослава Ольговича

в 1147 г. в Москве.

Летописная миниатюра.

Родоначальником династии московских князей стал Даниил (около 1273—1303 гг.) — младший сын Александра Невского. В летописи в качестве московского князя он впервые упомянут под 1282 г. С именем Даниила Александровича, впо­следствии канонизированного Русской Право­славной церковью, связана история основанного им в конце XIII в. одного из первых в Москве монастырей — Данилова. В наши дни в этом монастыре находится резиденция патриарха Мос­ковского и всея Руси. Владел этот князь, наверное, самым небольшим уделом в Северо-Восточной Руси. Тогда в Московское княжество входили лишь ближайшие окрестности Москвы в радиусе около 40 км. Однако именно Даниил «примыслил» (присоединил) к нему первые и весьма зна­чительные территории. Осенью 1300 г. он нео­жиданно совершил поход к столице Рязанского

244

княжества — городу Переславлю-Рязанскому (со­временная Рязань), пленил «некакою хитростью» рязанского князя Константина и захватил низовья Москва-реки вместе с городом Коломной. В 1302 г. бездетный князь Иван Дмитриевич, умирая, завещал Даниилу своё Переяславское княжение. После смерти Даниила его сын Юрий в 1303 г. силой отобрал у Смоленского княжества Можайск. В 1306 г. он приказал убить томившегося в московском порубе (темнице) князя Константина и окончательно закрепил за собой Коломну. Такова история первых московских «примыслов». Но и в начале XIV в. Москва ещё не занимала первен­ствующего положения на Руси.

Как, почему Москве удалось стать во главе других русских княжеств? «Москва своим величи­ем обязана ханам», — утверждали одни историки, обращая внимание на покровительство Орды потомкам Даниила. Другие учёные объясняли силу Московского княжества выгодами его географиче­ского положения, контролем над речными тор­говыми путями и связанными с этим экономиче­скими преимуществами. Третьи говорили о Моск­ве, ставшей с 1325 г. «седалищем» (резиденцией) митрополита всея Руси, как о духовном центре русских земель. Однако решающую роль всё-таки следует отвести «демо­графическому» фактору. В Подмос­ковье шёл постоянный приток населения из земель, подвергавшихся частым нападениям ор­дынцев. По словам В.О. Ключевского, «в Москву, как в центральный водоём, со всех краёв Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы благодаря её географическому положению». Не менее важен и резкий рост численности населения в Подмосковье за счёт освоения новых, прежде не вовлечённых в хозяйст­венный оборот угодий. С поразительной быстротой росли деревеньки и починки (селения) в недавно ещё глухих лесах, на водоразделах, множились боярские и княжеские сёла.

Не менее важной представляется и роль личностей первых московских правителей. Путём военных захватов, кровавых убийств, богатых даров золотоордынским ханам и их жёнам, династических браков, «купель» (т. е. приобрете­ния за деньги сёл и целых городов) они приумно­жали своё богатство. В Орде клеветали на своих соперников, «по мзде» выторговывая ярлыки на другие княжества. Но часто забывают ещё об одной

A .M. Васнецов. «Двор удельного князя».

245

А. М. Васнецов. «Деревянный Кремль».

Деревянный терем.

характерной черте московских князей. «Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемно­гу, — писал В.О. Ключевский. — Готовясь предстать перед престолом всевышнего судии и диктуя дьяку духовную грамоту (завещание. -Прим. ред.), как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо пом­нят всякую мелочь в нём, не забудут ни шубки, ни стадца, ни пояса золотого, ни коробки сердолико­вой, всё запишут, всему найдут место и наследни­ка. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к не­му что-то новое, новую шубку «построить», новое сельцо прикупить — вот на что... были обращены их правительственные помыслы». Эта хозяйствен­ная деятельность дала свои результаты — уже в XIV в. ядро Московского княжества было освоено настолько, насколько это позволял тогдашний уровень развития экономики и техники.

Конечно, было бы преувеличением считать процесс возвышения Москвы неуклонным, посто­янным. Как и любой исторический процесс, он прошёл через целый ряд случайностей и критиче­ских моментов. Таким моментом стала полная драматизма борьба Москвы с Тверью за первенство в объединении Руси. «Тверь старая, Тверь бога­тая...», как пелось в одной исторической песне, к началу XIV в. являлась столицей сильнейшего княжества Северо-Восточной Руси.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]