Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.83 Mб
Скачать

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО

ЛИТОВСКОЕ

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ ОТ МИНДОВГА ДО ЯГАЙЛО

В течение столе­тия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древ­нерусских городов — Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие — попали в состав Литовской Руси.

Начиная с XIII в. и вплоть до времён Екатерины II история этих земель тесным образом связана с существованием Великого княжества Литовского.

Что такое Литва? Откуда произошло это название? Литовские учёные убеждены, что слово «Литва» пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка. Они считают, что слово это происходит от названия небольшой речки Летаука, а перво­начальная Литва — это небольшой район между реками Нерис, Вилия и Неман. С этим категориче­ски не согласен белорусский историк Микола Ермоло'вич, страстно доказывающий, что лето­писная Литва находилась на территории совре­менной Белоруссии, а земли нынешней Литвы были ею завоёваны.

С течением времени смысл, вкладываемый в слово «Литва», меняется. В XVI в. на территории Великого княжества Литовского чётко разделяли «Литву» и «Русь». Оба этих слова имели по нескольку значений.

Крепостные ворота города Минска в XII в. Реконструкция археологов.

Тракайский замок

великого князя литовского Ольгерда.

XIV в.

• «Литва» — это:

• 1) вся территория государства Великого кня­жества Литовского;

• 2) часть территории Великого княжества, населённая литовскими народностями. Даже в узком смысле это понятие включало в себя не только земли, населённые литовцами, но и западную часть современной Белоруссии. Так продолжалось по меньшей мере до конца XVIII в., когда Литва и Белоруссия вошли в состав Российской империи.

• «Русь» — это:

• 1) вся территория Великого княжества Ли­товского, населённая православными, как говорили в старину, людьми «русской» веры;

• 2) часть этой территории, восточная часть современной Белоруссии. Западная часть со­временной Белоруссии, населённая главным образом православными, «русскими» людь­ми, долгое время включалась в «Литву».

Как же образовалось Великое княжество Литов­ское? Литва впервые упоминается в немецких источниках под 1009 г.: в анналах Кведлинбурга (одна из средневековых западных хроник, т. е. исторических трудов, излагающих историю по годам) записано, что сын саксонского графа,

234

епископ и монах Бруно из Кверфурта, погиб от руки язычника «в пределах Руси и Литвы». В середине XIII в. литовский князь Миндовг (лит. Миндаугас, умер в 1263 г.) подчинил себе земли литовских и славянских племён и создал мощное государственное образование. Чрезвычайно сложно определить этнический (т. е. связанный с принадлежностью к какому-либо народу) состав населения той державы. Собственно литовские земли во времена наибольшего могущества Великого княжества Литовского занимали сравнительно небольшую часть территории государства.

Формирование государства проходило очень динамично, при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев. Способы присоединения новых земель были различными. В советское время историки писали, что западнорусские земли подпали под власть Литвы насильственным путём. Однако нельзя сводить всё к примитивному «завоеванию». Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского (между князьями заключался «ряд», своего рода согла­шение). Наряду с этим некоторые территории (например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялась: новых порядков старались никому не навязывать. Сла­вянские земли Великого княжества обладали более высоким уровнем развития общества, и прежде всего культуры, чем земли самих литов­цев, что благотворно влияло на верхушку литов­ского общества.

В первой половине XIV в. при князьях Витене (1293—1316 гг.) и Гедимине (1316—1341 гг.) Великое княжество вобрало в себя значительные территории на востоке (Полоцк, Минск, Орша, Берестье, Пинск, Туров). Гедимин, основатель знаменитой княжеской династии, пытался уста­новить дружественные отношения с Польшей и сопредельными землями Руси: одну из своих дочерей, Альдону, он выдал замуж за сына польского короля Владислава I Локетка, а другую, Марию, — за тверского князя Дмитрия Михайл­овича. В начале 20-х гг. XIV в. в источниках впервые упоминается город Вильно (лит. Виль­нюс), впоследствии на долгие столетия ставший столицей Великого княжества Литовского. В одной из летописей рассказу об основании Вильно предшествует повествование о том, что Гедимин сверг последнего киевского князя Станислава и занял его престол (правда, другие источники о таком князе не сообщают ничего).

При сыновьях Гедимина, Ольгерде (лит. Альгирдас; правил в 1345—1377 гг.) и его могущественном брате Кейстуте, Великое княжество ещё более расширилось. Во владениях Гедиминовичей (потомков Гедимина) оказались Торопец и Ржев, Чернигов и Брянск, Новгород-Северский и Владимир-Волынский. В 1362 г. Ольгерд совершил поход на Киев и захватил его, изгнав оттуда ордынских наместников. Вскоре после этого великий князь разбил татар в битве на Синих Водах (теперь речка Синюха, приток Южного Буга). В результате с 1364 г. в состав Великого княжества вслед за Киевщиной вошла и Подольская земля.

Ольгерд серьёзно угрожал Москве, совершив один за другим три похода против великого князя Дмитрия Ивановича (1368, 1370, 1372 гг.). Его союзниками были родственники, тверские князья (с 1349 г. Ольгерд был женат вторым браком на тверской княжне Ульяне Александровне). Дважды во время этих походов литовское войско осаждало Москву.

Ягайло

* * *

Славянские земли и города нередко искали покро­вительства литовских князей в связи с внешней опасностью. Помощь литовского воинства в борьбе с немецкими крестоносцами, с XIII в. нависавшими вечной угрозой над Северо-Западной Русью, нередко оказывалась решающим фактором в долгом и жес­током противоборстве.

Для многих земель и княжеств Руси переход под власть литовских князей оказался единственным способом избежать ордынского ига после нашествия Батыя. Первые, самые ранние победы над монголо-татарами были одержаны русскими полками в союзе с ратями литовцев. Военно-политический союз впоследствии привёл к государственному объединению.

Гедимин

235

АНДРЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ, КНЯЗЬ ПОЛОЦКИЙ

В конце XIV — середине XV вв. в Великом княжестве Литовском, состоявшем из собственно литовской области и присоединённых русских земель, существо­вала политическая двойственность. Тот, кто возглавлял всё государство, пренебрегая интересами огромной русской области, рисковал приобрести могуществен­ного противника в лице деятеля, который оказался бы способен стать лидером объединённых сил Литовской Руси. В конце XIV столетия таким лидером был князь Андрей Ольгердоаич, занимавший важнейшее кня­жение Литовской Руси — Полоцкое. Могущество этого правителя было столь велико, что он позволял себе именоваться в грамотах «королём». Как полководец и политик, он сыграл одну из важнейших ролей в исто­рических судьбах Литовско-Русского государства. Его сводный брат и основной политический противник — Ягайло Ольгердович — в борьбе с ним опирался на поддержку поляков и симпатиями русского населения не пользовался.

Андрей Ольгердович, старший сын великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича, родился около 1320 г. Его активная политическая деятельность началась довольно рано: в 1342 г. Андрей был призван во Псков. В период своего короткого княжения в этом городе, длившегося лишь один год, он принял крещение по православному обряду. После того как в 1345 г. Ольгерд встал во главе Великого княжества Литовского, Андрей становится главной опорой своего отца в делах большой политики. Последнее обстоятельство сущест­венным образом повлияло на положение Полоцкой земли, куда он был поставлен отцом на княжение. Хотя это княжество и входило в состав Литовско-Русского государства, тем не менее оно пользовалось огромной самостоятельностью. Во всех начинаниях Ольгерда Андрей всегда выступал его правой рукой, советником и полководцем, шла ли речь об отражении агрессии Тевтонского ордена или о наступлении на западные земли Руси. Особенно деятельным было его участие в походах отца на русские земли: на Смоленское кня­жество в 1359 г., на Москву в 1368, 1370 и 1372 гг.

Казалось, именно он, Андрей Ольгердович, блестящий полководец и опытный политик, унаследует отцовский престол. Однако а последний период деятельности великого князя в Литовско-Русском государстве взяли верх противники Андрея, т. е. группировка сыновей Ольгерда от второй жены, возглавленная Ягайло. Вспыхнувшая борьба обернулась настоящей внутренней войной: обе стороны осаждали города и крепости неприятеля, искали поддержки за рубежом. Андрей потерпел полное поражение и в конце 80-х гг. лишился Полоцкого стола (княжения). Впоследствии недруги бывшего полоцкого князя сочли для себя более безопасным наделить его незначитель­ными владениями, не допуская, однако, к делам общегосударственного значения. Погиб Андрей Ольгердович в 1399 г. в битве с татарами на реке Ворскле, участвуя со своими полками в объединённом походе литовско-русских сил.

После смерти Ольгерда развернулась ожесто­чённая борьба за престол между его сыном и братом — Ягайло и Кейстутом. В 1381 г. Кейстут изгнал Ягайло из Вильно и стал великим князем. Однако год спустя по приказу Ягайло новоявлен­ного правителя схватили и умертвили в подзе­мельях литовского замка Крево. Осенью того же года умер венгерский король Людовик Великий, одновременно занимавший и польский престол. В 1383 г. польской королевой признали его младшую дочь, 12-летнюю Ядвигу. 18 февраля 1386 г. юная королева была выдана замуж за Ягайло. Браку предшествовало заключение польско-литовского союза, направленного в первую очередь против Тевтонского ордена. 14 августа 1385 г. в уже известном нам Кревском замке была заключена личная уния Польши и Великого княжества Литовского (которая вошла в историю под наз­ванием Кревской унии). Среди прочего она прямо предусматривала включение Великого княжества в состав Польского королевства. Но это условие тогда так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кейстута Витовтом (лит. Витаутас, великий князь в 1392—1430 гг.) решительно воспротивилась поте­ре самостоятельности. Дошло до того, что Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 г. на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 г. Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон.

Правление витовта

При отважном и во­инственном Витовте Великое княжество Литовское переживает верши­ну могущества. Войны велись практически со все­ми соседями. Продолжив активное военно-полити­ческое давление на Москву, Витовт в 1404 г. за­хватил Смоленск, который в течение последующих 110 лет (до 1514 г.) входил в состав Великого княжества Литовского. В 1406—1408 гг. Витовт трижды вторгался в пределы Московского государ­ства. В августе 1399 г. войско Витовта потерпело жесточайшее поражение от монголо-татар на реке Ворскле; при этом погибло несколько десятков князей Гедиминовичей. Но великий князь доволь­но быстро смог оправиться от неудачи и вскоре прорвался к Чёрному морю, захватив земли в нижнем течении Южного Буга, Днестра и Днепра. Именно тогда образовалось огромное государство «от моря до моря».

И всё же главное событие в жизни Витовта и его двоюродного брата Ягайло (в 1386 г. ставшего польским королём под именем Владислава II) — знаменитое сражение при Грюнвальде (лит. Жальгирис) в Восточной Пруссии. В этой битве войска Ягайло и Витовта наголову разгромили армию Тевтонского ордена — давнего противника Польши, Литвы и Руси.

Однако Ягайло и Витовт не сумели в полной мере воспользоваться результатами Грюнвальд-

236

Литовская аристократия. Кристина Евфимия Радзивилл. 40-е гг. XVII в.

ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКАЯ УНИЯ

Личная уния между Короной Польской и Великим княжеством Литовским означала прежде всего при­знание одного государя (короля польского и великого князя литовского) обоими государствами. На деле до начала XVI в. это условие нередко нарушалось: Великое княжество часто имело собственного великого князя, который формально хотя и подчинялся королю польс­кому, но был в то же время могущественным и неза­висимым монархом. Так, при короле Ягайло великими князьями литовскими были поочерёдно Витовт Кейстутьевич, Свидригайло Ольгердович и Сигизмунд Кейстутьевич.

Политические условия унии в разное время изменя­лись, но в основном Великое княжество Литовское пользовалось почти полной автономией, и весь его госу­дарственный уклад был совершенно самостоятельным. Случалось даже, что Корона и Литва вели между собой настоящие боевые действия из-за спорных земель.

Истинное объединение Польши и Литвы в одно государство произошло лишь в 1569 г., спустя почти 200 лет после заключения Кревской унии.

ского сражения. Остатки орденских сил во главе с новым Великим магистром Генрихом фон Плауеном сумели удержаться в укреплённом Мариенбурге (Мальборк). Осада этой крепости велась вяло и неудачно. Кончилось тем, что двоюродные братья не поладили друг с другом, и в сентябре 1410 г. Витовт покинул лагерь. Полякам пришлось снять осаду. Уход Витовта объясняется тем, что он не хотел полного разгрома крестоносцев, ведь плоды победы достались бы прежде всего полякам и самостоятельность Великого княжества оказалась бы под угрозой. Она была настолько реальна, что преемник Витовта Свидригайло вступил в союз с Великим магистром, а в 13-летней войне Польши с Орденом (1454—1466 гг.) Великое княжество сохраняло нейтралитет, несмотря на то что во главе обоих государств в то время стоял один и тот же человек — Казимир Ягайлович (великий князь литовский в 1440—1492 гг., польский король с 1447 г.). При Витовте границы Великого княжест­ва Литовского и Московского княжества прохо­дили в районе Можайска и верховьев реки Оки. И если уже с середины XV в. существовала весьма определённая граница Великого княжества с обоими орденами — Тевтонским и Ливонским, то его восточные рубежи были нечёткими, почти прозрачными.

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ:

РАСЦВЕТ И ГИБЕЛЬ

В XV в. Великое княжество Литов­ское было федера­тивным государст­вом с преобладанием славянских земель. С середи­ны столетия в нём складывается единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла зна­чительный слой населения — до 8—10%, гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления — сеймы и сеймики — решали важ­нейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Любой рядовой шляхтич без всяких для себя последствий мог отсиживаться дома во время войны. Политику творили круп­нейшие землевладельцы — магнаты, под контро­лем которых с середины XV в. фактически нахо­дилась власть великого князя. В конце этого сто-

237

летия формируется коллегиальный ор­ган — Рада панов, — без согласия ко­торого великий князь не мог отправ­лять послов (не мог он и отменять решения Рады панов). Богатству литовских магнатов (среди них выделяются такие блестящие фамилии, как Сапеги и Радзивиллы, Тышкевичи и Ходкевичи, Острожские и Гаштольды) завидовали самые богатые люди Польского королевства, ибо их владения не шли ни в какое сравнение с владениями, например, князей Острожских, в лучшие времена имевших 1300 сёл, сотню городов и замков. Многие литов­ские паны имели обычай воевать между собой, а иногда позволяли себе самовольные набеги на со­предельные государства (например, Молдавию и Валахию).

Всевластие магнатов и шляхты получило чёткое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 гг. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. Они представляют собой

замечательные юридические памятники, в кото­рых слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Действие Третьего Литов­ского Статута на землях Литвы и Белоруссии было отменено только в 1840 г. императором Никола­ем I, хотя Статут 1588 г. лучше подходил к местным условиям, чем русское законодательство середины XIX в. Характерно, что все три статута были славяноязычными (язык, на котором они составлены, был близок к тогдашним белорусским говорам и до XVII в. служил официальным языком канцелярии Великого княжества).

Великое княжество Литовское обладало замеча­тельной и своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка Франциск Скорина стал восточнославян­ским первопечатником. В 1517—1519 гг. в своей типографии в Праге он впервые выпустил Библию в переводе на славянский язык, близкий к белорусскому языку тех времён. Замечательные

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]