Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая по угол2.праву.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
165.38 Кб
Скачать

1.3 Наказуемость покушения на преступление

Определив в Уголовном кодексе, что покушение на преступление и приготовление к преступлению являются видами неоконченного преступления, законодатель не сформулировал понятие неоконченного преступления, а только определяет оконченное. В ч. 1 ст. 29 УК РФ оконченным преступлением признается деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренные УК РФ. Исходя из закона, можно сделать единственный вывод о том, что преступление признается неоконченным, если в совершенном лицом деянии не содержатся все признаки состава преступления, предусмотренные УК РФ.

Получается, что, привлекая лицо к уголовной ответственности за совершение «неоконченного преступления» (ч. 3 ст. 29 УК РФ), правоприменитель нарушает ст. 8 УК РФ, закрепляющую, что единственным основанием привлечения лица к уголовной ответственности является совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренные УК РФ.

В доктрине уголовного права высказаны самые различные точки зрения относительно основания уголовной ответственности за покушение и приготовление. Большинство авторов (Дурманов Н.Д., Алексеев Н.С., Смирнов В.Г., Шаргородский М.Д. и другие) придерживаются мнения, что в неоконченных преступлениях всегда имеются составы приготовления к преступлению либо покушения на преступление, признаки которых определяются диспозициями норм Особенной части и положениями статей Общей части Уголовного кодекса России5.

Однако вывод ученых о том, что при совершении приготовления к преступлению и покушения на преступление лицо совершает деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренные УК РФ, не устраняет существующее противоречий между ст. 8 и ст. 29 УК РФ. К тому же доктрина в отечественной правовой системе не является источником права. Решить указанное противоречие в уголовном законе можно, лишь отказавшись от деления преступлений на «оконченные» и «неоконченные». Невозможно определить специфику неоконченного преступления, так как преступление, в отличие от преступной деятельности, не может иметь начало и окончание и представляет собой явление действительности, существующее в определенной точке пространства и времени.

Тогда необходимо изменить положения уголовного закона, касающиеся неоконченной преступной деятельности, таким образом, чтобы исключить возможность деления преступления на оконченные и неоконченные. Для этого норму об уголовной ответственности за приготовление к преступлению и покушение на преступление, а также статью о добровольном отказе от преступления следует поместить в главу 3 УК РФ «Понятие преступления и виды преступлений».

Для того чтобы возникли уголовные правоотношения, необходимо установить факт того, что виновное, общественно опасное, противоправное деяние совершено (ст. 14 УК РФ). Если преступная деятельность лица прервана по независящим от этого лица обстоятельствам в момент, когда он приготавливается или непосредственно начинает совершать задуманное преступление, в определенных законом случаях (ст. 30 УК РФ) устанавливается юридический факт – совершение лицом деяния, содержащего все признаки состава преступления. То есть появляется основание для привлечения этого лица к уголовной ответственности.

Состав такого преступления при юридической квалификации совершенного деяния выражается путем указания статьи Особенной части УК РФ, предусматривающей признаки состава преступления, совершение которого было целью виновного, и статьи 30 УК РФ, предусматривающей, в каких случаях приготовление к преступлению или покушение на преступление квалифицируются как преступления.

Однако формулировка «приготовление к преступлению» или «покушение на преступление» означает, что преступление еще не совершено, а значит, нет и основания уголовной ответственности6.

Деянием, содержащим все признаки состава преступления, следует считать не покушение на совершение преступления или приготовление к совершению преступления, а «приготовление к убийству» (ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ), «покушение на кражу» (ч 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 158 УК РФ) и т.д. То есть покушение на конкретное преступление или приготовление к конкретному преступлению, объективная сторона которого закреплена в диспозиции статьи Особенной части УК РФ. Ведь для квалификации такого преступления необходимо указывать, к какому преступлению было совершено приготовление или на какое преступление было совершено покушение. Кроме того, лицо должно привлекаться к уголовной ответственности, если оно совершит только такие подготовительные действия (бездействие) или действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение какого-либо преступления, которые обладают признаками, установленными в статье 30 УК РФ. Таким образом, в определенных законом случаях деяния, создающие условия совершения преступления, а также покушение на преступление, обладают всеми признаками преступления – общественной опасностью, противоправностью, наказуемостью, виновностью, поэтому их следует признать специфическими видами преступлений.

Особенностью этих преступлений является тот способ, которым законодатель устанавливает признаки состава преступления. Обычно все признаки объективной стороны состава преступления закрепляются в Особенной части Уголовного кодекса РФ, а признаки объективной стороны «покушения» и «приготовления» устанавливаются как в Общей, так и в Особенной части УК РФ.

Важнейшим признаком, как преступления, так и состава преступления является общественная опасность. Прежде всего, при покушении создается непосредственная опасность причинения вреда охраняемому уголовным законом объекту. Более того, при покушении объекту нередко причиняется вред, хотя и не тот, что указан в законе. Порой причиненный вред настолько значителен, что преступление, хотя и не окончено, представляет высокую степень общественной опасности.

Общественная опасность при покушении состоит в создании виновным реальной возможности наступления того преступного результата, на который был направлен его умысел. Точно так же состав преступления не исчезает и в тех случаях, когда объективная сторона не получает своего полного развития. От этого она не перестает быть объективной стороной.

Во всех случаях, как при наличии оконченного преступления, так и при покушении, присутствует основной необходимый признак объективной стороны состава преступления — общественно опасное действие. При этом действия не теряют общественной опасности оттого, что они выполнены не в полной мере либо фактически не привели к преступному результату. В этих случаях речь может идти лишь о разной степени общественной опасности, но в рамках состава преступления.

Таким образом, при покушении единственным основанием уголовной ответственности является общепризнанное по уголовному праву основание: действия лица, содержащие признаки конкретного состава преступления.