Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Леонтьев Д.А. Психология смысла.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.4 Mб
Скачать

Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур

зует некоторые основополагающие паттерны мировоззрения и лич­ности. Как отмечают многие работавшие с методикой предельных смыслов, она является не только исследовательским и психодиаг­ностическим инструментом, но и психотехническим или даже пси­хотерапевтическим средством, фасилитирующим личностный рост и развитие процессов осмысления.

Итак, мы рассмотрели пять групп методов, с помощью кото­рых возможно изучение тех или иных сторон смысловой реальнос­ти. Этот анализ дает лишнее подтверждение тому, что смысловая реальность обнаруживает себя во многих разных формах и не может быть сведена к однопорядковым структурам; соответственно, для анализа разных ее аспектов требуются разные методы и методичес­кие подходы. Ни один метод или методический подход не может охватить смысловую реальность в целом (психологический прин­цип дополнительности дает этому теоретическое обоснование), поэтому ее эмпирическое исследование требует применения комп­лексной исследовательской стратегии и разных, дополняющих друг друга, методов и подходов.

4.6. патология смысловой регуляции

В данном разделе мы намерены обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе данные о различных видах нарушений в смысловой регуляции и строении смысловой сферы личности при психических и психосоматических заболеваниях.

Систематическое изучение изменений смысловой регуляции, сопровождающих психическую патологию, стало осуществляться, начиная с 1960-х годов, Б.В.Зейгарник (1971; 1986) и ее ученика­ми. «Патологический материал позволяет проследить закономерно­сти изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности» (Зейгарник, 1986, с. 93). Согласно Б.В.Зейгарник, в выполнении любого экспе­риментально-психологического задания проявляются личностные особенности больного, поэтому они должны изучаться не только специальными направленными на них методами, но и через учет их влияния на поведение и познавательную деятельность. «О патоло­гическом изменении личности мы говорим тогда, когда под влия­нием болезни у человека скудеют интересы, мельчают потребности, когда у него проявляется равнодушное отношение к тому, что его раньше волновало, когда действия его лишаются целенаправленно­сти, поступки становятся бездумными, когда человек перестает ре-

4.6. патология смысловой регуляции 317

гулировать свое поведение, не в состоянии адекватно оценивать свои возможности, когда меняется его отношение к себе и окружающе­му. Такое измененное отношение является индикатором измененной личности» (Зейгарник, 1986, с. 33). Из этого описания отчетливо вид­но, что патологические изменения личности затрагивают в первую очередь именно ее смысловую сферу. В русле патопсихологического подхода те или иные особенности смысловой сферы личности мо­гут рассматриваться не только как следствие болезненных измене­ний, но и как более или менее хорошая основа для компенсации заболевания, замещающей перестройки системы деятельностей больного. Например, «многовершинность» мотивационной сферы создает большие возможности для такого компенсаторного замеще­ния, чем «одновершинность»; с другой стороны, при неполном осознании болезни именно многовершинность чревата опасностью некритического отношения к своему состоянию (Зейгарник, Бра-тусь, 1980, с. 21).

Вполне закономерно, что в 1960—1970-е годы изучение анома­лий смысловой сферы в патопсихологической клинике сводилось преимущественно к изучению особенностей мотивации и целепо-лагания. В этот период, как мы показали выше, в главе 1, само по­нимание личностного смысла в основном опиралось на формулу А.Н.Леонтьева «отношение мотива к цели», а представления о смысловой сфере личности, как и о смысловой регуляции, еще не было. В 1970—1980-е годы, наряду с мотивацией и целеполаганием, предметом интереса патопсихологов становятся и более сложные рефлексивные процессы, связанные с активной регулирующей ро­лью сознания, такие как критичность и опосредованность деятель­ности. Вот как в конце 1980-х годов формулируются критерии, по которым личность больного определяется как измененная:

«1. Изменение содержания ведущего мотива деятельности (фор­мирование нового мотива ведущей деятельности — патологическая деятельность голодания при анорексии, например).

  1. Замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка (например, мотив "самообслуживания" при ипо­ хондрии).

  2. Снижение уровня опосредованности деятельности (деятель­ ность упрощается, целевая ее структура обедняется).

  3. Сужение основного круга отношений человека с миром, т.е. сужение интересов, обеднение мотивационной сферы.

  4. Нарушение степени критичности, самоконтроля» (Николаева, 1987, с. 124-125).

Параллельно с развитием общепсихологических представлений о смысловой сфере в патопсихологии также происходит усложнение

318