Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Леонтьев Д.А. Психология смысла.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.4 Mб
Скачать

Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур

310

проективного эксперимента «предлагает человеку условия замещаю--щего действия; чем добросовестнее человек относится к инструкции^! тем более непроизвольно обращается он к своему опыту. Однако та\ "ближе всего" хранится прерванное действие и соответствующая ситуация. Неосознанно, а иногда и осознанно, человек пытается за­вершить прерванное действие; однако, как этого требуют новые ус­ловия, такое завершение возможно лишь в символическом плане, путем "управления" судьбами персонажей, их мыслями и чувствами. В свете сказанного становятся понятными и требования к проек­тивным стимулам. Степень их определенности или неопределенности определяется возможностью их использования для тех или иных за­мещающих действий, сопряженных с преградными смыслами разной степени конкретности» (Соколова, Сталин, 1980, с. 67).

Трактовка П.В.Яньшина ставит во главу угла семантические ме­ханизмы синестезии и метафоры. Анализируя проективный рисунок, он характеризует его как метафорическое выражение смысла Я, под­черкивая при этом его коммуникативный аспект в качестве сред­ства общения между испытуемым и экспериментатором. «Первая гипотеза состоит в том, что в проективном рисунке находит свое от­ражение смысл Я испытуемых. Вторая гипотеза состоит в том, что возможность существования рисуночной проекции определяется строением знака-образа: отражением в визуальной форме личност-носмыслового отношения к "Я", допускающим "подмену" имени образа. Закономерная связь личностного смысла и визуальной фор­мы может быть рассмотрена как "смысловая референция". Третья гипотеза состоит в том, что в основе феномена смысловой референ­ции лежит механизм синестезий, или коннотативной синонимии признаков, оперирующий на домодальном глубинно-семантическом уровне. Четвертой гипотезой является то, что движение столь же "категоризовано" через механизм синестезий, как и восприятие, так что рисунок — как "замороженное" движение — может служить транслятором невербальных значений и невербализованных смыс­лов» (Яныиин, 1990, с. 12—13). В ряде экспериментов П.В.Яньшину удалось получить данные, говорящие в пользу этих гипотез, и полу­чить частичное подтверждение параллелизма образно-графического и вербально-метафорического рядов; проективный рисунок в этом контексте «допустимо рассматривать как графическое "высказыва­ние" испытуемого о своем внутреннем мире и чертах характера» (Яныиин, 1989, с. 51).

Обе изложенные трактовки являются ограниченными, посколь­ку подводят теоретическое обоснование под один определенный класс проективных методов — ТАТ в первом случае и проективный рисунок во втором, — оставляя открытым вопрос о возможности

4.5. методы исследования смысловой сферы личности 311

распространения этого обоснования и на другие классы проектив­ных методов. Развивая теоретическое обоснование Тематического апперцептивного теста (Леонтьев Д.А., 1998 б), мы усматривали ме­ханизм его действия в том, что процессы воображения и реальное поведение, различаясь по своему субстрату и структурам, осуще­ствляющим и регулирующим эти процессы, в онтологическом пла­не регулируются одними и теми же жизненными отношениями субъекта, проявляющимися, правда, в различных превращенных формах, предполагая цепь умозаключений от воображения к жиз­ненным отношениям и жизненным смыслам и от них к регуляции реального поведения. Согласно предлагаемой нами трактовке, то, что непосредственно отражается в рассказах ТАТ — это индивиду­альный образ мира обследуемого как целостное многомерное и многоуровневое представление действительности, формирующееся на протяжении всей жизни субъекта, выполняющее функции регу­ляции практической деятельности и опосредующее любые процес­сы психического отражения (Леонтьев А.Я., 1983 б; Смирнов, 1985). Образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Возникающая на основе образа мира в конкретной ситуа­ции система апперцептивных ожиданий влияет на содержание восприятий и представлений, порождая иллюзии и ошибки вос­приятия, а также определяя характер восприятия неоднозначных стимулов таким образом, чтобы актуально воспринимаемое или представляемое содержание соответствовало целостному образу мира, структурирующим его смысловым структурам и вытекающим из него интерпретациям, атрибуциям и прогнозам относительно данной ситуации, а также актуальным смысловым установкам (см. разделы 3.1. и 3.2.). Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интер­претации им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сло­жившемуся у него устойчивому образу мира, в частности, личнос-тно-смысловым трансформациям этого образа, описанным в разде­ле З.1., можно «вычислить» жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предска­зать его реальное поведение в подобных обстоятельствах, которое внешне может не совпадать с поступками героев его рассказов. Данная трактовка, будучи не более разработанной, чем две преды­дущие, допускает, на наш взгляд, более широкое обобщение.

Психосемантический подход к изучению смыслов. Психосеман­тический подход (в широком смысле слова) основан на методоло­гии измерения локализации объектов в пространстве, образованном

312