Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 2. Древняя Греция. Гомеровский и архаиче...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
93.73 Mб
Скачать

4. Особенности древнегреческого ордера

Следует сразу отметить, что ордера, в «классическом», общепринятом понимании этого слова, в Древней Греции не было. Мы имеем в виду канонизированный свод правил и табличных размеров, подобных трактатам Дж. Б. Виньолы и А. Палладио. В Древней Греции нет культового или общественного здания, похожего одно на другое. Каждый зодчий вырабатывал в своих произведениях свои собственные каноны и пропорциональные отношения. В то же время принято считать, что мастера архаического периода создали два варианта архитектурных ордеров – дорический (материковая Греция) и ионический (побережье Малой Азии).

Греческий ордер представляет собой сочета­ние трех указанных основных частей: колон­ны, ее подножия – стереобата и антаблемен­та. Согласно утверждению Витрувия, каменный ордер возник из деревян­ного прототипа: «Верхние колонны следует делать на четвертую часть меньше ниж­них, потому что для поддержания тяжести то, что находится внизу, дол­жно быть прочнее находящегося наверху, а также и потому, что следует подражать природе растений, например таких стройных деревьев, как ель кипарис и сосна, из которых нет ни одного, которое не было бы толще у корней и которое затем постепенно не убывало бы в высоту, путем есте­ственного и равномерного сужения вырастая до вершины. Итак, раз того требует природа растений, то правильно установлено, что верхнее дол­жно быть и в высоту и в толщину сокращеннее нижнего…» (Витрувий, V, I, 3).

Переход к камню повлиял на пропорции и на всю структуру ордера; колон­нам стали придавать большую толщину и ставить их ближе друг к другу для уменьше­ния пролетов каменных архитравов. Некото­рые исследователи указывают, что на сложе­ние форм ордера повлияли также и более древние каменные образцы.

Греческий ордер – это не только каменная конструкция, но и полноценная художествен­но выразительная система, отличающаяся пла­стической обработкой и гармонической про­порциональностью своих частей. Расширение ствола колонны книзу подчеркивает ее роль несущего элемента. Колонна несет груз ан­таблемента, простое геометрическое очертание которого контрастирует с ее живыми упруги­ми формами. Энтазис (припухлость ствола) передает впечатление упругого напряжения колонн. Криволинейные профили (обло­мы) баз, капителей и других элементов ордера вычерчивались не по циркулю, а, по-видимому, на глаз, приближаясь к более сложным кри­вым, отчего они казались упругими, пружиня­щими. Некоторые обломы украшались типичным для каждого из них орнаментом – живопис­ным в дорическом ордере и скульптурным – в ионическом.

Утолщая или утоняя колонну, увеличивая или уменьшая ее энтазис, изменяя капитель, архитекторы добивались такой же выразитель­ности и таких же тонких нюансов в переда­че впечатления силы и напряжения, тяжести и легкости, как их добивается скульптор при изображении форм человеческого тела.

В процессе развития греческой архитектуры сложились два основных ордера – дорический и ионический, формы и пропорции которых развивались и варьировались на протяжении многих веков. Основным раз­личием между дорическим и ионическим орде­ром является то, что первый из них массивен и прост по своим формам, а второй более строен и богато украшен. Витрувий сравни­вает дорический ордер с обнаженным, атлети­чески сложенным мужским телом, а иониче­ский ордер – с изящной, драпированной в бо­гатые одежды женской фигурой.

Дорический ордер развивался в самой Гре­ции, а также в ее сицилийских и италийских колониях, а ионический ордер – в Малой Азии и на островах Эгейского моря. С середи­ны V в. до н. э. Время происхождения его точно не установлено. Ориентировочно это VII век до н. э. Зато точно известен автор первой ионической колонны. Им является зодчий Херсифрон – автор первого варианта храма Артемиды в Эфесе (560-550 гг. до н. э.), который был сожжен в 356 г. до н. э. Геростратом. Этот храм, в соответствии с древнегреческой классификацией, является третьим «чудом света».

По мнению большинства теоретиков архитектуры, начиная с Витрувия и Д.Б. Альберти, каменные ордера архаической Греции берут свое начало в деревянных жилых постройках дорийцев (строительство из балок крупного сечения) и ионян (строительство из тонкого бруса). В пользу этой гипотезы свидетельствуют руины храмов Аполлона в Фермосе (около 640 года до н. э.), Геры в Олимпии (VI век до н. э.). В них были использованы комбинации каменных и деревянных конструкций (колонн, балок и пр.). Многие декоративные детали ордеров (триглифы, фасции, зубчики, тении, гутты) имеют явно «деревянное» происхождение. Несомые элементы (метопы, бусы, жемчужник и т. п.) – скорее всего, результат «облагораживания» каменной конструкции. Вероятно, вначале древнегреческие зодчие и скульпторы (как и их индийские коллеги три столетия спустя), вполне намеренно имитировали в каменных конструкциях деревянные детали. Ведь они строили своим богам «жилища», напоминавшие мегароны гомеровских царей и героев. Небожители мало отличались от смертных людей, поэтому обязаны были жить в постройках из «живого» материала – дерева. Осознание того, что боги «бессмертны» и требуют более долговременных жилищ из более прочных каменных материалов, пришло значительно позже. А пока время храмов-«монументов» еще не наступило. Оно пришло уже после знакомства греков с монументальной архитектурой Востока.

«Тайну» происхождения образов дорического и ионического ордеров нельзя пока считать разгаданной. Дело в том, что каннелюры, украшающие ствол колонны, были известны еще древним египтянам. Примерами могут служить полуколонны комплекса Джосера в Саккара, III тысячелетие до н.э. Или «протодорические» колонны, украшавшие входы в скальные гробницы времен Среднего царства (Долина Царей, XV век до н. э.). Или творение зодчего Сенмута – колонны заупокойного храма фараонессы Хатшепсут (XVI век до н. э.). Крито-микенские зодчие каннелюры применяли крайне редко. В странах Востока каннелированные колонны встречаются лишь во второй половине VI века до н. э. – ападаны Персеполя (ахеменидский Иран). Последние были высечены пленными мастерами из Ионии.

а б

Рис. 2.29. a – Статуи Геры и Оранты с острова Самос – прототип дорической колонны

(по Н.И. Брунову); б – колонны храма Геры в Олимпии, VII в. до н. э.

Интересна, хотя и достаточно спорна, версия об антропоморфных пропорциях и визуальном сходстве греческих колонн с фигурами людей – зрелого мужчины-воина (дорический ордер), женщины (ионический), девушки (коринфский). В качестве подтверждения этой версии Витрувий привел ордер кариатид, а Н.И. Брунов – статую богини Геры с острова Самос, ныне хранящуюся в Лувре. Эта статуя напоминает круглую, расширяющуюся кверху, колонну, поверхность которой прорезана вертикальными каннелюрами. В верхней части колонна развивается в женскую фигуру (рис. 2.29). Не исключена также версия о сходстве очертания отдельных форм греческих колонн (энтазис ствола, выпуклые эхин и база) с гончарными заготовками из влажной глины (рис. 2.30).

Рис. 2.30. Краснофигурная и чернофигурная вазы; лекиф с изображением Афины с лебедем

Эти фрагменты колонны как бы «расплываются», деформируются под тяжестью покрытия. Подобные «припухлости» в колоннах и их элементах наглядно демонстрировали действие сил земной гравитации, что в дальнейшем дало толчок к рождению гипотезы об «архитектоничности» древнегреческой архитектуры (теории Д.Б. да Виньолы, Г. Гегеля, И.В. Жолтовского и др.). Античные зодчие четко подразделяли кривое и прямое (например, в архитектурных профилях). Они полагали, что резкое преобладание прямых линий приводит к однообразию, к обеднению формы, а чрезмерное богатство кривых, безмерное усложнение их, наоборот, вызывает чувство пресыщения. Композиция, составленная из одних кривых, беспокойна. Только соразмерная смесь – гармония прямого и кривого, противопоставленных друг другу, должна привести к красоте целого.

Интересной особенностью архаических ордеров является также ограниченный набор в них «природных» мотивов. Последние, если они есть, выполняют обычно второстепенные функции. Это декоративные элементы карнизов (акротерии, антефиксы, симы), капителей (ионические волюты, украшенные листелями скоции). Весьма своеобразны архитектурные термины, закрепившиеся в профессиональном жаргоне греческих зодчих – периптер («оперенный»), энтазис («припухлость»), киматий («волна»), овы («орехи», «яйца»), гипотрахелион («шейка»), эхин («тарелка», «морской еж») и др. Второстепенная роль этих элементов и деталей в структуре греческого ордера, в отличие от древневосточного, – свидетельство доминирующей роли антропоморфизма в религии и искусстве Древней Греции.