Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 Психологические защиты.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
199.17 Кб
Скачать

3. Особенности психологической защиты у больных. Тревога и страх.

Как распознать страх?

Когда мы были маленькими детьми, страх составлял неотъемлемую часть нашей жизни: он появлялся всякий раз при встрече с неизвестным или когда мы испытывали дискомфорт и не знали способа вновь вернуть состояние комфорта и защищенности. Подрастая и постепенно узнавая все больше и больше об окружающем, мы ближе знакомились с пугавшими нас когда-то предметами и явлениями и переставали испытывать страх при столкновении с ними. Мы учились справляться с различными неприятными моментами нашей жизни, выбирая такой способ поведения, который устранял бы дискомфорт или хотя бы уменьшал его. Жизнь учила многих из нас, что свой страх нельзя не только показывать окружающим, но даже признаваться в нем самому себе.

Когда мужчине страшно, он вынужден каким-то образом видоизменять этот страх, чтобы спрятать его - причем, не только от других, но от себя самого, поскольку показать свой страх означало уронить себя в мнении окружающих. Таким образом, у огромного большинства выработался поведенческий механизм отрицания собственных глубинных страхов. Впрочем, конкретные причины, вызывающие страх, для разных людей совершенно различны. Попросту говоря, когда мы всерьез чего-либо боимся, мы не желаем признаваться в этом даже самим себе. Мы отказываемся называть это чувство страхом и вынуждены подыскивать для него какое-нибудь другое благовидное название. Но все это чистейший самообман, поскольку испытывать страх присуще каждому человеку без исключения.

Страх – душевный процесс, который либо помогает, либо мешает нам жить – в зависимости от нашего отношения к нему. Главное здесь – вопрос настроя: если мы хотим избежать любых поражений, неудач, страданий, страх настигнет нас, куда бы мы ни пошли и что бы ни делали. Однако если принять страх и постараться им воспользоваться, он не только придаст мужества, но и станет полезным спутником.

В силу того, что страх – ощущение неприятное – часто он воспринимается как нечто негативное. Люди осуждают страх, даже не попытавшись в нем разобраться. «Опасаясь страха, мы уходим от вопросов, благодаря которым наша жизнь в конечном итоге могла бы стать богаче и честнее». (М. Эрни). Важно не воевать с ним, не искоренять его, а изменить свое враждебное отношение, «приспособиться», «подружиться». Тогда он превращается в полезного спутника и повышает качество жизни.

Ф. Риман (1998) выделяет 4 основные формы страха, которые ставят перед нами общечеловеческие проблемы:

1) страх перед самоотдачей (перед открытостью, доверием, симпатией, любовью и т.д.);

2) страх перед индивидуализацией (страх одиночества);

3) страх перед неизбежностью смерти, перед преходящим (страх перед переменами);

4) страх перед необходимостью (перед законами, сложившимися установками).

Можно понять и принять страх как призыв к новой свободе и к новой ответственности. В этом смысле страх рассматривается в позитивном, творческом аспекте, как инициатор перемен. Когда мы осознаем свой страх перед самоотдачей, то начинаем стремиться к доверию и открытости в межчеловеческих отношениях. Когда мы испытываем страх перед преходящим, то стремимся сделать жизнь более плодотворной и наполненной смысла. Если мы сознаем и принимаем необходимость и неизменность заложенных в мире закономерностей, без страха перед тем, что эти законы ограничат нашу свободу, тогда мы становимся в высшей степени зрелыми и человечными.

Эти страхи важны для нашего духовного развития. Если мы боимся и избегаем их, то они замещаются невротическими страхами (фобиями), которые мучительны и бессмысленны. Невротические страхи тормозят и парализуют нашу деятельность, отвлекают от решения важнейших задач нашей жизни.

Формы проявления страха: Страх может скрываться под разными «масками»: навязчивые привычки, мысли, преувеличенная забота, недоверие, стремление к бурной деятельности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, медикаментами, беспорядочные сексуальные связи, жажда власти, авторитета, материального благополучия, надуманное презрение к страху или к тем, кто его испытывает и др.

Когда страх и тревога считаются болезнью? Если мы не признаем страх, избегаем его, то страх приобретает патологический характер. Он может переноситься на другие безобидные объекты, от которых легче уклониться, чем от истинного источника страха. Так возникают фобии.

Термин «фобия» происходит от греческого «phobos»- страх, ужас. Это интенсивный непреодолимый навязчивый страх, охватывающий больного, несмотря на понимание его бессмысленности и попытки с ним справиться. Каплан Г.И. и Сэдок Б.Дж. (1998) подчеркивают иррациональный характер страха (его необоснованность, нелогичность), обращая внимание на то, что причина, вызвавшая формирование фобии, часто оказывается вытесненной из сознания больного.

Наиболее известны агорафобия (боязнь открытых пространств) и клаустрофобия (боязнь закрытых пространств). Часто встречается энтомофобия (боязнь насекомых), офидиофобия (змей), музофобия (мышей), никтофобия (темноты).

Различают более 350 видов фобий. Вот еще некоторые из них: гипсофобия (высоты), антропофобия (толпы), монофобия (одиночества), петтофобия (общества), нозофобия (страх различных заболеваний), канцерофобия (заболеть раком), мизофобия (загрязнения, грязных рук), тонатофобия (внезапной смерти), тафефобия (погребения заживо), ситофобия (принятия пищи), оксифобия (страх острых предметов), трискайдекафобия (13-го числа), пантофобия (всеохватывающий страх). Если человек, испытавающий страхи не лечится, то заболевание прогрессирует и возникает фобофобия («страх страха»).

Говоря о травмирующих событиях, мы обычно имеем в виду события, которые не просто выходят за рамки обыденного опыта, но также рождают сильный страх и душевную боль. Угроза была настолько сильной, что у пережившего ее человека могло быть вовсе утрачено ощущение безопасности, способность чувствовать себя комфортно в этом мире.

Если человек все еще находится под властью травмирующего события, случившегося в жизни, то на пути к исцелению ему придется прежде всего без самообмана разобраться во всем, что так сильно напугало его, что непосредственно угрожало безопасности. Только после этого он сможете внести конструктивные изменения в свою жизнь, чтобы она стала более плодотворной и осмысленной.

В. Ауден охарактеризовал 20 столетие как "век тревоги". R. May говорил о том, что тревога есть своего рода постижение, вытекающее из угрозы какой–либо ценности, значимой для человека. Нормальная тревога, согласно представлениям R. May, пропорциональна объективной безопасности, а невротическая – не пропорциональна ей.

Дж. Блюм также рассматривал тревогу, как общечеловеческий феномен, его универсальную черту. Он говорил, что нормальная тревога имеет положительное значение для достижения цели и полезна для развития человека, ибо она ведет его к действиям и запускает моторный феномен, в результате которого тревога спадает. По мнению Дж. Блюма, тревога имеет профилактическое значение, так как постоянно сигнализирует человеку об опасности и побуждает его к действиям, которые он совершает в силу того, что постоянно стремится к эмоциональному гомеостазу.

P.Тилич впервые отметил и описал различие между страхом и тревогой.

Тревога — это эмоциональное состояние, заключающееся в переживании смутной, неопределенной опасности, имеющее направленность в будущее и содержащее в себе мобилизующий компонент.

Страх в отличие от тревоги – это переживание непосредственной, конкретной угрозы.

Составные тревоги – вегетативные, психологические и поведенческие симптомы.

К вегетативным проявлениям относятся следующие: одышка или ощущение удушья, сердцебиение, чувство сжатия или болей в сердце, учащение пульса, потливость, холодные липкие руки, сухость во рту, абдоминальный дистресс (тошнота, понос, боли в желудке), слабость, головокружение, приливы жара или холода, частое мочеиспускание, внутренняя дрожь, трудности при глотании или ощущение "комка в горле".

Психологические проявления многогранны, но преобладают следующие: чувство подавленности, беспомощности, неуверенности, ощущение опасности, пониженная самооценка и уровень притязаний, низкий порог возникновения реакции тревоги, трудности концентрации внимания, ощущение «Пустоты в голове», внушаемость, подчиняемость, комплекс вины и неполноценности, слабость «Я», раздражительность, ощущение взвинченности и нетерпения, инсомния.

Поведенческие особенности отражают психологические проблемы пациента и его вегетативные дисфункции и выражаются в дезорганизации деятельности, скованности, зажатости, напряжении, неусидчивости, в стремлении к избеганию стрессовых ситуаций. Возможна повышенная утомляемость, неусидчивость, тремор, пошатывание при ходьбе.

Психопатологические расстройства представлены невротическим регистром и достаточно часто сочетаются с депрессией.

Описаны следующие виды тревоги:

1. Нормальная и мобилизационная тревога. Возникает эпизодически и способствует мобилизации физических и психических ресурсов человека. Характерна для психически здоровых, стеничных, активно действующих личностей.

2. Личностная тревога или тревожность. Является относительно стабильной личностной характеристикой и чертой характера, определяющей низкий порог возникновения реакции тревоги. Характерна для тревожных, ананкастных и зависимых личностей.

3. Ситуационная тревога — состояние тревоги, возникающее только при стрессовой ситуации и прекращающееся при ее завершении.

4. Социальная тревога — тревога, часто сопровождающаяся страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. У этих людей выражен страх публичных выступлений и действий, страх общения с чиновниками, они избегают социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми), чрезмерно озабочены мнением окружающих о себе, боятся негативных оценок и отвержения.

5. Невротическая тревога — хроническое, клинически оформленное состояние, которое сопровождается страхом, тревогой, паническими, обсессивно–фобическими, генерализованным тревожным расстройством, а также вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами. Она лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности.