Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 Психологические защиты.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
199.17 Кб
Скачать

6. Реакция личности на болезнь, классификация копинг-стратегии

Наиболее плодотворным стал анализ копинг-ресурсов у пациентов с соматической и психической патологией, в состоянии которых сама болезнь выступает доминирующим стрессовым фактором. Как показали результаты большинства исследований, больные, недостаточно использовавшие собственные копинг-ресурсы, предпочитали дезадаптивные копинг-стратегии.

Так, у онкологических больных повышенная сензитивность к негативному отношению со стороны микросоциума, недостаточно развитая аффилятивная потребность, экстернальный локус-контроль в сфере неудач приводили к реализации малоадаптивной копинг-стратегии избегания. Обследование больных с нарушениями мозгового кровообращения выявило у них снижение сознательного контроля событий, что связано с отрицанием или подавлением нежелательного опыта (в том числе прежнего стиля копинга) и формированием так называемого репрессивного типа поведения.

Н. А. Сирота показал важность оценки средовых копинг-ресуроов в результате их изучения у подростков с аддиктивным поведением (воспитаники детского дома). Предпочтение ситуационно-специфических копинг-стратегий "дистанцирования" обусловлено, по мнению автора, значитель­ным влиянием личностно-средовых копинг-ресурсов (восприятие социальной поддержки, эмпатии, аффиляции, локус-контроля). Существенным социально-средовым копинг-ресурсом оказалась и поддержка врача (донор) больному (реципиент).

Изучая копинг-поведение у больных, страдающих онкологическим заболеванием, Е. Heim пришел к выводу, что в процессе адаптации пациент стремится уменьшить уже существующий или ожидаемый стресс, связанный с неизлечимой болезнью. При этом он использует эмоциональный, когнитивный и поведенческий копинги в зависимости от различных целей адаптации, определяемых самим пациентом, его социальным окружением и медицинскими работниками. Цели больного складываются из восстановления физической интеграции и эмоционального равновесия, определения ясных перспектив на будущее, адекватного приспособления к непривычным ситуативным условиям, совладания с неизбежной экзистенциальной угрозой, приобретения в соответствии с ситуацией оптимального качества жизни. Иные цели диктуются социальным окружением больного: восстановление и сохранение роли в семье, сохранение или возможная переориентация профессиональной деятельности, обеспечение финансовых и социальных ресурсов, сохранение социальных и интерперсональных отношений. К целям, определяемым медицинскими работниками, относятся: оптимальная удовлетворенность диагностическим и терапевтическим процессом, перенесение болезненных и неприятных диагностических методов, приспособление к социальным правилам окружающей среды, активное кооперирование в процессе реабилитации, достаточная эмоциональная стабильность при хронификации болезни.

Изучению копинг-стратегий у больных, страдающих психическими расстройствами, посвящено большое число исследований. Проведенное в Японии исследование К. Nakano показало, что активные копинг-стратегии, ориентированные на разрешение проблем, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие пассивные копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к ее усилению.

При изучении копинг-механизмов у больных неврозами Е. И. Чехлатый установил, что по сравнению со здоровыми людьми они значительно реже использовали адаптивные поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии преодоления трудных и стрессовых ситуаций ("сотрудничество", "оптимизм", "обращение"). Такая же зако­номерность отмечается и при сравнении больных с психическими расстройствами и соматическими (венерическим и онкологическим) заболеваниями: пациенты, страдающие психическими расстройствами, реже используют адаптивные копинг-стратегии (поиск социальной поддержки, решение проблемы). Важным личностным копинг-ресурсом психически больных, негативно влияющим на адаптивное копинг-поведение, явилась алекситимия. При отсутствии у больных способности к определению и описанию внутренних переживаний наблюдалась недостаточная ориентация на разрешение проблемы. Больные, страдающие неврозами и расстройством адаптации, предпочитают стратегию избегания и ухода от проблем, что, по их мнению, объясняется снижением мотивации и формированием защитных механизмов по типу "замещения" или "регрессии"

При болезни и в процессе лекарственного лечения отношение к ним, естественно, теснейшим образом связано с поведением совладания с ситуацией. Выбор стратегии совладания зависит и от стабильности оптимизма пациента. Для понимания причин колебаний артериального давления, например, исследуют значение совокупности следующих факторов: стиля жизни, стресса на работе и совладания. Психосоциальные ресурсы, включающие прежде всего стили совладания и социальную поддержку, играют решающую роль в защите от риска повреждающего воздействия психосоциального стресса на сердечно-сосудистую систему. Специальным исследованием установлено, что защитный эффект психосоциальных ресурсов распространяется и на риск других стрессорных повреждений.

Адаптация к эффектам лекарства в организме, и соответственно совладание с его психологическими механизмами, определяется двумя компонентами действия любого препарата: неспецифическим (плацебо-эффектом плюс реакцией на любой «химический стрессор») и совокупностью специфических эффектов препарата как представителя определенного класса лекарственных средств.

Пожилой возраст и старение, как известно, осложняют любое заболевание, нередко представляют самостоятельную проблему (тем более, когда следуют принципу лечения больного, а не болезни) общения с пациентом, диагностики и лечения. Поэтому и феномен совладания со старением приобретает самостоятельную ценность. Даже при таком органическом заболевании как множественный склероз, когда, казалось бы, удельный вес психологических факторов меньше, чем при функциональных нарушениях, невротических расстройствах и др., совладание имеет важное значение не только в тяжести сопутствующей депрессии, но и глубины неврологических поражений.