Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК Экологические основы природопользования кни...doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
56.55 Mб
Скачать

Дополнительный материал для чтения к теме 2.1 «антропогенез и эволюция»

Место человека в биосфере опреде­ляется, прежде всего, тем, что именно человек, ввиду значительного отчуждения от осталь­ной живой природы, благодаря большой численности и огромному надбиологическому потреблению природных ресурсов, стал, по существу, главной причиной нарушения равновесия в природе. Вместе с тем, сохраняя множество генетических связей с природой, человечество оказалось в ситуации острого противоречия между своим биологическим происхожде­нием, биологической сущностью и антибиологическим поведением по отношению к окружающей природе, а че­рез нее — и к самому себе. При рассмотрении взаимоотношений человека с ок­ружающей природой недостаточно констатировать лишь количественную экспансию человеческой цивилизации и масштабы антропогенных воздействий. Необходимо по­нять, почему человечество оказалось в такой ситуации, к нему она ведет и каков может быть выход из нее.

Рис. 2. Появление человека в биосфере

1. Основные факторы антропогенеза

Происхождение и эволюция человека неотделимы от эволюции живой природы и во многом определили экологические изменения на Земле.

Предки человека прошли эволюцию от одной из прогрессивных форм африканских высших узконосых обезьян, обитавших на деревьях – дриопитек; 22-12 млн. лет назад. Существовал ряд переходных форм, представленных, в частности, родом австралопитеков, живших 5-1 млн. лет назад (от латинского australis — «юж­ный»). Самые древние предки челове­ка — гоминиды, или пралюди, возникли 5-8 млн. лет назад. Это произошло, по-видимому, в Восточной Африке.

Основные факторы антропогенеза, оказавшие влияние на эволюцию Homo sapiens, можно представить следующим образом. Происхождение от форм с древесным образом жизни предопре­делило такие биологические особенности предков человека, как предпочтение вертикального положения тела, редукция обоняния, увеличение остроты цветного зрения, сокращение числа одновре­менно рождаемых самкой детенышей. Фронтальное положение глаз обеспечило стереоэффект и хорошую дальномерную функцию зрения, важную для точных прыжков. Исключительно развитая хватательная функция и возросшая тактильная чувствительность облегчили в дальнейшем многофункциональное развитие руки.

Существует несколько теорий антропогенеза, связанных с изменением среды обитания и переходом гоминид в другую экологическую нишу.

Около 10 млн. лет назад климат тропического пояса в Африке заметно изменился, и на значительных пространствах лес сменил­ся саванной. Это обусловило переход наших предков к наземному образу жизни и становление прямохождения.

Согласно широко распространенной точке зрения, лесные предшественники гоминид (прагоминиды) 5-8 млн. лет назад спустились с деревьев на землю, вышли из лесов и заселили жаркие саванны Восточной Африки, где от собирательства съедобных растений перешли к охоте на животных. Необходимость улучшения обзора местности с целью обнаружения добычи или врагов в зарослях трав и кустарников вынуждала их регулярно привставать с четверенек, а затем привела к передвижению на задних ногах. Вертикальное положение, как полагают, позволяло быстрее, выносливее и, главное, целенаправ­леннее бегать, а также несколько (примерно на треть) ослабляло об­жигающее воздействие на обнажен­ное тело прямых солнечных лучей. Главное и несомненное преимуще­ство прямохождения — высвобож­дение передних конечностей для самых разнообразных действий: схватывания добычи, манипулиро­вания посторонними предметами, использования орудий и т. п.

Утрата волосяного покрова явилась следствием изменения экологи­ческих условий, гормонального статуса, потребности избавления от эктопаразитов. Это сопровождалось совершен­ствованием терморегуляции и развитием потоотделения. Наряду с высокими энергозатратами и сменой состава пищи это привело к росту потребности в воде, к приближению кормовых территорий к водоемам, и в дальнейшем, к поселениям у воды.

Вот уже более сотни лет большинство ученых, начиная с Чарльза Дарви­на («Происхождение человека и половой отбор», 1871), придерживается именно этой гипотезы экологической мотива­ции происхождения древних гоми­нид. Относительно недавно извест­ный шведский путешественник, зоолог и антрополог Ян Линдблад выдвинул оригинальную гипотезу околоводного происхождения пред­шественников гоминид. Он приводит стройную систему фактов и логических построений, доказы­вающих, что прагоминиды жили на илистых отмелях, собирая по берегам и на дне упавшие с деревь­ев плоды, моллюсков и других водных животных. На более глубо­кой воде им приходилось подни­маться на задние конечности, что­бы дышать или переходить вброд небольшие речки. Сформировалось прямохождение. А намокающий волосяной покров, напротив, стано­вился ненужным и постепенно ис­чезал; тепло в воде обеспечивал жировой слой. Так возникли безво­лосые, способные перемещаться на двух ногах, ранние гоминиды. Ин­тересны некоторые детали этой гипотезы, проливающие свет на дальнейшую эволюцию пралюдей к человеку. Отыскивание пищи в иле на ощупь требовало подвижности пальцев передних конечностей — немаловажное обстоятельство превращения их в руки. Добытые на дне моллюски подчас имели креп­кие раковины, которые можно было разбивать камнями. Наконец, высасывание содержимого через пробоины в раковинах развивало подвижность губ и языка, что сыграло впоследствии решающую роль в возникновении способности артикулировать, произносить отдельные звуки, складывая их в членораздельную речь. Важное место в антропогенезе заняло преобразование ре­продуктивной функции и половых отношений. На каком-то этапе, беспрецедентно для высших животных, была утрачена сезонность и кратковременность половой возбудимости самок и связанная с ней сезонность размножения. Усилилась полицикличность эструса и укоротился половой цикл. Самка превратилась в женщину. Вме­сте с переходом к преимущественно одноплодному помету удли­нились беременность и время выкармливания детеныша, а также общая продолжительность заботы о потомстве. Внесезонность ли­бидо и возможность непрерывной половой жизни привели к уве­личению объема сексуального поведения и подчинения ему поло­вой структуры и динамики половозрастного состава родовых групп, а также стали предпосылкой возникновения семьи.

Все эти факторы, в первую очередь, инструментальная деятель­ность, расширение эмоциональной сферы и надинстинктивных мотивов поведения привели к быстрому развитию головного моз­га, развитию интеллекта, памяти, ассоциативного мышления. На этой основе возникла членораздельная речь. Это создало качест­венно новую информационную среду, существенно увеличило объем информации, перерабатываемой мозгом, и, тем самым, сти­мулировало еще большее ускорение его развития.