Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

3. Ускорение времени. Модель нового прошлого в третьей фазе обряда

Еще одним важным качеством встречного времени является ускорение его для участников обряда. Причем это ускорение связано с предсказанием будущего, с одной стороны, и с проживанием прошлого вновь – с другой.

Сказки оборачиванием фиксируют момент обряда. Возникает момент переворачивания и встречного времени в самих сказках. Так, сказка «Василиса Премудрая» относится к первой фазе сказки, тут время идет в будущее героя. То есть герой проживает старое будущее. Сказка «Сивка-бурка» отражает ситуацию третьей фазы обряда, когда герой проживает новое прошлое.

Таким образом, встречное время дополняется такими феноменами, как старым будущим и новым прошлым.

Рассмотрим противопоставление нового прошлого и старого будущего в сказке.

«Сивка-бурка». Модель нового прошлого. Сказка начинается смертью отца, который поручает братьям дежурить у его могилы. Только младшему сыну удается это, и он получает в награду три коня. Затем следует центральное испытание сказки, когда герой трижды прыгает на конях, чтобы поцеловать царевну в окне терема.

Прыжок героя к царевне олицетворяет его рождение. Он выпрыгивает за рамки мира посюстороннего с помощью потусторонних сил. Это можно сопоставить с его новым рождением. Он из парня, младшего брата, оборванца, превращается в жениха. Это можно назвать новым переживанием родов.

Затем следует пир, на котором царевна, приглашая всех парней, мужиков, угощает каждого, в то же время ищет жениха. Герой же, закутавшись в грязные старые тряпки, прячет печать, которую невеста поставила. Прятки жениха довольно распространенная тема сказок. После подвига герой вдруг прячется, словно боится, что его сглазят. На самом деле этот способ поведения в обряде четко соотносится с поведением родителей новорожденного ребенка. Новорожденного кладут в тряпье, прячут, и никто чужой к нему не может подойти.

Итак, герой на пиру прячется, как новорожденный. Так начинается стадия ускоренного проживания нового прошлого в качестве дитя. Герой уже был парнем, но перед переходом в мужика его время вновь отбрасывается в начало, и он проживает возраст новорожденного.

Затем герой узнан и происходит свадьба, хотя царь, обиженный выбором дочери, посылает их жить в свинарник (конюшню, коровник). Это опять-таки аналогично обрядам рождения, когда дитя подносили к корове... Начинается новое детство героя. Герой наново проживает возраст дитя с атрибутами звериного уподобления типа трех этапов возраста дитя: теленок, жеребенок, козленок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Затем на страну нападают враги. Герой просит дать ему коня. Получает самую паршивую клячу. Выезжает и останавливается у озера, там воюет с лягушками. Проезжающие воины смеются над ним, как над дураком. Когда войска проезжают, герой вызывает коня и появляется на битве в решающий момент, принося победу. После он скрывается, и никто не догадывается, кто это. Это начало нового возраста парня.

Подобный подвиг повторяется трижды. Причем царь дает в третий раз свой платок, чтобы перевязать герою рану, и приказывает задержать героя, но тот уезжает.

На пиру по поводу победы царь узнает платок, которым герой перевязан. Узнавание означает прием в качестве мужика, равного. Причем сказка кончается тем, что герой восходит на престол.

Итак, мы видим, что герой волшебной сказки превращается в волшебное существо, которое проживает жизнь наново. В начале с помощью волшебных сил он добывает место, затем сам становится волшебной силой. Это отражается в его стремительном проживании возрастов. Ускоренное проживание нового прошлого уподобляет героя чудесному дитя или календарному волшебному герою. Вспомним, что такое стремительное проживание характерно для календарных героев. Таким образом, герой после перехода в новый возраст проживает прошлое по-новому и ускоренно, аналогично чудесному дитя, которое росло не по дням, а по часам. Следовательно, встречное время сказки включает резкое ускорение времени жизни героя в момент выхода из обряда.

В силу принятой симметрии можно предположить, что обратное по типу ускорение времени происходит с будущим героя в сказке, которая соответствует первой фазе обряда. Он словно доживает то, что не дожил. Ускорение в первой фазе касается старого будущего. Старик, который уступает свое место парню, должен представить и быстро прожить то, что ему осталось в будущем испытать.