Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Николин_сказка.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.45 Mб
Скачать

2.3.2. Соотношение ритуальной и отчужденной деятельности

Напомним, что ритуальная деятельность имеет круговую или спиральную формулу, в то время как отчужденная – линейную. Сопоставление структуры деятельности человека в культуре ритуала и культуре производства дает повод противопоставить психические структуры деятельности двух культур.

Схема ритуальной деятельности отражает стадии разворачивания ритуального действия (см. рис. 2). В ритуальной деятельности целеполагание и целереализация имеют ритуальный смысл и не замыкаются на отдельном индивиде. Такие понятия, как цель, смысл, в ритуальной деятельности заданы на уровне традиции и ритуала, не локализованы личностно.

Рис. 2. Схема ритуальной деятельности (схема 2)

Следовательно, нельзя говорить о деятельности индивидуальности по этой структуре. Вместе с тем структура есть, и парадокс в том, что она богаче, чем структура современного человека. Так что человек современный может использовать эту схему как прототип идеальной структуры поведения и деятельности. В то же время схема может стать образчиком формирования техно– и мегамашин.

В схеме ритуальной деятельности целеполагание, то есть образование цели деятельности, не выделяется в отдельную фазу. Цель полагается ритуалом. Используем структуру возрастов как методологический инструмент для переноса возрастной схемы в схему действия.

Структура деятельности имеет две части. Целеполагание соотносится с потусторонними возрастами, это словно инобытие действия, которое зреет в недрах того мира, но не является в этот мир. Посюсторонние возрасты по-разному причастны к потусторонним событиям. Старик догадывается, он инициирует первые три фазы и присутствует при четвертой потусторонней фазе. Таким образом, старик отвечает за повторение в потустороннем мире традиционного действия, за сохранение в деятельности основного смысла и цели, хотя непосредственно цель получают другие возрасты. Так что старик – главный в традиционном полагании цели.

Целеполагание делится на четыре фазы. В итоге появляется цель. Цель делает деятельность живой, начинается целереализация как жизнь цели. Цель, как и каждый человек в общине, проживает те же возрасты. В стадии дитя цель соответствует учебе, постановке цели. Стадии парня соответствует проба, дитя не должно оценивать свою деятельность, а парень должен ставит задачу оценки, именно парню соответствует оценка. На мужике держится дело. Но действие после того, как оно сделано, сделано хорошо, должно закончиться, а для этого оно должно получить признание. Счастье и смысл жизни старика состоит в том, чтобы получить признание. Признание становится рубежом в жизни старика, когда он уже не имеет дальнейших смыслов существования на этом свете.

На этом примере виден синкретизм мифа. Структура деятельности повторяет единую структуру возрастов, как структуру мира вообще.

Схема ритуальной деятельности отражает соотношение сознания и подсознания, иллюстрируя зоны сознания и подсознания. Для человека ритуала противопоставление сознания и подсознания было неактуально. Ритуал раскрывал структуры полноценного человека, которым каждый становился в совокупности своей жизни, а в общине целостной личностью был сам ритуал.

Сознание появляется как сфера целереализации, связывается с ресурсами средств достижения цели, так что средство – компонент цели. Цель как понятие можно использовать по отношению к отчужденному труду. Таким образом, в производстве цель, индивидуализация совпадают с отчуждением.

Суть отчуждения в цели состоит в том, что человек выполняет внешнее действие. В момент достижения цели человек становится простым орудием.

В процессе труда как целенаправленной деятельности выделим восемь элементов (возможно выделение более детальных элементов):

  1. Цель труда. Замысел, который реализуется в продукте.

  2. Предмет труда. То, из чего изготавливается продукт.

  3. Процесс труда. Ход.

  4. Условия труда. Здания, энергия.

  5. Обстоятельства труда. Навыки, организация.

  6. Рабочая сила. Трата рабочего.

  7. Результат труда. Новые знания и опыт.

  8. Продукт труда. То, что отчуждается от рабочего (см. рис. 3).

1 2 3 4/5 6 7 8

Рис. 3. Схема целереализации в трудовой деятельности (схема 3)

Схема целереализации демонстрирует специфику труда как осо­знанной деятельности под управлением конкретной цели. Сознание в данном случае охватывает только реализацию цели, но не создание цели.

Подсознание отделяется от сознания по границе целеполагания (сфера подсознания) и целереализации (сфера сознания). Для рабочего смысл его действия не существует, он работает ради зарплаты, а делает не то, что осмыслил, а то, за что платят.

Создание смысла деятельности отделяется от реализации. В человеке возникает две противоположные сферы жизни. Время, когда человек ставит цель, внешне не действуя, и время, когда человек достигает цели. В производстве эти фазы достаются разным людям. Таким образом, в основе разделения сознания и подсознания лежит разделение смысла и цели деятельности.

Сферу смысла можно определить как сферу жизни, сферу цели как сферу деятельности, их соединение дает понятие жизнедеятельности. Но это соединение – элемент отчужденной культуры. Соединение смысла и цели происходит после того, как произошел разрыв жизнедеятельности или единства ритуального типа.

Единство исходное и восстановленное из частей отличаются друг от друга. Прежде всего, отличаются структурой психики – у индивидуальности возникает сознание и подсознание.

Переход от цели деятельности к смыслу в действии есть переход от целереализации и целеполагания к единой жизнедеятельности, что соответствует расширению сферы сознания, соединению сознания и подсознания. Этот синтез означает создание нового мира живого, в котором нет места ритуалу. Место ритуала и волшебной сказки занимают демоны.

Итак, ритуальная деятельность не имеет расчленения на сознание и подсознание. Цель и смысл существуют как элементы общины и ритуала. Она имеет спиральный или круговой смысл. Ее структура совпадает со структурой мира, общины. Это и есть жизнь. Отчужденная деятельность жестко делится на цель как феномен сознания и смысл как феномен подсознания. Цель ставит задачу добиться представленного результата путем мобилизации доступных индивиду средств и задается извне индивида. Выполнение цели происходит при господстве сознания над человеком. Такое господство, как форма воли, есть предпосылка «выпрямления» формулы жизни и действия. Однако воля задается внешним стимулом. Собственный смысл человеком не реализуется непосредственно.

Цель дает человеку возможность существования в современном обществе. Ее достижение не гарантирует осмысления собственной жизни. Смыслы могут в форме готовых стандартов и желаний входить в человека извне. Эти образцовые смыслы суть демоны массовой культуры.

Общинный и коллективный характер исконно присущ русскому менталитету. Православие не утратило, но взяло в себя, в свою ритуальную по сути структуру воспроизводства индивида.

Этот феномен отразили многие русские философы пореформенного времени. Одни приветствовали общину, соборность, искали, как сохранить этот образец воспроизводства человека и привить Европе. Они видели в этом отличии русского народа предназначение России в судьбах мира. В этом механизме воспроизводства видели положительное, силу и слабость.

В настоящее время в России происходит смена механизма воспроизводства индивидуальности. Эта перемена происходит стихийно, порою катастрофично.

Итак, предел волшебной сказки совпадает с крушением общинного механизма воспроизводства населения. Это сопровождается сменой общинной жизни на отчужденную деятельность на базе индивидуализации и просвещения.