Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП. Ч. 2.doc
Скачиваний:
176
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
2.13 Mб
Скачать

§ 3. Содержание правоотношений

Субъективное право. Содержание правоотношения – следующий элемент состава правоотношения. Как уже было сказано, содержание правоотношения составляют корреспондирующие друг другу юридические права и обязанности участников правоотношения. Эти права и обязанности, о чем уже тоже было сказано, принято называть субъективными, поскольку в конкретном правоотношении они принадлежат определенным субъектам (отсюда, собственно говоря, и происходит название – «субъективные»). Субъективные права и обязанности в правоотношении являются элементами его содержания. Поэтому чтобы раскрыть содержание правоотношения надо выяснить, что представляют собой субъективное право и субъективная обязанность.

При освещении вопроса о понятии права уже отмечалось, что субъективное право представляет собой предусмотренную нормами позитивного права возможность (свободу) поведения конкретного субъекта. В правоотношении же субъективное право – это предусмотренная нормами позитивного права или индивидуальными правовыми актами мера возможного (дозволенного) поведения управомоченной стороны. Из этого определения могут быть выделены следующие признаки субъективного права как элемента содержания правоотношения.

Во-первых, субъективное право – это не само поведение как таковое, а только возможность определенного поведения. Это возможность либо совершить определенные действия, либо воздержаться от них. Вследствие этого нельзя согласиться с теми, кто считает, что субъективное право – это не только возможность определенного поведения, но и само поведение. Как представляется, само поведение – это не субъективное право, а его реализация.

Во-вторых, субъективное право – это не просто возможность поведения, а определенная мера возможного поведения. То есть субъективное право имеет известные пределы, границы. Будучи возможным поведением, субъективное право предполагает свободу. Но это не абсолютная свобода, а свобода, имеющая свои пределы.

В-третьих, субъективное право – это мера возможного поведения, которая предусмотрена, прежде всего, нормами позитивного права и, следовательно, дозволена государством. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в нормах позитивного права меру свободы поведения участников этих отношений, дозволяя им совершение тех или иных действий. Кроме того, в конкретных правоотношениях мера возможного поведения субъектов правоотношения (субъективное право) определяется не только нормами позитивного права, но и нередко индивидуальными правовыми актами (соглашениями сторон, актами применения права).

В-четвертых, субъективное право в конкретном правоотношении – это мера возможного поведения управомоченной стороны. Как уже отмечалось, в правоотношении есть две стороны – управомоченная и обязанная. Носителем субъективного права является управомоченная сторона, которая использует его для удовлетворения своих интересов и потребностей.

В-пятых, субъективное право в конкретном правоотношении – это мера возможного поведения, которая обеспечена юридическими обязанностями обязанной стороны. В правоотношении управомоченной стороне и ее субъективным правам всегда противостоит обязанная сторона с ее юридическими обязанностями. В одних случаях обязанная сторона не должна препятствовать осуществлению субъективных прав управомоченной стороны, воздерживаясь от совершения тех или иных действий, в других, наоборот, должна совершить определенные действия в интересах управомоченной стороны.

В-шестых, субъективное право в правоотношении – это мера возможного поведения, которая гарантирована государством. Государство, регулируя общественные отношения, не просто наделяет их участников юридическими правами, но и гарантирует эти права. Поэтому в правоотношении субъективные юридические права гарантированы государством.

Субъективное право в правоотношении имеет определенную структуру и складывается из нескольких элементов. Чаще всего выделяют три структурных элемента субъективного права: право на собственные действия, право требования и право притязания. Право на собственные действия – это предусмотренная нормами позитивного права или индивидуальным правовым актом возможность управомоченной стороны самостоятельно совершать юридически значимые действия. Например, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право требования – это предусмотренная нормами позитивного права или индивидуальным правовым актом возможность управомоченной стороны требовать определенного поведения (совершения каких-либо действий или воздержания от таковых) от обязанной стороны. Например, по договору бытового подряда заказчик в случае обнаружения существенных недостатков результата работы вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента (п. 2 ст. 737 ГК РФ). Право требования нередко именуют также правом на чужие действия. Право притязания – это предусмотренная нормами позитивного права или индивидуальным правовым актом возможность управомоченной стороны обратиться к компетентным органам за защитой своего права, нарушенного обязанной стороной. Например, незаконно уволенный работник вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении его на работе.

Кроме названных элементов некоторые авторы в структуре субъективного права выделяют еще один элемент – право пользования, под которым они понимают возможность управомоченной стороны пользоваться определенным социальным благом. Вопрос о праве пользования является в настоящее время дискуссионным, поскольку не все исследователи признают наличие такого элемента в структуре субъективного права, ссылаясь на то, что право на собственные действия, право требования и право притязания выступают, как возможность управомоченной стороны пользоваться определенными социальными благами. В этой связи нет, по их мнению, никакой необходимости в качестве самостоятельного элемента субъективного права выделять право пользования.

Структурные элементы субъективного права отдельные авторы называют правомочиями. Вместе с тем есть и другая точка зрения, согласно которой правомочиями считаются не сами структурные элементы субъективного права, а их дробные части. Так, в упоминавшемся уже праве собственности, которое относится к такому элементу субъективного права, как право на собственные действия, выделяют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения имуществом.

Субъективная юридическая обязанность. Теперь обратимся ко второму элементу содержания правоотношения – субъективной обязанности. Сразу же отметим, что термин «субъективная обязанность» в отличие от термина «субъективное право» употребляется в отечественной теории государства и права намного реже. Многие авторы предпочитают пользоваться термином «юридическая обязанность», исходя, по всей видимости, из того, что термин «субъективная обязанность» не вполне благозвучен. Между тем термин «субъективная обязанность» довольно точно передает смысл стоящего за этим термином явления, поскольку в конкретном правоотношении юридическая обязанность, как и юридическое право, является принадлежностью конкретного субъекта. Но, учитывая некоторую неблагозвучность термина «субъективная обязанность» и вместе с тем принадлежность этой обязанности конкретному субъекту, будем пользоваться термином «субъективная юридическая обязанность».

Итак, субъективную юридическую обязанность в правоотношении можно определить как предусмотренную нормами позитивного права или индивидуальными правовыми актами меру должного (необходимого) поведения обязанной стороны и выделить следующие ее признаки.

Во-первых, субъективная юридическая обязанность так же, как и субъективное право, не есть само поведение. Это только необходимость определенного поведения, необходимость либо совершить какие-то действия, либо воздержаться от них. Иными словами, субъективная юридическая обязанность – это поведение, которое должно быть.

Во-вторых, субъективная юридическая обязанность – это, как и субъективное право, тоже мера, но уже должного, необходимого поведения. То есть субъективная юридическая обязанность тоже имеет определенные пределы, границы, но в отличие от субъективного права представляет собой не свободу, а необходимость поведения.

В-третьих, субъективная юридическая обязанность – это мера должного поведения, которая тоже предусмотрена нормами позитивного права или индивидуальными правовыми актами. Юридические обязанности участников общественных отношений определяются, прежде всего, нормами позитивного права. Вместе с тем в конкретных правоотношениях они могут быть конкретизированы индивидуальными правовыми актами.

В-четвертых, субъективная юридическая обязанность в конкретном правоотношении – это должное поведение обязанной стороны, которое призвано обеспечить интересы управомоченной стороны.

В-пятых, субъективная юридическая обязанность в конкретном правоотношении – это должное поведение, которое обеспечено возможностью государственного принуждения. Если обязанная сторона не исполняет свои юридические обязанности, то по инициативе управомоченной стороны к ней могут быть применены меры государственного принуждения, которые обеспечат принудительное исполнение юридических обязанностей.

Субъективная юридическая обязанность, как и субъективное право, тоже имеет определенную структуру и состоит из ряда элементов. Очень часто в качестве структурных элементов субъективной юридической обязанности выделяют активную и пассивную обязанность, т. е. обязанность совершить определенные действия и обязанность воздержаться от совершения определенных действий. Однако, учитывая, что в конкретном правоотношении субъективные права и обязанности соответствуют друг другу, следует признать более удачной точку зрения, согласно которой в структуре субъективной юридической обязанности надо выделять столько же элементов, сколько в структуре субъективного права. Поскольку в структуре субъективного права принято выделять три элемента, о чем было сказано выше, то сообразно этим трем элементам субъективного права выделяют следующие три элемента субъективной юридической обязанности: во-первых, это необходимость совершить определенные действия или воздержаться от них; во-вторых, необходимость отреагировать на законные требования управомоченной стороны; в-третьих, необходимость претерпеть меры государственного принуждения за совершение противоправного деяния. В том случае, когда в структуре субъективного права выделяют еще и такой элемент, как право пользования, в структуре субъективной юридической обязанности соответственно выделяют необходимость не препятствовать управомоченной стороне пользоваться тем благом, на которое она имеет право.

В заключение данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что некоторые авторы предпочитают в правоотношении выделять фактическое и юридическое содержание1. При этом под фактическим содержанием подразумеваются действия самих субъектов правоотношения, а под юридическим содержанием – их субъективные права и обязанности. Между тем для выделения в правоотношении фактического содержания, как представляется, нет достаточных оснований. Ведь правоотношение – это не действия его субъектов, а правовая связь между ними, выраженная в их субъективных правах и обязанностях. Действия же субъектов являются основаниями либо возникновения, либо изменения, либо прекращения конкретных правоотношений, т. е. тем, что называют юридическими фактами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]