Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MEDITsINSKAYa.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
148.04 Кб
Скачать

6.Анализ случая как метод медицинской психологии (привести пример).

Анализ случая - это наблюдение за конкретными людьми, обратившимися за помощью. Это изучение их биографии, отношений с родственниками, хода лечения. Это наиболее субъективный метод исследования.

Предмет изучения отдельных случаев — анализ какого-то отдельного элемента (например, личности, группы, общины). Этот элемент подвергается точному наблюдению, описывается, а дальше его исследуют в экспериментальных условиях, которые систематически варьируются (Reinecker, 1994). Изучение отдельных случаев особенно хорошо подходит для исследования редких феноменов, но полезно и для обширного исследования комплексных феноменов в фазе генерирования гипотез. Поэтому изучение отдельных случаев имеет особое значение для новых подходов интервенции (Jones, 1993).

Отдельные случаи можно излагать по-разному в смысле их содержания: если биография описывает всю жизнь, то казуистика, или изучение отдельного случая, затрагивает какие-то специфические аспекты.

Методически различают три варианта изучения отдельных случаев:

-количественно-экспериментальный (эксперимент отдельного случая);

-количественно неэкспериментальный (количественный анализ отдельного случая, например статистический анализ профиля тестов на предмет выявления различий в субтестах);

-описательный подход (изучение отдельного случая).

Для количественного исследования отдельного случая — и особенно для экспериментов отдельного случая — выдвигалось множество методических предложений, главным образом касающихся проблемы контрольных условий.

В исследованиях групп контрольное условие реализуется за счет дополнительных групп (см. выше); при изучении же отдельных случаев приходится соответствующим образом варьировать условия применительно к одному и тому же индивиду (обзор планов терапии отдельных случаев: Hersen & Barlow, 1976; Petermann, 1996a). Простейшая форма представлена в А-В-А-методике (А — контрольное условие, при отсутствии лечения; В — условие интервенции); следует критически заметить, что проведение интервенции В, как правило, уже не приводит к исходному состоянию А. Поэтому разрабатывались более комплексные методики, учитывающие требование внутренней и внешней валидности (например, план с множественными условиями, находящимися в строго определенных рамках). Для оценки при изучении отдельных случаев предлагались самые разные методы, например графические методы, анализ переменных, факторный анализ, серийные временные анализы согласно модели ARIMA, нон-параметрические методы, анализы тенденций и т. д. Иногда высказываются мнения в пользу сочетания исследования единичных случаев с исследованиями групп. Множество сложных паттернов данных, полученных в рамках анализа процесса, подвергается статистической обработке на уровне единицы обследования (личность, пара и т. д.); полученные таким образом параметры затем обобщаются по всем единицам обследования (агглютинация). В результате этого увеличивается информативность исследования, проведенного на основе единичного случая. Правда, можно сделать принципиальное замечание, что проблема индукции (вывод по поводу одного индивида переносится на другого) возникает не только при изучении отдельных случаев, но и при исследованиях групп (вывод по поводу одной группы переносится на индивида, не принадлежащего к этой группе), поскольку в основном используются нерепрезентативные выборки.

Изучение отдельных случаев имеет значение не только в ориентировочной фазе. В фазе практического контроля (в образовании и повышении квалификации) тоже приобретают особенную ценность исследования отдельных случаев в форме работ с одним пациентом, которые предлагаются для проверки или о которых сообщается в супервизиях. Поэтому странно, что изучение отдельных случаев в клинико-психологическом исследовании, да и в образовании, явно недооценивается.

Примеры анализа случая в клинической психологии

Случай истерии – Анна О., которую лечили Й. Брейер и З. Фрейд, ее не вылечили, в конечном итоге это оказалась не истерия, а шизофрения. Но на этом случае были показаны некоторые закономерности.

Анализ случая навязчивого невроза. Пример взят из работы А. Адлера «Наука жить».

У девушки была старшая сестра – очень милая девушка. Благодаря своему очарованию она пользовалась всеобщей благосклонностью. (Напоминаю, что если хоть один член семьи выделяется, то это сказывает на всех остальных.) По этой причине младшая сестра постоянно чувствовала себя обделенной любовью. Она была очень разносторонней личностью с большим количеством интересов, но она никогда ничего не доводила до конца: ее непрестанно посещали мысли о том, как превзойти свою старшую сестру. Когда старшая вышла замуж, понадобилось и младшей. И она не нашла ничего лучше, как выйти замуж за мужчину, больного туберкулезом. Примечательно, что и это свое начинание до конца он не довела – свадьба была сорвана. Однако через год она предпринимает вторую попытку – на этот раз успешную – и выходит замуж за мужчину, который старше ее на 35 лет. Это хороший пример компенсации чувства неполноценности. Однако это не укрепило ее чувства превосходства.

С этого момента у нее и начинаются «приключения» с психикой: например, у нее появляются идеи, что она обладает магической силой – вполне закономерно, потому что ни в одной области она не могла превзойти свою старшую сестру, но в мире грез и фантазий она это сделать могла. Только здесь – в мечтах и иллюзиях – она становилась сильнее своей старшей сестры. Как видно, здесь со всей очевидностью имеет место компенсация комплекса неполноценности за счет комплекса превосходства – то, что не удалось сделать за счет брака, она добилась за счет своих вымыслов.

Вслед за этим появляется идея о том, что самое важное в жизни – это долг, который был тесно связан с навязчивой идеей постоянно мыться: как только до нее кто-то дотрагивался, она сразу же мчалась мыть руки. Все это привело к тому, что ее руки стали очень грязными (кожа вследствие непрестанного мытья стала грубой и собирала грязь в большом количестве). Но, не смотря на это, она считала себя человеком самым чистым – любому мало-мальски адекватному человеку было ясно, что это не так. Тем не менее, для нее это было именно так. Более того, она порицала других за то, что они такие грязнули и неряхи.

Таким образом, невроз навязчивости в случае этой девушки и является ярчайшим примером трансформации комплекса неполноценности в комплекс превосходства – пусть в действительности я грязная – и эта мысль в сознание пациентки не проникает – но в своей голове я считаю себя выше вас, так как я чище вас. Достигается это за счет явленного невроза навязчивости непрестанного мытья рук.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]