Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
задание 3 к семинару по ПСЛ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
130.05 Кб
Скачать

Объяснение приверженности неадекватному поведению

Почему люди упорствуют в приверженности иррациональным верованиям и их производным? Люди не только становятся иррациональными, они остаются иррациональными. Фактически, они часто становятся даже более иррациональными. Быть рациональным в иррациональном мире означает борьбу. Коль скоро они приобрели свои иррациональные верования, люди имеют тенденцию повторять их снова, и снова, и снова. Эллис постоянно подчеркивает, что люди имеют сильные склонности заново индоктринировать себя своими пагубными идеями. Существуют многочисленные причины, почему люди остаются иррациональными.

Биологические тенденции

Биологические тенденции людей к иррациональности не уходят с достижением зрелости, они являются частью их пожизненного генетического наследства. Эллис подчеркивает, что люди “мощно предрасположены к бессознательному и привычному продлению психической дисфункциональности и к ожесточенной борьбе, чтобы от нее отказаться” (Ellis, 1987, p. 365). Вместо того, чтобы поддерживать реалистический баланс между и краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, люди, главным образом, пользуются гедонизмом с коротким диапазоном. Это предпочтение удовольствий данного момента - главный источник сопротивления изменению.

Эмоциональный вклад

Абсолютистские долженствования часто являются “горячими” когнициями, которые имеют в себе сильный оценочно-чувствительный компонент. Такие когниции удерживаются чрезвычайно мощно, и в качестве таковых их трудно изменять. Кроме того, люди затем не только развивают производные их первичных иррациональных верований, но также и вторичные иррациональные верования и их производные. В результате они поднимают уровень эмоциональности и после этого могут мыслить еще более иррационально. Они оказываются не в состоянии видеть, насколько расстроены. Более того, они теперь так расстроены, что им не удается провести проверку реальности и обсудить свои иррациональные верования теми способами, которыми они могли бы это сделать в другом случае. Развивается ситуация “ловушки 22”, в которой нереалистичные верования (В) создают разрушительные чувства (П), которые в свою очередь увековечивают, раздувают огонь и усиливают нереалистичные верования (В). Кроме того, нереалистичные верования (В) создают дисфункциональное поведение (П), которое, в свою очередь, также увеличивает и углубляет нереалистичные верования (В). Последствия иррациональных верований, вместо того, чтобы улучшить людей, ухудшают их.

Недостаточное научное мышление

Люди продолжают выводить себя из состояния душевного равновесия, потому что им не удается думать с научной точки зрения о том, что происходит в мире (ЧПИ). Чтобы думать научно, людям необходимо постоянно наблюдать и проверять “факты” и таким образом видеть, до какой степени они являются “истинными” и изменились они или нет. Научное мышление является гибким и требует доказательств, чтобы поддерживать или отрицать данную точку зрения. Научный метод также скептически относится к тому, что вселенная имеет какие бы то ни было абсолютные стандарты “хорошего” и “плохого”. Наука не имеет абсолютных правил в отношении человеческого поведения. Однако, как только люди устанавливают цели, например, стремиться и быть счастливыми, до некоторой степени наука может изучить, выполняют ли люди эти цели. Люди упорствуют в иррациональных верованиях, потому что они не в состоянии использовать научный метод, чтобы оспорить их с помощью таких вопросов, как “Является ли это верование реалистическим и основанным на фактах?”, “Действительно ли это верование логично?” (Например, логично ли думать, что люди должны всегда действовать со знанием дела?), и “Может ли это верование быть опровергнуто?” (Ellis, 1988a).

Подкрепляющие последствия

Люди могут эмоционально, когнитивно и поведенчески подкреплять свои иррациональные верования. Абсолютистские должнонанистические верования эмоционально ведут к сильным отрицательным чувствам - таким, как серьезный гнев и депрессия, - что делает их по видимости истинными. Когнитивно и поведенчески люди подкрепляют свои верования различными способами в соответствии с каждым данным верованием. Например, люди, которым нужно социальное одобрение, избегают социального риска и, поступая так, они убеждают себя, что слишком трудно и опасно делать иначе. Кроме того, избегая социальных ситуаций, они могут испытывать ощущение эмоционального облегчения. Комбинация их эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций делает их скорее более, а не менее, социально обеспокоенными (тревожными).

Люди, которые очень сильно сердятся, преувеличивают отрицательные качества своих “врагов”, таким образом оправдывая и подкрепляя первоначальные верования, выводящие из состояния душевного равновесия самих своих носителей. Кроме того, их поведение может порождать враждебные реакции у других, что затем придает законность их верованиям и превращает в самоосуществляющиеся пророчества. Как только эти порожденные самими людьми тревожащие и возбуждающие повторную тревогу процессы происходят в какой-то момент, и люди безуспешно пробуют исправить свои эмоциональные расстройства, они часто приходят к заключению, что пробовать больше не стоит. Эллис (Ellis, 1987) считает это самым жестоким кратчайшим выходом из всех возможных. Люди сдаются своим эмоциональным расстройствам.

Подчеркивание “ужасного” прошлого

Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: “Вас вывели первоначально из состояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и ваше прошлое. Это сделали вы” (Ellis, 1988, p. 70). Люди сохраняют эмоциональное беспокойство, выискивая причины в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредотачиваться на настоящем, в котором они могут все еще расстраивать себя теми же самыми иррациональными верованиями, которыми они расстраивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изменять настоящее и будущее. Более того, часто сфокусированность на прошлом ведет к излишнему подчеркиванию не только прошлого относительно настоящего, но также и к излишнему подчеркиванию поведения других людей относительно собственного. Сосредоточение на прошлом может скорее сделать неясной, чем вывести на первый план ответственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис (Ellis, 1989) полагает, что многие подходы консультирования, например, психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать иметь дело с настоящим, сосредотачиваясь на прошлом.

Нереалистичные верования относительно изменения

Низкая терпимость людей к фрустрации может быть и причиной, и следствием нереалистичных верований относительно работы по изменению их чувств мыслей и действий при наличии или без профессиональной помощи. Иррациональные верования относительно изменения включают следующее (Ellis, 1987, 1993b):

  • “Я должен быть способен измениться при небольшом дискомфорте, работе и практике со своей стороны”.

  • “Изменить то, как я думаю, чувствую и веду себя, не должно быть слишком трудно”.

  • “Я должен измениться быстро и глубоко”.

  • “Изменяясь, я не должен иметь никаких неудач”.

  • “Я не должен быть способен к дальнейшим изменениям, поэтому я буду довольствоваться тем, как функционирую теперь”.

Другие когнитивные факторы

Эллис (Ellis, 1987) перечисляет множество других факторов и процессов, посредством которых люди сохраняют и ухудшают свои иррациональные верования и эмоциональные расстройства.

  • Невежество. Люди, включая консультантов, могут верить, что для них статистически нормально и здорово быть излишне расстроенным. Они оказываются не в состоянии проводить различие между уместными и неуместными мыслями, чувствами и поведением.

  • Глупость. Многие люди слишком невежественны, чтобы эффективно работать со своими эмоциональными проблемами. Они не в состоянии достичь достаточного понимания того факта, что они сами вызывают собственные нарушения душевного равновесия.

  • Невосприимчивость. Без консультирования многие люди с нарушенным душевным равновесием редко обращают внимание на свои иррациональные верования и идеи и на то, как они создают свое расстройство и управляют им. Даже когда им указывают на это при консультировании, многие люди с нарушенным душевным равновесием все же неспособны взять в толк, как они расстраивают самих себя.

  • Жесткость. Даже признавая свои пагубные иррациональные верования, многие люди твердо придерживаются должнонанистических верований, и их производных, например, нагнетания страха и болезни типа “Я не могу этого выдержать”. Некоторые из таких людей могут быть психотиками или иметь пограничные расстройства личности, в то время как другие являются обыкновенными ригидными мыслителями.

  • Оборонительность. Люди склонны избегать столкновения лицом к лицу со своими проблемами и необходимости непосредственно иметь с ними дело. Они используют различные методы искажения и отрицания проблем. Например, они могут не желать чувствовать, что являются враждебными, параноидальными или углубленными в себя. Они также могут быть не в состоянии раскрывать поведение, которого стыдятся.

  • Неисправимый оптимизми безразличие. Некоторые люди, склонные к чрезвычайной тревоге и страдающие от серьезной болезни, типа болезни сердца или рака, могут справляться с этим, отрицая его серьезность. Иногда такие защитные маневры помогают людям справляться с проблемами. Однако во многих случаях такое мышление может блокировать усилия по достижению физического здоровья и психологического изменения.

  • Изменение ситуации. Для многих легкий выход состоит в том, чтобы изменить ситуацию, например, получить развод, а не попытаться изменить себя и затем подумать, действительно ли следует изменить ситуацию. На каждого невротика, который действительно пробует фундаментально изменить способ мышления, приходятся, вероятно, десять попыток чувствовать себя лучше, изменяя ситуации, в которых они пагубно ведут себя, а не добиваясь того, чтобы быть лучше. Это соотношение остается истинным независимо от того, проходят люди консультирование или нет.

  • Другие паллиативные средства. Люди и их потенциальные помощники обращаются ко многим паллиативным средствам, чтобы справиться с эмоциональными нарушениями, вместо того, чтобы добираться до их корней. Многие клиенты и потенциальные клиенты используют методы отвлечения типа прогрессирующей релаксации, биологической обратной связи, медитации и йоги. Некоторые пытаются применять поверхностное позитивное мышление. Многие люди теряют себя в политических, религиозных и мистических культах. Очень обычны вызывающие приятное краткосрочное ощущение средства типа алкоголя и наркотиков. Короче говоря, многие люди с нарушенным душевным равновесием ищут средства низкого уровня и паллиативные, а не более строгие и длительные решения. Кроме того, многие люди либо сопротивляются обращению к консультированию, либо, обратившись к нему, сопротивляются изменению. Эллис подчеркивает, что главной причиной для сопротивления клиента является то, что “большинство клиентов - естественные сопротивляющиеся, которые находят исключительно легким блокировать себя от изменения и считают необычайно трудным сопротивление своему сопротивлению” (Ellis, 1987. pp. 370-1).

Недостаточно стимулирующие верования через действие

Как упоминалось ранее, люди могут подкреплять свои верования через нежелание изменять свои действия. Их “испытанные и верные” пагубные способы могут приносить краткосрочное облегчение за счет долгосрочной выгоды. Понимание Эллиса таково: “Выможете изменять иррациональные верования(иВ), действуя против них: осуществляя поведение, которое противоречитим” (Ellis, 1988. p. 109). Почему же тогда люди не изменяют свои действия, чтобы бросить вызов своим верованиям? Одна причина заключается в том, что они не могут понимать свои иррациональные верования, их производные, и их эмоциональные и поведенческие последствия. Другая причина - люди сопротивляются риску и усилию, связанному с действием. Некоторым людям не ясно, что делать. Другие могут знать, что делать, но испытывают недостаток навыков, уверенности и поддержки, чтобы делать это. Еще одна категория - люди, которые изменяют свои поступки, но испытывают недостаток силы для продолжения этих действий, особенно когда сталкиваются с трудностями и неудачами.

Аннотированная библиография

Ellis, A. (1989). Rational-emotive therapy. In R .J. Corsini & D. Wedding (Eds.). Current Psychotherapies (4th ed., pp. 197-238). Itasca, IL: Peacock. (Эллис, А. Рационально-эмоциональная терапия). Эта глава дает краткий обзор теории и практики РЭПК. Содержание главы включает в себя: основные концепции, историческое развитие, теорию личности и теорию и процесса консультирования. Кроме того, глава содержит более четырех страниц расшифровки стенограмм и обзор применения РЭПК в таких областях как групповое консультирование и семейное и брачное консультирование.

Ellis, A. (1991b). The revised ABC's of Rational-emotive therapy (RET). Journal of Rational-Emotive & Cognitive Behaviour Therapy, 9, 139-72. (Эллис, А. Пересмотренные АВП рационально-эмоциональной терапии (РЭТ)). Важная статья, в которой Эллис обсуждает: основные человеческие цели и ценности; АВП эмоционального нарушения душевного равновесия; взаимодействие А, В и П; АВП межличностных отношений и использование ABC в консультировании. Эллис подчеркивает и объясняет взаимодействия когниций, эмоций и поведения в теории и практике своего подхода.

Ellis, A. (1962). Reason and Emotion in Psychotherapy. Secaucus, NJ: Citadel. (Эллис, А. Разум и эмоцияв психотерапии.) Классический текст ранней стадии развития РЭПК. Эллис представляет теорию и практику своего подхода. Он обсуждает лечение таких проблем, как фригидность импотенция и шизофрения. Книга также содержит материал по групповому консультированию, сравнение с другими подходами консультирования, возражения относительно данного подхода и его ограничения.

Ellis, A. & Grieger, R. M. (Eds.) (1977e, Vol. 1; 1986, Vol. 2). Handbook of Rational-emotive Therapy. New York: Springer. (Эллис, А. и Григер, Р. М. (Редакторы). Справочник по рационально-эмоциональной терапии.) Эти сборники материалов содержат авторитетные оценки теории РЭПК, динамику эмоционального расстройства и главные методы, используемые в подходе. Кроме того, книги содержат главы по определенным видам применения РЭПК, например, проблемам любви.

Ellis, A. (1988). How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything, Yes Anything. Sydney: Pan Macmillan. (Эллис, А. Как решительно отказаться от того, чтобы что бы то ни было делало тебя несчастным. Да, что бы то ни было!) Каждый практикующий в области консультирования рискует иметь искаженное мышление. Превосходный способ научиться РЭПК состоит в том, чтобы применить его к самому себе. Эта интересная книга самопомощи представляет взгляды Эллиса на эмоциональное расстройство и на важность научного мышления. Затем читателям представляется ряд глав, показывающий им на простом языке “как” достигать и сохранять больший контроль относительно своих мыслей, чувств и действий. Книга содержит множество упражнений по самопомощи.

Ellis, A. (1977a). Anger: How to Live With and Without it. Sydney: MacMillan Sun Books. (Эллис, А. Гнев: Как жить с ним и без него.) Эта книга по самопомощи исходит из точки зрения, что люди ответственны за создание собственного гнева из-за трудностей в отказе от ребяческой требовательности. Читателям рекомендуется обсудить философию приведения самого себя в состояние разгневанности и показываются способы думать, чувствовать, и действовать таким образом, чтобы избавиться от нарушения душевного равновесия в связи с гневом.