Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы_ИМО.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
570.37 Кб
Скачать

20. Ось «Берлин-Рим-Токио».

27 сентября 1940 года был заключен германо-японо-итальянский военный пакт (ось Берлин - Токио - Рим), благодаря которому прямыми военными союзниками гитлеровцев стали итальянские фашисты и японские милитаристы. Именно в это время Германия развернула непосредственную подготовку к нападению на Советский Союз. Стороны договорились о признании руководящей роли Германии и Италии в создании "нового порядка" в Европе, а Японии - "в восточно-азиатском пространстве". Известно, что под понятием "нового порядка" фигурировал режим кровавого террора, фашистской диктатуры и колониального рабства. И в Англии и ни Франции имелось довольно значительное противодействие курсу правительств этих стран. В Англии внешнеполитическую линию страны критиковали такие видные деятели, как Д. Ллойд Джордж и У. Черчилль. Во Франции после убийства Барту и прихода на пост министра иностранных дел Лаваля антифашистской и антивоенной оппозиции стало труднее. П. Лаваль являлся сторонником «политики умиротворения», был приверженцем антисоветской политики и выступал за тесное сотрудничество с фашистской Германией. Тем не менее общее настроение в стране в пользу создания системы коллективной безопасности и укрепления мира усиливалось. Эта тенденция общественного мнения, а также активная внешнеполитическая деятельность советской дипломатии вынудили Лаваля пойти на заключение договоров с Советским Союзом и Чехословакией. Чехословацкое правительство, понимая опасность, которая создавалась на ее границах, искало защиту и на Западе и на Востоке — и у Франции и у Советского Союза. В Москву приезжал Лаваль, и в результате контактов СССР, Францией и Чехословакией были подписаны три договора. Договор о взаимной помощи между СССР и Францией был заключен в Париже 2 мая 1935 г. сроком на пять лет с дальнейшим продлением до тех пор, пока одна из сторон не решит его денонсировать. Он предусматривал в случае нападения на одну из договаривающихся сторон оказание немедленной помощи и поддержки другой стороной. Этот договор мог бы быть еще сильнее, если бы, как предлагал СССР вместе с ним была бы подписана и военная конвенция. Однако Лаваль сорвал подписание такой конвенции. Более того, он затянул ратификацию договора, и тот вступил в силу лишь 27 марта 1936 г. Вскоре появились и два других договора - между СССР и Чехословакией и между Францией и Чехословакией.

21. Германская агрессия в Европе. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор.

В марте 1938 г. Германия ввела войска в Австрию и объявила о ее присоединении (аншлюсе). Большинству австрийцев передался энтузиазм немцев, восхищенных успехами Гитлера. Фашистская верхушка не сомневалась, что эти успехи можно развивать и дальше. Вскоре Германия заявила, что считает своей Судетскую область Чехословакии, населенную в основном немцами. Это уже грозило серьезным европейским конфликтом.

Однако Англия и Франция встали на путь “умиротворения” гитлеровцев и рекомендовали Чехословакии уступить требованиям немцев. СССР заявил, что готов помочь Чехословакии, но в те годы они не имели общих границ, а Польша отказалась пропустить советские войска через свою территорию. В итоге Чехословакия согласилась передать Судетскую область Германии. 29 сентября 1938 г. руководители Англии, Франции, Германии и Италии подписали в Мюнхене договор, оформивший этот акт. На встрече в Мюнхене Гитлер дал обещание не посягать на новые территории в Европе и впредь решать все спорные вопросы только путем переговоров.

Между Германии продолжала наращивать военную мощь, и уже в пору Мюнхенского совещания это косвенно указывало на несостоятельность политики “умиротворения”. Тогда у Англии и Франции были все возможности для решительного воздействия на Германию, вплоть до силового. После Мюнхена эти возможности стремительно таяли, поскольку принципиально разные позиции, занятые сторонами (агрессия и “умиротворение”), не могли не отражаться на их политике, дипломатии, динамике развития экономики, боеспособности армий и т. д. И вскоре это дало себя знать.

В марте 1939 г. германские войска, вопреки данным в Мюнхене обещаниям, оккупировали Чехословакию. А спустя месяц Италия объявила о присоединении небольшой Албании и также ввела туда войска (на Албанию Италия претендовала еще в пору заключения версальских соглашений). После этого события стали развиваться стремительно. Видя, что курс на “умиротворение” не позволяет сдержать агрессоров, Англия и Франция гарантировали Польше и Румынии свою помощь в случае нападения на них, а затем начали переговоры с СССР, намереваясь заключить с ним договор о взаимопомощи.

Летом 1939 г. стало ясно, что Германия готовится к нападению на Польшу. Выступления германских руководителей, статьи в прессе носили резкий антипольский характер. Между тем переговоры Англии, Франции и СССР не давали результата. СССР добивался, чтобы в случае новой агрессии Германии его войскам было предоставлено право прохода через территории Польши, Румынии и стран Балтии. Этого, разумеется, не хотели ни англичане с французами, ни названные страны, которые в итоге могли оказаться в сфере советского влияния.

Параллельно начались секретные германо-советские контакты, в ходе которых обе стороны стремились укрепить свои позиции на случай будущего конфликта в Европе. После того как удалось выработать, предварительные условия, устраивавшие и Германию и СССР, переговоры СССР с Англией и Францией были прерваны и 23 августа 1939 г. в Москве состоялось подписание советско-германского пакта о ненападении. Он сопровождался секретными протоколами, согласно которым (с учетом дальнейших уточнений) к Германии должна была отойти значительная часть Польши, а к СССР — ее восточные области, где преобладало украинское и белорусское население. Сферой интересов СССР признавались также Финляндия, страны Балтии и Бессарабия, оккупированная Румынией еще в 1918г.

Соглашения между Германией и СССР способствовали укреплению позиций обеих стран, но это осуществлялось за счет территорий и народов других государств, что усиливало угрозу “большой” войны.