Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по теории лит-ры.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
95.63 Кб
Скачать

Н. Бердяев

Трактат Н. Бердяева «Смысл творчества». Б. синтезировал развитие идей Лессинга с традиционными идеями русской православной мысли. Начиная с религиозных традиций, Б. заявляет, что дух человечества находится в плену так называемого мира, причинно-следственных связей. Он вынужден следовать законам, которые направляют его куда-либо. Освобождение от греха, восхождение духа – преодоление рабства мира. Преодоления рабства мира Б. видит в творческом акте. Уход в творчество, в воображаемый мир, - не слабость, а сознательный уход от навязанного извне. Б. доказывает свое суждения издалека. Средневековые ученые не могли оправдать творчество с т.з. религии – в это время церковь относится тяжело к творчество. В Евангелие нет указания на искусство, а Бердяев заявляет, что в Евангелие нет ни одного слова о творчестве. Пути творчества не названы, но сокрыты в Евангелие. Если бы указано было пути творчества, то это лишало бы творческой свободы. Человек сотворен по образу и подобью Бога и наследует от Него главную божественную функцию – творить мир. Эту функцию он реализует в творчества. Если бы пути творчества были указаны в священном писании, творчество стало бы послушанием. Пути искупления открываются, а пути творчества намеренно сокрываются. Творчество – высшее проявление человеческой свободы. Бог ждет от человека свободного позыва к творчеству, т.е. высшего приближения к божествам. В творчестве сам человек раскрывает божье подобие, обнаруживает вложенную в него божественную нишу. Творчество – не только борьба со злом, это творение мира без зла. Творчество не допускает и не запрещает религия, творчество – это сама религия. Продолжение существования и развития мира – творческий акт, а тайна творчества – божья тайна. Способность к творчеству Б. называет гениальностью.

Бердяев разделяет понятие гениальности и таланта. Талант присущ разуму, индивидуальности, социальной природе человека. Он более ли мене вписан в этот мир, объясним с точки зрения причинно-следственных связей. Гениальность – бытийная категория, содержащаяся в человеке; она возводит потенциал человеческого духа. В таланте есть умеренность и размеренность, в гениальности – всегда безмерность. Талант – послушание, гениальность – дерзновение. Талант – от этого мира, гениальность – от иного.

Гениальность приравняется Бердяевым к святости. Несмотря на то, что Б. смиряется с тем, что гениальность может прожить, не сотворив ничего, он оправдывает ее как стремление к иному бытию, т.е стремление к абсолюту.

Вслед за Пифагором, Бердяев сопоставляет творчество с космосом, которому противопоставлен хаос. Творчество менее всего есть анархия. Б. называет всю существующую до него философию лишь видением философии творчества.

Творческая философская жизнь – не движение вглубь, это движение вверх.

Коллеги Бердяева по русской религиозной философии категорически не приняли это сочинение, считая что Б. погрешил против истины, слишком вольно трактовал божью волю.

Так или иначе, религиозной философии удалось примирить рационалистический и интуитивный подход к искусству.

В эпоху постмодернизма появляется отрицание. Процесс сближения рационалистического и интуитивного подхода обусловлен волнами социального, религиозного и научного самосознания. В разное время искусство, в первую очередь литература, заявляла себя в разных социальных функциях. Литературоцентричность XVII-XX. теперь ее берут как вещь в себе, вещь, которую можно вскрывать. Подчиненность литературы рынку освобождает ее от подчиненности идеологии. Рыночные отношениях противостоят догме. Сейчас нет идеологии, если не считать постмодернистской теории (отрицание, за которой бездна).

Литературный процесс в условиях

всемирной литературы

В ЛП, т.е. в процессе постоянного создания лит произведений, велика роль уже созданных, существующих в лит. памяти ХП. Если принять за правду байку Борхеса о 4-ех сюжетах, мы пониманием, что уже существующие произведения являются объектом подражания или контр-подражания существующим.

Старое и новое может находиться в уважительно-традиционных отношениях; может строиться на отрицании (позиция искать собственную методологии); может находиться в диалектических отношениях. Иногда новые писатели пытаются дописывать за уже отписавшимися писателями.

Лит. контекст незаметно для авторов влияет на поэтику новых произведений. Существуют прецедентные образы, они уже вошли в мировоззрение, в культурный контекст, ментальную кладовую. Отдельный пласт – литература, построенная на аллюзиях, пародиях. Она построена на радости узнавания. Текущая коммерциализация литературв способствует размыванию авторский прав. Читатель, взявшийся за перо, планктонное население лит. мира. Большие писатели не существуют в вакууме. Невозможно развитие, начало деятельности в лит. вакууме. Лит. традиции формируются из отдельных приемов, выделенных из лит. шлака. Все плагиаторы и третьестепенные писатели в лит. процессе качественно так же важны, как первостепенные. Они сами являются лабораторией по созданию качественно нового.

По мнению Бахтина, обновлению культурной традиции предшествует пародийная, смеховая эпоха.

Профессиональный писатель рождается в процессе чтения качественно разных произведений. Все прецедентные тексты несут в каждую эпоху свой смысл. Каждая новая эпоха прочитывает прецедентный текст по-новому. На каждом новом историческом ветке прецедентный текст освобождает новый смысловой заряд. Классическое произведение отличается способностью дать новое толкование.

Труднее объяснить, почему практически каждая литература переживает ряд общих этапов.

Во-первых, словесное искусство выделяется из искусства синкретического искусства. Ключевой вехой этого разделения у большинства народов является героический эпос. Часть этих эпосов являются авторскими, но важно, что это водораздел. Преодоление мифа, начала авторского творчества. Эпос – это точка, которую проходит большинство литератур либо до, либо после размежевания фольклора и авторского творчества.

Далее происходит процесс утраты анонимности худ. творчества. Творчество приобретает индивидуальности. Обнаружение авторской индивидуальности из-за традиции, церковных догм, - тяжелый диалектический процесс

В каждой литературе происходит ослабление канонических литературных начал в жанровом определении. Евр. классицизм не был естественным процессом, это была попытка остановить лит. энтропию. По мере того, как складываются жанры, складываются пограничные явления, жанры начинают делиться. Появляются жанроподобия. Сегодня ежедневно рождаются по несколько десятков жанров, но они недолговечны. Отмирают медленно, но отмираю долговечные.

Во всех литературах происходит процесс становления психологического и социально-исторического конкретного сознания. Литература движется от изображения событий к изображению человека. Тайна человеческого сознания, движения души постепенно становится основным. В евр. литературе этот процесс приводит к повсеместному становлению реалистического метода. Это плохо тем, что методы изображения исчерпываются, в то время как мир человеческой души остается непознанным. Все литературные стили типа модернизма и постмодернизма – попытки найти новые методы. Литература нуждается в новых методах познания и изображения эмоционально-психологической природы человека.

Для каждой национальной литературы в разное время характерно усиление интертекстуальных связей. Наблюдается взаимовлияние литератур. Каждая национальная литература осуществляет свой литературный экспорт и литературный импорт. Эти процессы неравномерны для каждой литературы. Появляющиеся яркие представители нац. литературы меняют не только лик собственной литературы, но и влияют на другие литературы. Постоянно протекают два равноправных противоположных процесса: с одной стороны, ассимиляция опыта, который приходит при инокультурном влиянии, а с другой стороны, сохранение нац. традиций. Мультикультурность постоянно борется с монокультурностью.

История всемирной литературы могла бы существовать, если бы существовал более ли менее вменяемый алгоритм оценки и взаимовлияния одних национальных традиций на др. Современная наука более ли менее может адекватно описывать истории национальных литератур (кроме тех, которые были искусственно прерваны)

Одной из проблем истории литературы я­вляется проблема прогресса в литературе. Часть лит-вед-их школ, в том числе советская, считают, что при развитии литературы наблюдается поступательный прогресс, позволяющий совершенствовать лит. приемы. Но произведения соцреализма не совершеннее, например, Сервантеса.

Идея прогресса в литературе не очень популярна. Зависит от того, какие критерии применять. Идет постоянное развитие. Но прогресс подразумевает определенный вектор развития, а всемирная литература развивается в разных направлениях. Можно говорить о лит. прогрессе внутри нац. литературе.