Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по теории лит-ры.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
95.63 Кб
Скачать

Предмет и назначение теории литературы

ТЛ является кульминацией и итогом курсов лит-ведческих дисциплин. ТЛ обобщает сведения, полученные на курсах руслита и зарубежки, библиографии и лит. критики, ИЛ, также даже лингв. дисциплин. Все они способствовали созданию собственной литературоведческой базы.

ТЛ приводит массу знаний в порядок.

Теория (от греч. ‘наблюдение, исследование’). Теория – это систематизация обобщенных положений. Любое исследование начинается со сбора данных, иногда с истории предмета. У литведа это разнородные данные. Первая теоретическая разработка (рассортировать картинки) – перевести хаотический разбор сведений в организованный набор категорий. После этого можно предпринимать попытку объяснения разных закономерностей. После того, как осуществлена структуризация данных, появляются научные школы или гении, способные уложить систематизированные данные в систему, охватывающую большинство явлений; общая система всегда под каким-то углом. Это и есть теория. Теория не дает ни истории предмета, ни знаний о самом предмете, она наблюдает за основными правилами и закономерностями функционирования предмета внутри системы. Теория регулирует законы и факты, она пытается наблюдать за законами. Теория опирается на практику. На основе наблюдаемой повторяемости рождаются законы.

Теория всегда должна быть открытой. Она всегда охватывает подавляющее большинство фактов системы, но не охватывает всего. Догма – закрытая теория, признанная завершенной и совершенной. Для догмы исключения губительны. При накоплении определенного кол-ва исключений догма разрушается. Теория всегда богаче наших представлений о ней. Всякая теория постоянно нуждается в практическом наблюдении. Теория, оторванная от практики, претендует не только на догму, но и на схоластику. В литературе существовало 2 схоластических теории: классицизм и соцреализм. Но со временем они разрушились.

Даже в точных науках присутствует субъективный фактор (теория Эйнштейна, геометрия Лобачевского). В гуманитарных науках роль субъекта непререкаема, но субъективное не должно загораживать ее физической, системной стороны. В каждой теории сочетаются объективные и субъективные наблюдения над предметом.

В теории литературы выводы зависят и от объекта (ХТ), и от характера включенности субъекта в худ. пространство. Психологический, эмоциональный, методологический подход в гум. науках определяет угол построения теории. Необходимо воображения. Никакая структура не дает себя описать без абстрактного сравнения; именно ассоциации наталкивают на построение теории. Работа воображения подталкивает ученого к открытию объективного закона.

Теория - сведение случайного и неслучайного и наличие некоторых инвариантов.

Литература – все, что закреплено на письме в буквенном выражении. Но под это определение подходят всевозможные инструктирующие, запрещающие и тексты. Говоря о ТЛ, мы подразумеваем только ХЛ. Но между религиозной, худ. и регулирующей литературой нет четкой границы («Слово о законе и благодати»).

ХЛ – стихия, указывающая на принадлежность к некому художнику, автору. Она обладает некоторыми свойствами.

Литература, в отличие от фольклора, авторская. ХЛ указывает на определенную принадлежность к стихии некого национального языка, на котором она создается. Боле того, язык полностью раскрывается лишь в своем литературном воплощении. Лит. язык взаимодействует с просторечием, диалектами, арго и т.д. Литература подпитывается сленгом, диалектизмами. РЛЯ пережил трехсотлетнее тюркское влияние. Большая часть сленга не приживается, она уходит вместе с модой. Всякая попытка регулирования языка смешна. Язык сам отбирает часть сленга, диалектов и иноязычной лексики.

Художественность – особый склад ума, это свойство читателя к восприимчивости, это возможность принимать текст. Читая текст, мы подписываем с автором декларацию об определенном доверии (сказка, речь стихами). Мы блокируем наши представления о реальности и принимаем на веру ту реальность, которую нам предлагает автор. Художественность дает возможность постижения художественности (?)

Головной мозг ассиметричен. Правое полушарие дает возможность воображать, эмоционально представлять, а левое – научное мышление.

Системность и целостность – часть предмета. ТЛ систематизирует целостную по своей природе литературе. Литература – противоречивое, но единое в своих противоречиях явление. ТЛ вносит в систему целостность. Мы одновременно постигаем литературу эмоционально и логически.

В словосочетании «теория литературы» содержится оксюморон, т.к. литература - свободное явление. Целостность любого предмета бесконечна, а его системность предельна. В литературе многие положения недоказуемы.

Назначение искусства слова.

Художественные образы.

Условность и жизнеподобие

Существует некая объективная фактическая историческая реальность – бытие. Это явь, первая реальность. Мы вписаны в бытие, на которое практически не влияем. Объективное бытие функционирует по физическим, химическим и пр. законам. Наука не создает реальность и почти не влияют на нее – они лишь пытается описать ее. Научное познание не определяет реальность, она вторит реальности. Научная картина мира – вторая реальность, она описывает ее с той или иной мерой приближения (богословие относится к наукам).

Кроме «второй реальности» есть еще одна реальность, которая не повторяет реальный мир, а служит его альтернативой. Это мир искусства. Искусство всегда существовало для того, чтобы параллельно с нашим миром был другой мир, в котором можно было бы узнать черты объективного мира, но который не был бы полностью тождественен ему. Все узнаваемые объекты в нем несколько другие. Искусство творит другую реальность, не третью и не вторую. Наука претендует на то, чтобы быть зеркалом реальности. А «другая реальность» - скорее картина человека, который смотрится в зеркале. Искусство пересоздает действительность.

Аристотель указывал, что поэзия шире и важнее истории, т.к. история описывает то, что случилось, а искусство описывает то, что могло бы случиться. Наука концентрируется на фактическом, а искусство изучает и несостоявшееся. Искусство фиксирует нереализованные возможности человека, невысказанные слова, неподуманные слова. Каждое явление действительности, став предметом и-ва, получает огромное количество перспектив, которые в реальной жизни не были реализованы. Искусство следит за возможной судьбой человечества. Реальные исторические лица в ХП претерпевают превращения (Кутузов в «Войне и мире» - не Кутузов; Кутузов Толстого – худ. обобщение). ХО – богатейший строительный материал, из которого человечество строит другую реальность. ХО забывает о части черт прототипа и наделяет его другими. ХО всегда шире своего прототипа, т.к. он типичен, т.е. его черты распространяются на других людей. На классические произведения претендуют произведения, образы которых обретают жизнь вне произведения или становятся собирательным портретом нации. На классику претендуют произведения, образы которых претендуют на собственные интерпретации. Их именами называются все люди, носители определенных качеств (плюшкины). Яркие черты окружающего мира рассеяны, искусство их концентрирует и воспроизводит их, отметая контекст. Другая реальность – концентрированная и обогащенная первая реальность.

Художественные методы различаются способом отражения действительности. Реализм – другая реальность как реальный мир; классицизм – другая реальность такая, каким должен быть реальный мир; романтизм – первая и другая реальность через границу.

Образы можно классифицировать. Все образы относятся к жизнеподобным или условным. Все образы имеют в своей генеалогии конкретные события, конкретных лица, конкретных прототипов (Кутузов, Наполеон, автобиографические герои), а также чуть менее реальных лиц. Жизнеподобные образы, в первую очередь, отсылают к предшественникам, а только потом создают модель реальности.

Условные образы не повторяют реальных людей, они как бы создают их из ниоткуда. Жизнеподобные образы более универсальны и типичны одновременно. Условные образы очень порождают тенденции в поведении людей, они имеют больший потенциал для влияния на людей.

Говоря об условных образов, мы возвращаемся к условности литературы. Мы перестаем требовать доказательств. При погружении в мир образов работает интуиция. Художественный опыт позволяет прочитывать художественное обобщение. Образ больше самого себя – он дополняется читательской фантазией. Образ – сигнал, знак, побуждение к сотворчеству. Литературовед должен чередовать логическое и интуитивное познание. В какой-то момент в одном и том же произведении можно найти разные образы. Лучшие книги дают разные ассоциации у одного читателя в один день, если меняется настроения. Образ всегда богаче той худ. реальности, которая его породила.

Искусство – один из инструментов достижения бессмертия. Шекспир создает образы, в которых можно узнать себя или окружающих. Художественная литература позволяет талантливым произведениям пережить авторов. Человечество, создавая лит-ру, увеличивает время своего существования. Литература – код человеческой жизни. Узнаваемый образ – памятник огромному кол-ву людей. Иногда сами писатели становятся образами (Гомер, Шекспир). Литература населяет другую реальность нашими ассоциациями.

Теория литературы

в контексте литературоведческих дисциплин

ТЛ – кульминация лит-ведческого образования. ТЛ позволяет осмыслить и подытожить все знания, полученные от лит-ведческих и окололитведч. дисциплин.

Триада: история литературы, лит. критика, теория литературы.

История литературы дает конкретные данные, которыми мы апеллируем при всяком осмыслении лит. процесса. ИЛ фиксирует значимые и знаковые явления внутри нац. литературы и дает предварительную поверхностную оценку лит. явлениям (лит.фактам). ИЛ едва ли способна фиксировать все произведения, написанные на нац. языке. ИЛ обращена к ярким, знаковым и типичным явлениям. Часто благодаря др. лит-вед. дисциплинам, она возвращается. ИЛ обращена в прошлое, т.к. чтобы осмыслить лит. явления, нужны столетия. ИЛ интересуется интеркультурными явлениями, она фиксирует миграцию лит. явлений м/у нац литературами. Нац. лит воздействуют друг на друга, способствуя развитию и обогащению каждой из нац. литератур. Литература, в которой экспорт превалирует над импортом, определяет ход мировой литературы. Так, в XVIII в. развитие определяла французская литература, 2-ую половину XIX в. – русская литература, ХХ в. – латиноамериканская литература. На примере русской литературы: ДР испытывала влияние греко-византийской литературы, классицизм развивался под влиянием Франции, сентиментализм завезен из Англии, романтизм – влияние Германии и Англии, реализм, по мнению Булгарина, был принесен от французского натурализма, от Франции – и модернизм. История нац. литературы – наиболее объемная лит-ведческая дисциплина.

Литературная критика фиксирует, анализирует и оценивает явления современной ей литературы. ЛК создает представление о литературе каждого момента. Эти моменты оказываются отрефлексированы и отражены в публицистических или околонаучных текстах. Это подготовка информации для ИЛ. ЛК должна базироваться на научных методах, однако она наименее наукообразна, она приближена к журналистике. Преимущество ЛК в том, что она имеет права смотреть на лит-ру более широким взглядом: и с позиции науки, и с позиции бытового незамутненного читательского сознания. ЛК имеет тенденцию к профанизации лит. анализа, перевода литературы в публицистическую сферу. ЛК рассматривает статичный современный момент лит. процесса в синхроничном или диахр. аспекте.

ТЛ на основе ИЛ прослеживает основные тенденции лит. процесса, на основе анализа текстов занимается морфологией текста и выявляет характерные для разных текстов и разных нац. культур общие тенденции, которым теоретически может следовать литература (литература шире наших представлений о ней!). ТЛ отличается от ЛК тем, что она не ограничена хронологическими рамками. ТЛ вбирает в себя фактографичность ИЛ и аналитичность ЛК. ТЛ пытается анализировать произведение в широком спектре разных направлений.

Все участники триады бессильны без вспомогательных лит-ведческих дисциплин, главными из которых являются библиография, текстология, источниковедение.

Текстология – вспомогательная историко-филологическая дисциплина, которая изучает историю возникновения, фиксацию и судьбу худ. текстов. Т. – фактодобывающая дисциплина, обслуживающая ИЛ. Т. восстанавливает историю, авторскую принадлежность. Религиозная текстология устанавливает истинность (каноничность) текста. Атрибуция текста, представление наиболее правильного текста – задача текстологии. Текстология отвечает на вопросы ‘Кто есть автор?’ и ‘Какова его воля?’. Самым верным является текст с последней правкой автора (хотя автор перед смертью иногда портит текст)

Текстологические сведения в научных издания – комментарий, дающий сведения о времени и создания и описание источников.

Текстология подвергает текст «этической» оценке: 1) оценивает подлинность/подложность текста; 2) реконструирует подлинность первоначального текста.

В средневековье была свобода у переписчиков, а текстология стремится устранить конъюнктуру. Т. стремится вычленить из сборников канонические тексты, а также разоблачить подделки (Велесова книга, песни Оссиана и т.п.)

Источниковедение. Источниковедение изучает исторический источник, методы его поиска и фиксирует места хранения. Для того, чтобы изучать ЛП, необходимо иметь правильный текст. Источник – авторская рукопись/машинопись, в котором закреплена воля автора. И. фиксирует первичные и вторичные источники, дает представления, где хранятся авторские рукописи (пушкинские рукописи хранятся в Пушкинскому Доме, рукописи Толстого – в Ясной поляне, большинство других рукописей – в Институте литературы)

Источниковедение часто кооперируется с текстологией. На основе источников создаются Полные собрания сочинения.

Библиография. Библиография описывает все разнообразие книжного наследия человечества. Б. дает представление о существующих на сегодняшний момент книгах. Б. устанавливает нормы библиографического описания. Частые смены правил.

Последние 15 лет дают нам возможность коренного пересмотра всех основополагающих дисциплин. Это связано с компьютеризацией и интернатизацией. Рукопись исчезает. Возникает вопрос текстологического и источниковедческого характера. В текст вносятся самые глупые изменения, а вернуть назад невозможно. Очень затруднен процесс атрибуции. Интернет предполагает ряд возможностей закрепления авторского права.

Источниковедение будет вынуждено вырабатывать новые способы обнаружения авторов. Литературоведы вряд ли будут допущены к личным файлам авторов. Файлы с текстами могут блокироваться, теряться, попадать к случайным людям.

Библиография уже пытается вводить нормы описания цифровых источников. Но здесь возникает ряд проблем, т.к. интернет-страницы обновляются ежедневно.

Литературоведение часто оперирует более частными дисциплинами, находящимися на стыке литературоведения и других наук (социология литературы, философия художественного произведения, политология литературного процесса, история журналистики, антропология, культурология, психиатрия). Эти дисциплины являются источникодобывающими или дают собственное прочтение ХП.