Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MChP_ShPOR_OKONChATEL_NO.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
147.53 Кб
Скачать

32 Коллизионное регулирование формы сделок

В международном частом праве издавна сложилось правило, что форма сделки (или шире —любого гражданско-правового акта) подчиняется праву места совершения сделки (акта) —locus regit formam actus. В связи с тем, что место совершения сделки может носить случайный характер, в XIX в. сформировалось правило, подчиняющее форму сделки праву страны, которое регулирует само обязательство, вытекающее из сделки, т. е. закон существа сделки—lex causae. Тем более что особенности формы сделки связаны с особенностями содержания сделки. В настоящее время применение к форме сделки lex causae получило широкое распространение. Однако первоначальная формула закона места совершения сделки сохранилась либо в качестве альтернативной, либо в качестве дополнительной (субсидиарной) привязки. Иногда используется и третья коллизионная привязка, отсылающая к закону суда, т. е. к собственному праву. Применение двухзначной коллизионной формулы (закона существа обязательства и закона места совершения сделки) закреплено в ст. 11 Венской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи 1986 г. и в других международных договорах.

Коллизионная проблема формы сделок, попадающих в сферу действия МЧП, а также определенных видов договоров получила разрешение и в международных документах. В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержится унифицированная коллизионная привязка к праву места совершения сделки, заключения договора или выдачи доверенности с учетом специального исключения в отношении сделок с недвижимым имуществом, прикрепление в части формальных требований по которым осуществляется к праву государства, на чьей территории находится имущество. В свете этого, если по правилам, действующим в соответствующей юрисдикции, для совершения сделки с имуществом требуется не простая письменная, а нотариальная форма сделки, таковая должна быть совершена в указанной форме. Если действительность сделок с определенными видами имущества ставится в зависимость от регистрации их компетентным органом, несоблюдение данного правила повлияет на ее безупречность с формальной точки зрения.

Что касается материально-правовых норм, единообразно решающих вопрос формы некоторых видов сделок, наибольшее значение ныне имеет Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., в которой предусматривается и письменная, и устная форма договора международной купли-продажи. Вместе с тем благодаря диспозитивному характеру конвенционных норм и заложенному в ней особому механизму достижения компромисса — с помощью оговорок при присоединении, Конвенция допускает участие в ней и тех государств, в которых в силу национального законодательства действуют императивные правила о письменной форме сделок. Форма внешнеэкономической сделки определяется, как правило, по праву места заключения сделки. Аналогичное правило содержится и в ГК РБ, а также ДПП РБ.

Статья 1116. Форма сделки

1. Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права Республики Беларусь.

2. Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь,

совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме.

3. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, – праву Республики Беларусь.

В отношении содержания сделки в МТП господствует принцип автономии воли, т.е. стороны могут сами договориться о применимом праве, что является существенной особенностью внешнеторговых сделок. Однако в том, что касается определения применимого права, когда стороны не преминули воспользоваться автономией воли, единства нет. Это может быть право:

закона страны продавца (lex vendatoris), т.е. стороны, от которой преимущественно зависит исполнение договора (РБ, РФ, Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г.);

 места исполнения сделки (Вьетнам, Монголия);

 места нахождения имущества (главным образом для сделок в отношении недвижимости).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]