Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема №14.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
148.99 Кб
Скачать

К. Маркс, ф. Энгельс (ч. 2, с. 176-177)

1) В чём заключается основной принцип теории познания марксизма? Чем отличается практическая установка мифо-религиозного отношения к миру от понимания практики К. Марксом?

Карл Маркс признает в качестве первичного практическое отношение человека к миру, а познавательное отношение рассматривает как вторичное. К. Маркс концептуализирует тему субъективности, отделённой от субъектности, и обнажает связь человеческого в человеке с его самостью. Человеческое появляется в нас не тогда, когда мы субъективны в поступках и объективны в суждениях, а в момент, когда мы субъектны. Человеческое нужно искать в усилии человека стать человеком. Структура практики тем самым обусловливает, задаёт структуру, степень развитости познавательного отношения.

2) В чём заключаются социально-исторические корни идеализма?

Начиная с самых первых работ, К. Маркс категорически не приемлет идеи господства теории, считает, что немецкие теоретики (в лице Гегеля и его последователей) не признают историческими дела других народов. Они живут в Германии, Германией и для Германии. В этой связи Маркс замечает: в то время как французы и англичане держатся, по крайней мере, политической иллюзии, которая всё же близка к действительности, немцы вращаются в сфере чистого духа и возводят его в абсолют. Даже Фейербах, по оценке Маркса, не смог преодолеть этой ограниченности, рассматривая как истинно человеческую только теоретическую, деятельность.

3) Как возможно преодоление идеалистического отношения к миру?

Роль теоретико-познавательной деятельности в жизни человеческого общества основоположники марксизма оценивают, принимая во внимание прежде всего социально-историческую миссию пролетариата, исходя из его жизненных интересов. Этот социальный класс далёк от теоретического созерцания чистых сущностей, поскольку его главное занятие - добывать средства для жизни. Ведь как бы утончённо ни раскрывали сущность человека, для того чтобы выжить и элементарно существовать, человек должен есть, пить, одеваться, рожать детей. Оставаясь в сфере чистой мысли, занимаясь надстраиванием одних идей над другими, невозможно обеспечить насущные потребности человека. Равнодушие пролетариев к теоретическому конструированию - явление исторически преходящее; оно является следствием взаимного отчуждения лиц, занятых материальным и умственным трудом. Коммунизм, по Марксу, — общество гармоничного сочетания полярных по своей сути видов деятельности, когда каждый индивид сможет в своеобразной форме соединять деятельность практика и теоретика.

М. Бубер (ч. 2, с. 180-183)

1) Чем отличается процесс познания как отношения Я и Оно от понимания процесса познания как отношения Я и Ты?

Отношения «Я и Оно» характерно для классической науки, когда активный субъект познаёт пассивный объект, то есть мы как бы его «расчленяем» на части, чтобы познать.

Отношения «Я и Ты» характерны для коллектива, для его познания. Мы ведь не «расчленяем» человека, чтобы узнать о нём больше.

При схеме «Я и Ты» человек познаёт мир целиком, а не по отдельности.

2) Почему понимание процесса познания как взаимоотношения Я и Ты более адекватно в нашу эпоху — эпоху кризиса техногенной цивилизации?

Подлинно человеческое существование происходит за пределами мира Оно, а значит, за пределами познания. Выходя за пределы познания и использования вещей, человек способен на непосредственную связь с миром, он вступает с ним в отношения. Отношение Бубер противопоставляет познанию. Вступая в отношение миром (природой, людьми), человек оказывается сопричастным ему. Сопричастность — это связь Я—Ты. Бубер называет её встречей. IIри встрече с миром Я раскрывает своё существо.

Мир как опыт принадлежит основному слову Я—Оно. Основное слово Я—Ты создаёт мир отношения.

В каждом Ты мы обращаемся к Вечному Ты. Я смотрю на дерево. Я могу воспринять его как зрительный образ. Я могу ощутить его как движение: струение соков по сосудам, вбирающих влагу и т.д. Я могу отнести его к определённому виду деревьев и рассматривать как экземпляр этого вида. Я могу так переусердствовать в мысленном отвлечении от его неповторимости и от безупречности его формы, что увижу в нём лишь выражение закономерностей — законов, в силу которых постоянное противодействие сил неизменно уравновешивается, или же законов, в силу которых связь элементов, входящих в его состав, то возникает, то вновь распадается.

При отношениях Я и Ты человек ставит себя наравне с природой, теперь она уже не фон.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]