Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 16.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
135.17 Кб
Скачать

Раздел 5. Советская Россия и СССР в первой половине XX в.

§ 6. СССР в годы Великой Отечественной войны

Боеспособность вооруженных сил Германии и ссср накануне войны

К войне против Советского Союз Германия готовилась тщательно, всесторонне и длительное время. Гитлер еще до прихода к власти задался целью сделать Германию властелином мира.

Ко времени нападения на Советский Союз фашистская Германия поработила или подчинила себе почти все западноевропейские государства. Вся военная техника этих стран, в том числе и вооружение 30 чехословацких, 92 французских, 12 английских, 22 бельгийских, 18 голландских и 6 норвежских дивизий, попала в руки агрессора. Только во Франции немцы захватили около 5000 танков и бронетранспортеров, а также 3000 самолетов. За счет трофейных и выпущенных во Франции автомашин германское командование оснастило автотранспортом 92 дивизии.

Располагая материальными и людскими ресурсами оккупированных стран, Германия более чем вдвое превзошла СССР по военно-экономическому потенциалу и смогла гораздо быстрее оснастить свою армию новейшим вооружением. Авиационная промышленность выпускала по 10-11 тыс. самолетов в год. Танковые заводы Германии выпустили в 1940 г. 1400 средних танков и 2300 легких танков и броневиков. В 1941 г. ‑ 2900 средних танков и 2300 легких.-

К началу 40-х годов началась непосредственная подготовка к нападению на СССР, занявшая целый год. С гитлеровских солдат и офицеров снималась всякая ответственность за любые преступления на советской земле. Военно-оперативный план Операция «Барбаросса» предусматривал, что Советский Союз будет разгромлен за 6-8 недель, самое большое за 3-4 месяца. В этот срок немецкая армия должна была выйти на линию Архангельск – Астрахань. Гитлер был уверен в скором и победоносном завершении войны. По окончании ее немецкие политики в соответствии с планом «Ост» предполагали уничтожение части населения СССР и полное порабощение оставшихся.

С 10 июня 1941 г. немецкие войска были выведены в приграничные районы, в 7-20 км от советских границ. Исходное положение для наступления дивизии первого эшелона начали занимать 18 июня. К исходу 21 июня враг полностью подготовился к вторжению.

Оборонная промышленность СССР в предвоенные годы обеспечила армию и флот достаточным количеством военной техники. Но к концу 1930-х годов многие виды ее устарели.

В обстановке угрозы фашистской агрессии требовалось быстро создать новое вооружение и организовать массовый выпуск его. Конструкторские бюро дали целый ряд оригинальных образцов танков, самолетов, орудий, минометов и других видов боевой техники. Однако они осваивались и принимались на вооружение слишком медленно. Так, например, бронированный штурмовик конструкции С. В. Ильюшина (Ил-2), какого не имела ни одна армия в мире, был создан в 1939 г, испытан в боях на реке Халхин-Гол, а в войска стал поступать только в 1941 г. Истребитель конструкции А. С. Яковлева (Як-1), развивавший скорость до 572 км/час был принят к серийному производству в начале 1940 г, но в течение года было выпушено всего 64 самолета и др.

Аналогичное положение наблюдалось и в танковой промышленности. Советские конструкторы в 1936 ‑ 1939 гг. создали лучшие в мире танки Т - 34 (Конструкции М.И. Кошкина, А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко) и КВ (гл. конструктор Ж. Я. Котин ), обладавшие высокими боевыми качествами. Однако в 1940 г. было выпушено всего 115 штук, за первое полугодие 1941 г. было выпушено 1684 танка, из которых Т-34 и КВ составляли 1500 штук. К сожалению, не все танки успели отправить в войска, а поступившие не в состоянии были надлежащим образом освоить.

Пехота была вооружена в основном винтовкой образца 1891 ‑ 1930 г. Усилено создавалось автоматическое оружие. В 1940 г. была выпушена самозарядная винтовка Ф.В. Токарева, на год раньше ‑ станковый пулемет В.А. Дегтярева. Он же разработал пистолет-пулемет, известный под названием ППД. Перед войной начал поступать в войска безотказный в ведении огня пистолет ‑ пулемет Г.С. Шпагина (ППШ). В целом же по насыщенности автоматическим оружием советские войска значительно уступали немецкой армии.

Аналогичное отставание советских войск наблюдалось также в противотанковой артиллерии, минометах и других отраслях военной промышленности. Это явилось следствием грубейших ошибок и просчетов в организации военной промышленности. Старые образцы снимались с вооружения, а новые осваивались медленно

Большой ущерб боеспособности Советских вооруженных сил был нанесен массовыми репрессиями командных кадров в 1937 ‑ 1938 гг. Репрессиям были подвергнуты самые опытные и наиболее теоретические подготовленные командиры, руководящие деятели Наркомата обороны, командующие военными округами и плотами, командиры корпусов, командиры дивизий и бригад. В результате чего к началу войны только 26 % командиров обладали боевым опытом. Свыше 70 % командиров дивизий и полков и более 80 % командиров батальонов занимали эти должности не более года.

Подготовке советского народа к преодолению трудностей войны нанесли большой вред распространившиеся настроения о быстрой победе над врагом, о ведении войны на территории противника и выигрыша ее малой кровью.

Маршалу Тухачевскому и его сторонники пытались преодолеть сопротивление К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного, которые идеализировали опыт гражданской войны и особенно роль конницы. М.Н. Тухачевский был репрессирован и возобладала позиция его противников. Формирование новых механизированных корпусов было прекращено. 21 ноября 1939 г. они были расформированы. Это было одной из серьезных ошибок в предвоенном строительстве Красной Армии.

Большой размах с весны 1941 г. получили работы по созданию широкой сети оперативных аэродромов и строительству бетонных взлетно-посадочных полос на постоянных аэродромах. Однако в короткие сроки завершить строительство и расширить аэродромную сеть не удалось. К тому же при строительстве аэродромов не уделялось должного внимания маскировке.

Большое значение придавалось также строительству железных и шоссейных дорог. Но, несмотря на высокие темпы строительства, к началу войны основные железнодорожные узлы остались слаборазвитыми, многие линии не имели вторых путей, а из-за коротких станционных разъездов не могли пропускать длинные воинские эшелоны. Все это в начале войны весьма затруднило сосредоточение и развертывание войск.

Генеральный штаб разработал и предложил на утверждение политическому руководству варианты возможных ответных действий Советских Вооруженных Сил на агрессию с запада.

В соответствии с ними и в связи с изменением государственных границ весной 1941 г. был принят документ, названный «План обороны государственной границы….». Но он был составлен с опозданием. До военных советов приграничных округов его довели директивами лишь в начале мая. Анализ плана обороны государственной границы показывает, что он не удовлетворял требованиям отражения массированных ударов агрессора.

В условиях сложной международной обстановки, незавершенности перевооружения и реорганизации Советских Вооруженных Сил Сталин поставил цель во что бы то ни стало предотвратить войну Советского Союза с Германией в 1942 г. От дипломатов и особенно военных он твердо и настойчиво требовал не дать Германии никакого повода для вооруженного конфликта. Требованию «не спровоцировать Германию на нападение» была принесена в жертву боевая готовность вооруженных сил и некоторые другие важные мероприятия по подготовке страны к войне. Сталин отвергал все сообщения и данные о подготовке немецко-фашистской армии к нападению на СССР, поступавшие от советской разведки и пограничных войск. Например, 19 мая Р. Зорге сообщил в Москву, что против СССР будет сосредоточено 9 армий из 150 дивизий. Как бы в подтверждение этого 1 июня начальник разведывательного управления генштаба доложил Сталину, что на западных границах СССР немецкое командование сосредоточило 122 дивизии и примерно по 16 дивизии выдвинули к границам СССР Финляндия и Румыния. За неделю до войны указывается точный день нападения фашистской Германии на СССР. Сталину называли 14 и 15 мая, 20 и 21 мая, и, наконец, 22 июня. Как только не подтвердились первые майские сроки вторжения, Сталин окончательно уверовал в то, что Германия не нападет в 1941 г. на СССР, если ее не спровоцируют, и ничто не могло убедить его в том, что войну нужно ожидать в самое ближайшее время.

Допущенный Сталиным военно-политический просчет пагубно отразился на положении пограничных войск к 22 июня, которые мощным ударом немцев были застигнуты врасплох. Можно с полным основанием утверждать, что если бы не упорство Сталина, то немецко-фашистской армии не удалось бы внезапное вторжение. И тогда начальный период войны, да и война в целом приобрели бы совершенно иной характер.

Начальный период войны.

В период с 22 июня до середины июля 1941 г. завершились первые операции, проведенные теми силами, которые фашистская Германия и СССР имели развернутыми к началу войны.

В 4 часа утра по местном времени на фронте от Балтийского моря до Карпат началась артиллерийская подготовка. Брестская группировка группы армий «Центр» и группа армий «Юг» начали артиллерийскую подготовку, а затем, на 15 минут позже перешли в атаку. Тысячи орудий и минометов открыли огонь по пограничным заставам, районам расположения войск, штабам, узлам связи и оборонительным сооружениям. Наступление на Ленинград развивала группа армий «Север» Одновременно сотни германских самолетов вторглись в воздушное пространство Советского Союза и начали бомбить важные военные объекты и города Крайнего Севера, Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии и Крыма. Вражеская авиация нанесла первоначальный удар по всей западной пограничной полосе на глубину свыше 400 км. массированным налетам подверглись многие города : Мурманск, Лиепая, Рига, Каунас, Минск, Смоленск, Киев, Житомир и др. Удары были нанесены по военно-морским базам: Кронштадту, Измаилу, Севастополю и др. Чтобы нарушить управление войсками, немецкие самолеты бомбили узлы и линии связи. Эту же задачу совместно с ними решали диверсионные группы из полка «Бранденбург», засланные в тыл заранее и сброшенные на парашютах в первый же час войны. Значительное количество немецкой авиации бомбардировало район расположения советских войск. Часть бомбардировщиков наносила удары по железнодорожным узлам и мостам, чтобы нарушить работу транспорта, затруднить перегруппировки советских войск и развертывание новых сил в глубине. Но как ни велико было внимание, уделяемое противником борьбе с нашими сухопутными войсками, основные усилия немецкой авиации в первом, наиболее мощном, ударе были направлены на аэродромы. Уничтожить наши самолеты на земле и завоевать господство в воздухе ‑ такова была главная цель германских военно-воздушных сил.

Имея почти точные данные об аэродромах приграничных округов, они бомбили в первую очередь те из них, на которых базировались новые типы истребителей и бомбардировщики Пе-2. В результате авиация приграничных округов 22 июня понесла значительный урон: около 1200 самолетов. Только Западный фронт потерял 738 самолетов (38% ) своей материальной части ), 528 из них было уничтожено на земле.

Вскоре после вторжения, Советские армии первого эшелона прикрытия были расчленены, а некоторые части оказались в окружении. Тяжесть положения усугублялась неопределенностью задач, незнанием обстановки, нарушением, а нередко и полным отсутствием связи.

Захватив стратегическую инициативу и завоевав господство в воздухе, германские вооруженные силы, выйдя на рубеж Западной Двины и среднего течения Днепра, территориально в основном достигли ближайших стратегических целей. Немецкая армия продвинулась на глубину от 300 до 600 км и нанесла крупное поражение советским войскам, особенно Западного фронта. Однако полностью разгромить их западнее этого рубежа, как намечалось планом «Барбаросса», ей не удалось. Группа армий «Центр» в результате двух сражений за Белосток и Минск добилась решающей победы, однако две другие группы армий попросту гнали противника перед собой, не имея возможности навязать ему решающее сражение.

Неудачи советской армии в начале войны явились следствием ряда причин как объективного, так и субъективного характера. В обстановке угрозы нападения Советский Союз вынужден был сосредоточить свои вооруженные силы не только на Западе, но и на Дальнем Востоке, а также на юге страны и во внутренних округах для возможного маневра. В то время как Германия, оккупировавшая Западную Европу, двинула на Советский Союз войска всего фашистского блока. Так как военно-экономический потенциал Германии был в 2 раза больше, чем Советского Союза, Германия смогла оснастить свои вооруженные силы современной боевой техникой. Имея почти в 5 раз больше автомашин и тягачей, немецкие войска обладали большей маневренностью. Германские войска до вторжения в СССР уже имели двухлетний опыт ведения войны, с применением танковых и авиационных соединений. Советские войска такого опыта не имели. Одной из субъективных причин наших неудач явилась запоздалая разработка и ввод в действие «Плана обороны государственной границы 1941 г.» и его несоответствие взглядам на начальный период войны и направление главного удара противника.

Не отвечала требованиям отражения внезапного удара противовоздушная оборона войск. Но исход не был бы столь трагическим, если бы войска приграничных округов были приведены в полную боевую готовность. Внезапность, ставшая следствием грубейшего просчета Сталина в оценке времени нападения Германии, привела к большим потерям, завоевания противником господства в воздухе, к резкому изменению соотношения сил и средств в пользу противника. Но, тем не менее, по данным немецкого командования, их вооруженные силы в середине июля потеряли до 1500 танков и свыше 1000 самолетов.