Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основные причины недоразвития детской речи.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
54.97 Кб
Скачать

Основные причины недоразвития детской речи следующие:

1.    Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка и др.), приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода.

2.    Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его “пошлепали”, то есть оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.

3.    Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менингоэнцефалиты и др.).

4.    Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясений или контузии мозга.

5.    Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.

6.    Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.).

Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.

Предпринятая … попытка комплексного медико-педагогического изучения детей с недоразвитием речи в динамике компенсаторной работы, убедила нас в необходимости выработки предварительной систематизации речевых расстройств у детей, позволяющей распределить все многообразие проявлений общего речевого недоразвития по определенным признакам. Эта систематизация должна была удовлетворить медицинскую и педагогическую часть единого медико-педагогического комплексе. Для успешного проведения совместного изучения речевого недоразвития у детей нужно прежде всего выработать единый план исследования и найти общий язык для обозначения симптомов речевого расстройства.

В основу подразделения речевых расстройств был положен системный подход, использованный А.Р.Лурия при классификации афазий у взрослых, так как невролого-психологический план исследования наиболее удовлетворял медико-логопедический комплекс. Однако, в отличие от классификаций афазий, предложенных А.Р.Лурия, нам пришлось учитывать патологию речевого развития, возникающую при поражении не только центральных, но и периферических концов функциональных мозговых систем, участвующих в формировании речи.

В последние десятилетия в медицине возникло учение о функциональных системах мозга. Известный английский нейрофизиолог Шеррингтон сравнивал мозговую кору со звездным небом: очаги возбуждения появляются и исчезают подобно звездам. Однако это не хаотический, а строго системный процесс, предопределенный специализацией корковых клеток. Для осуществления речевого акта необходимо возбуждение в извилине Гешля и 22 поля, по Бродману (височная область), в зоне зрительного анализатора – 17, 19 поле, по Бродману (затылочная область), в моторных центрах речи – 44, 45 поле, по Бродману.

Современные нейрофизиологические методы исследования, позволяющие одновременно регистрировать биоэлектрическую активность различных отделов мозга, подтверждают это положение.

Установлено, что для выполнения той или иной функции необходима система очагов возбуждения, так называемая констелляция центров.

В речевом отделении врачи различных специальностей (психиатры, невропатологи, отоларингологи, рентгенологи, работники электро-энцефалографической лаборатории) вместе с психологами изучали состояние периферических и центральных концов функциональных мозговых систем, имеющих непосредственное отношение к акту формирования речи у детей (речеслуховая, речедвигательная и оптико-пространственные функциональные системы), и совместно с педагогами анализировали клинические проявления речевых расстройств, возникающих при патологии этих систем. Таким образом, в основу диагностики речевого недоразвития был положен патогенетический принцип, т. е. механизм недоразвития речи в каждом отдельном случае. Так, например, раннее поражение периферического конца речеслуховой функциональной системы приводит к нарушению слуха, в силу чего не развивается речь.

Поражение периферического конца речедвигательной функциональной системы (периферические параличи и парезы артикуляционной мускулатуры, врожденные дефекты верхней челюсти и другие дефекты) делает невозможным правильное формирование экспрессивной речи.

Поражение центрального конца речедвигательной функциональной системы приводит к недоразвитию речи близким по механизмам к картине афферентных и эфферентных моторных афазий, описанных А.Р.Лурия, и т.д. Поражение премоторных систем у взрослых проявляется в потере выработанных автоматизмов, в нет возможности плавного протекания двигательных актов, легкого переключения с одного движения на другое в силу патологической инертности двигательных процессов. Речевое расстройство проявляется в трудности осуществления речевых движений, скандированности, расчлененности и напряженности речи, бедности словаря, особенно предикативного.

У детей премоторные механизмы (трудности включения и переключения в произвольном двигательном акте) оформляют эфферентные формы недоразвития экспрессивной речи. Они выражаются в резком ограничении словаря, особенно предикативного, в нарушении структуры слов, бедности фразы, недоразвитии грамматики. Речь таких детей напряженная, скандированная, слабо выражен интонационно-ритмический рисунок. В основе этой симптоматики лежат те же механизмы патологической инертности двигательного процесса.

Системный подход при изучении речевых расстройств у детей позволил выделить общие черты для детской и взрослой речевой патологии, а следовательно, использовать достижения науки об афазических нарушениях при организации работы по реэдукации детских речевых расстройств. Наличие общности в проявлениях речевой патологии у детей и взрослых подчеркивается в докторской диссертации В.К.Орфинской. Исходя из этого, В.К.Орфинская при компенсации речевой патологии у взрослых и детей рекомендует общие методические приемы, направленные на организацию функции обходным путем, через использование сохранных систем мозга.

Однако, несмотря на общность патогенетических механизмов, клинические проявления речевой патологии у взрослых и детей не будут тождественными в силу следующих причин.

I. Нервная система у детей, по сравнению со взрослыми, значительно лабильнее, в силу чего большое значение приобретают приспособительные компенсаторные механизмы, позволяющие организовать функцию обходным путем, за счет сохранных мозговых систем. (Например, при патологии периферической части речеслуховой функциональной системы недостаток слуха в значительной степени может компенсироваться усиленной деятельностью зрительных и двигательных систем мозга, на чем и основаны приемы сурдологической практики). Эти приспособительные механизмы должны быть положены в основу создания дифференцированных приемов логопедической работы с детьми.

Однако не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

К моменту школьного обучения ребенку необходимо сформировать речь как средство общения, что позволит ему справиться с одной из существующих школьных программ.

У взрослых компенсаторные механизмы значительно слабее.

II. В отличие от взрослых речевая патология у детей не может быть строго локализованной в пределах одного анализатора. Это происходит в силу вторичного недоразвития мозговых систем, функционально связанных с дефектной системой.

Так, например, при патологии речедвигательной функциональной системы вторично может быть недоразвитым фонематический слух. Однако в процессе логопедической работы недоразвитие фонематического слуха быстро компенсируется, и в дальнейшем, при автоматизации звуков, логопед может опираться на предварительно выработанные четкие слуховые программы произносимых слов, Мы наблюдали детей, у которых глубокое поражение двигательных систем приводило к грубому недоразвитию импрессивной речи. В процессе реэдукационной работы удавалось в довольно короткие сроки развить импрессивную речь до возможности понимания обиходной речи. Экспрессивная речь оставалась на стадии непроизвольного произнесения нескольких гласных звуков. <...>