Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конституционный строй КНР История и современнос...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
312.83 Кб
Скачать

Глава II. Китайский конституционализм на рубеже XX-XXI вв.

2.1. Стратегия реформирования конституционного строя кнр

Ключевой перелом в формировании современной реформаторской стратегии в Китае произошел в 2002 г. Этот год стал периодом подведения итогов и определения долговременных задач развития на новом этапе осуществления «политики реформ и открытости». При этом можно говорить о существенной преемственности стратегии, связанной с одной стороны с выстраиванием траектории социалистического строительства «идеи Мао Цзэ Дуна – идеи Дэн Сяопина – задачи современного поколения китайских коммунистов», а с другой – с объективным процессом перехода от парадигмы экстенсивного индустриально-аграрного развития на парадигму интенсивного развития на основе стратегии индустриализации нового типа, включающей инновационный подход и создание базы экономики знаний. Назревшая необходимость добиться идеологического баланса этих двух векторов развития и привела к новым концептуальным решениям китайского руководства, закрепленным в решениях XVI съезда КПК в ноябре 2002 г.58 Что особенно символично, на том же съезде произошла и передача власти «3-м поколением» партийного руководства «4-му поколению» руководителей.59 Переход государственной власти к новому поколению руководства был утвержден на 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте 2003 г. Таким образом, в КНР была осуществлена смена руководства как на партийном, так и государственном уровнях.

В 2002 г. китайское руководство «3-го поколения» подвело итоги своей реформаторской деятельности за 13 лет и вместе с новым, «4-м поколением» китайских руководителей определило долгосрочные перспективы развития страны в XXI в. С присущей восточной политической культуре персонализацией это нашло свое выражение в передаче эстафеты власти партийного и государственного руководства, лидером которого был Цзян Цзэминь, новой, более молодой, команде во главе с Ху Цзиньтао. Подчеркивая историческую значимость этого события, Цзян Цзэминь заявил в своем выступлении: «XVI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая – первый съезд нашей партии в новом столетии. В то же время это чрезвычайно важный съезд, созванный в условиях новой обстановки, когда мы приступаем к третьему шагу осуществления стратегического плана социалистической модернизации. Главная тема съезда – высоко неся великое знамя теории Дэн Сяопина, полностью претворяя в жизнь важные идеи тройного представительства, проторяя пути в будущее на основе имеющихся достижений и шагая в ногу с эпохой, всесторонне вести строительство среднезажиточного общества, ускорять продвижение вперед социалистической модернизации и развертывать борьбу за создание новой ситуации в деле социализма с китайской спецификой. Наша партия обязана твердо стоять в голове веяний эпохи и, сплачивая и ведя за собой многонациональный народ страны, выполнить три такие великие исторические задачи, как продвижение вперед модернизации, завершение объединения Родины, защита мира во всем мире и стимулирование совместного развития. Словом, осуществить великое возрождение китайской нации на пути социализма с китайской спецификой. Такова та торжественная миссия, которую возлагают на нашу партию история и эпоха».60

Особенностью новой команды лидеров Китая является то, что все они прошли китайскую школу воспитания от начального до высшего образования. Они были свидетелями или непосредственными участниками всех сложных драматических перипетий становления новой китайской государственности. Лишь трое из членов высшего руководства обучались или проходили стажировку за рубежом (СССР, ГДР и КНДР). Но все китайские руководители, начиная с Генерального секретаря ЦК КПК, Председателя КНР Ху Цзиньтао, получили высшее образование в Китае. Свыше 98% членов ЦК КПК и 100% членов Политбюро и членов Правительства имеют не одно, а два и даже три высших образования.61 Большинство из них по своему опыту – профессионалы высокого класса, отличающиеся технократическим и прагматическим подходом к решению проблем. Они гибко и корректно вырабатывают реалистическую политику в рамках весьма широкой идеологической платформы, включающей как формулы классического марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна, так и прагматическую, реформаторскую и конвергенционную теорию Дэн Сяопина «социализма с китайской спецификой» и новые идеологические установки, получившие название «трех представительств» Цзян Цзэминя.

Оправдались высказывавшиеся экспертами мнения о том, что новое руководство КПК и страны будут сформированы на принципах преемственности. Костяк составили более молодые, но известные в стране деятели, прошедшие под заботливой опекой лидеров предшествующего поколения длительную многоступенчатую школу участия в руководстве страной. При этом на переходный период была обеспечена прямая связь новой и прежней команд лидеров. По примеру Дэн Сяопина за бывшим Генеральным секретарем и Председателем КНР Цзян Цзэминем сохранен пост председателя Военного Совета ЦК КПК и Центрального Военного Совета КНР, т.е. за ним сохранено право играть ключевую роль в определении стратегии развития страны и ее вооруженных сил. Это рассматривается не только как залог преемственности курса реформ, но и в гарантии стабильности конституционного строя Китая.

Формулируя свою новую стратегию, руководство КНР уделило серьезное внимание не только темпам экономической модернизации (что можно считать уже решенной задачей), но и решению социальных проблем, рассматривая это как главное условие сохранения социальной и политической стабильности, а значит, и условий для продолжения политики реформ и открытости. Именно этим, на наш взгляд, следует объяснить тот факт, что задача наращивания максимальными темпами совокупной мощи страны осуществляется в рамках концепции «всестороннего строительства общества средней зажиточности». Очевидно также, что и концепция «тройного представительства» Цзян Цзэминя появилась не без учета этих проблем.

Концепция «тройного представительства» призвана обосновать модель социализма с китайской спецификой как продолжение и развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина. По словам, Цзян Цзэминя « эти идеи отражают новые требования к работе нашей партии и страны, порожденные перемена ми и развитием в современном мире и Китае. Они являются мощным теоретическим оружием в усилении и улучшении партийного строительства, в стимулировании самоусовершенствования и развития нашего социализма, квинтэссенцией коллективного разума партии, теми руководящими идеями, которых наша партия обязана держаться долгое время. Неизменная реализация тройного представительства – фундамент, на котором стоит наша партия, основа ее управления, источник ее сил».62

Раскрывая суть концепции «тройного представительства» Цзян Цземинь подчеркивал, что «ее ключевым звеном является постоянное движение в ногу со временем, ее ядром – постоянное сохранение передового характера нашей партии, а сущностью – постоянное осуществление правления во имя народа». Подобная идеологема призвана подчеркнуть незыблемость конституционного принципа партийности и социалистического характера китайского государства. Вместе с тем, китайское руководство вынуждено искать ответы на вызовы и новые проблемы на путях продолжения политики реформ и открытости, построения общества средней зажиточности в ходе ускоренной модернизации и наращивания совокупной мощи страны, повышения ее международной конкурентоспособности и привлекательности для внешних инвестиций, а также реализации программы комплексного развития отсталых районов Запада и Северо-Запада Китая, стимулирования национальной буржуазии и предпринимательства, совершенствования системы и структуры рыночной экономики, расширения внутреннего спроса путем повышения доходов и стандартов качества жизни населения.

Для обеспечения экономических условий решения вышеназванных проблем была поставлена задача к 2020 г. увеличить ВВП в 4 раза по сравнению с 2000 г. и довести его до 4 трлн. долл. В этом случае с учетом стабильно низкого прироста населения среднедушевой доход в стране превысит 3000 долл., что, по мнению китайских ученых, обеспечит окончательное решение проблемы бедности. Очевидно, что Китай извлек уроки из азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. Особое внимание в Пекине стали обращать на расширение внутреннего спроса, возможности самостоятельного развития экономики, активизацию финансовой политики и проведение умеренной монетарной политики, обеспечивающей быстрый экономический рост.63 Таким образом, предполагается резкий переход от экстенсивной модели развития к интенсивной потребовал изменения и стратегии развития китайской экономики. От стадии, когда решающую роль в экономическом росте играли правительственная поддержка и громадные государственные инвестиции, происходит переход к стадии гармоничного взаимного стимулирования политики государственной поддержки и собственной энергии рынка. Таким образом, возможности самостоятельного роста рыночной китайской экономики заметно возрастают. Но именно это обстоятельство и остро ставит вопрос о дальнейших конституционных реформах как в сфере регулирования прав личности, так и компетенции государственных органов власти.

Ответом руководства КПК стал особый акцент в экономической стратегии, определенной XVI съездом КПК, на всемерное стимулирование развития национального капитала и мобилизацию его ресурсов. Это позволяет рассчитывать на сохранение позитивной роли административно-политической вертикали при дальнейшем интенсификации рыночных процессов.

Учитывает новая реформаторская стратегия и все более явную трансформацию социальной структуры китайского общества. Этот процесс выражается в возрастании и автономизации социально-политической и экономической роли прослойки управленцев – «ганьбу» в сфере партийного, государственного и хозяйственного строительства (не случайно в Китае говорят: «Власть – это капитал»), в расслоении традиционных классов трудящихся – рабочих и крестьян, а также творческой интеллигенции и формировании из наиболее преуспевших выходцев из них нового, среднего, класса, ранее не существовавшего в КНР; в ускоренном процессе урбанизации, превращении сельских поселений в мелкие города и поселки городского типа, изменении сельского образа жизни (превращение значительной части сельских жителей в собственников, фермеров; в мигрантов-рабочих или наемных работников у сельских хозяев-фермеров; в многомиллионную армию лиц, не имеющих работы вообще или занятых лишь 2-3 мес. в году; в формировании политически структурированного и осознающего свои интересы слоя крупных и мелких собственников – класса национальной буржуазии.

Решения XVI съезда, касающиеся нового определения социальной базы и общественной роли КПК, а также ее идеологических основ, продиктованы стремлением учесть глубокие изменения, которые произошли за 23 года реформ в социально-классовой структуре китайского общества и его духовной и политической культуре. Вместе с тем КПК сохраняет свою долговременную стратегическую цель построения в Китае (в течение 10 или более поколений) социализма с китайской спецификой и коммунизма.

Особенно важным в этом свете является прозвучавший призыв «управлять страной не только на основе законов (фа),но на основе добродетельной нравственности (дэ)». Эта новая идея шла в развитие лозунга, выдвинутого Цзян Цземинем еще в 1996 г.64 В то же время она включала и попытку сочетать две традиционные линии китайской культуры – легизм, настаивающий на первенстве законов, и конфуцианство, отдающее приоритет традиционным нравственным ценностям.

Итак, решения XVI съезда КПК, концепция «трех представительств» и сам подход к передаче власти от 3-го к 4-ому поколению свидетельствуют о глубоко продуманном стратегическом решении китайского руководства в поисках путей преодоления разрыва между экономическими и политическими реформами. Концепция «трех представительств» уточняет социальные и идеологические основы КПК и адаптирует их к нынешним китайским реалиям. Она сводится к следующему: КПК является представителем передовых производительных сил; КПК является представителем передовой культуры; КПК является представителем интересов абсолютного большинства населения Китая. Проведенное ранее конституциональное уравнивание политических прав и социального статуса всех видов собственности создало правовые предпосылки для осуществления концепции «трех представительств». Для придания концепции «Трех представительств» квазиправового значения она была включена на XVI съезде КПК в Устав КПК.65 Этот факт означает, что дело строительства «социализма с китайской спецификой», общества среднего благосостояния – «сяо кан» является общенародным делом, и все граждане страны, обладающие конституциональными правами, имеют равные возможности для активной политической деятельности и участия в тех или иных политических организациях, в т.ч. имеют право вступать в КПК, быть избранными в ее руководящие органы. Подобный шаг вновь остро ставит вопрос о путях демократизации политической системы КНР и совместимости этой стратегии с моделью «социализма с китайской спецификой».