Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на билеты.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
283.89 Кб
Скачать

26.Художні особливості ранніх розповідей Чехова

Некоторые художественные особенности ранних рассказов А.П. Чехова.

1. Объективность, беспристрастность повествования.

2. Отсутствие пейзажа как средство авторской характеристики.

3. Использование гоголевских мотивов.

4. Использование «щедринских приёмов»: сарказм, гротеск, «говорящие фамилии».

5. Выразительность, смысловая ёмкость, художественные детали.

6. Разработка жанра комического детектива.

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор (Антоша Чехонте, Пурселепетантов и т. п.) был неистощим на неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи, — он умел их замечать в жизни.

В ранних рассказах Чехова ясно оказались такие особенности его стиля, его оригинальной художественной манеры, как лаконизм, сжатость сказа, большой удельный вес разнообразно окрашенного собственного языка персонажей, многозначность предметных деталей, частое отсутствие традиционной для новелл интриги, своеобразная фабульность многих произведений, наличие подтекста, который выводит обычное и отдельное на более широкие общечеловеческие горизонты, предоставляет будто бы случайному, частичному обобщенности, глубокого этического звучания. Следует здесь напомнить и о том, что в течение десятилетий, писать о Чехове, кто положительно, а кто отрицательно, определяли как важную черту его манеры ее абсолютную объективность. Т.е. отсутствие авторских оценок характеров и поведения персонажей. По сути словно простую фиксацию того, что они делают или говорят. В одном из писем Чехов и сам так сформулировал отношение автора к созданным им фигур: “Художник должен быть не судьей своих персонажей и того, о чем говорят они, а лишь бесстрастным свидетелем… уметь отличить важные сведения от неважных, уметь освещать фигуры и разговаривать на их языке”. В этом, как он считал, заключается талант художника.

Такая категоричная самооценка не отвечает реальному залогу вещей. И в ранних рассказах, и даже в наиболее “объективных” произведениях конца 80-х – начала 90-х лет, где авторский голос будто бы совсем не слышать, эта объективность мыслена, или, как ее еще называют, относительная «талантливая видимость бесстрастного свидетельства» (В. Ерофеев). С ювелирной точностью прозаик отбором отдельных слов, жестов, мимических движений своих персонажей почти незаметно навевает читателю моральную, этическую оценку личности того или того из них, раскрывает человеческую, духовную сущность фигуры. И эта оценка почти всегда безоговорочная, она также не вызывает сомнений относительно отношения автора к своему герою, относительно мысли и чувство, которые он хочет ненавязчиво пробудить в читателе.

Этическая позиция Чехова остается неизменяемой в течение всего его творчества. Это традиционный для русской реалистической литературы XIX ст. гуманизм – любовь к человеку, сочувствию к ней вопреки всему ее несовершенству, недостаткам, недостаткам, ошибкам, вера в возможность изменений в человеке и миру на лучше. Однако писатель по-новому подошел к теме “маленького человека” – не как “приниженной и гонимой”", что вызывает жалость и растроганность, а трезво и сурово показал отвратительность приспособленчества, холуйства, рабского преклонения перед властью и богатством. Показал, что человек в несправедливых, бесчестных условиях становится не маленькой, а мелкой, приучается жить за известным выражением “относительно подлости”, за двойными стандартами – лакейство перед владетельными и хамское тиранство относительно слабых и зависимых.