Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
геогр фр.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
118.78 Кб
Скачать

21 Иммиграция

В начале нынешнего века проблемы иммиграции стали одним из наиболее острых вопросов внутриполитической жизни Франции.

По данным Национальной комиссии по правам человека (Commission nationale consultative des droits de l’homme - CNCDH), 56% французов считают, что иностранцев стало слишком много, а около трети населения признают, что являются расистами[6]. Только 32% населения готовы предупредить полицию об актах расизма, хотя по данным прошлого года, этот показатель был в районе 50%[7]. 58% опрошенных заявили, что «в некоторых случаях расистские действия можно чем-то оправдать», и лишь 39% считают, что это в принципе невозможно[8].

Постепенно происходит размежевание между гражданами мусульманского и немусульманского вероисповедования. Хотя 66% респондентов считают, что французы-мусульмане являются «французами, как и все остальные», тем не менее, в 2005 г. этот показатель был выше на 11%[9]. Более половины опрошенных склонны упрекать иностранцев, которые не могут «нормально» интегрироваться, а 37% считают ответственным за это французское общество, которое не в состоянии создать адекватные условия для адаптации иммигрантов. При достаточно скептическом, местами даже негативном, отношении к иммигрантам, французы (79%) отмечают положительное влияние, которое они оказывают на экономическое развитие страны, а 64% респондентов говорят об их необходимости для работы по определенным специальностям[11]. Безусловно, это касается малопрестижных сфер: строительство, обслуживание гостиничного и ресторанного бизнеса, работа в муниципальной сфере, а также низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд.

Приведенная статистика свидетельствует о том, что французы положительно относятся к экономическому аспекту иммиграции, в то время как культурная интеграция иммигрантов во французский контекст ставится под сомнение. Увеличение числа носителей другой (нефранцузской) культуры на протяжении длительного времени привело к переосмыслению составляющих французской идентичности и уже к нескрываемому расизму.

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе, да, пожалуй, и в мире. Она принимает иммигрантов со времён Великой Французской революции, однако массовым этот прием стал только в XX в., когда во Францию прибыло множество иммигрантов с разных концов света.

Ещё со времён Великой революции 1789 г. Франция принимала иммигрантов из cамых разнообразных стран. Сначала иммиграция имела и определенный политический оттенок: в XIX в. в числе эмигрантов были поляки, бежавшие из России, армяне, бежавшие из Турции.

Позднее, к началу XX в., политические иммигранты стали всё более сменяться трудовыми. Особенно велик их приток был в 1920-е годы, когда Франции потребовалось большое количество рабочей силы для восстановления экономики после Первой мировой войны. В эту волну во Францию прибывали иммигранты в основном из европейских стран: Польши, Италии, Португалии. Вторая волна трудовой иммиграции, продолжающаяся до сих пор, началась в 50-е годы, когда французская экономика вновь испытала нехватку рабочих рук. В этот раз, однако, состав мигрантов оказался несколько иной: доля европейцев была гораздо меньше, чем в прошлый раз, преобладали иммигранты с других континентов, в основном из бывших французских колоний, прежде всего, стран Северной Африки. Этот период закончился с нефтяным кризисом 1973 г.: тогда в результате спада французской экономики было принято решение ограничить приток иммигрантов. С тех пор трудовая иммиграция уступила место иммиграции с целью воссоединения семей.

В 1997 г. начался пересмотр прежней иммиграционной политики. Итогом реформирования иммиграционного законодательства стало принятие закона Ж.-П. Шевенмана 11 мая 1998 г., который приоткрывал двери Франции для высококвалифицированных специалистов и студентов. Одним из первых мероприятий по борьбе с нелегальной иммиграцией, об ужесточении борьбы с которой говорилось в Законе, стала амнистия 87 тыс. нелегальных иммигрантов. Поправки к закону о гражданстве, принятые в 1998 г., восстанавливали возможность предоставления гражданства на основе «принципа почвы». С 1998 г. дети, рожденные во Франции иностранными родителями, вновь автоматически, без дополнительных процедур получали французское гражданство.

Сильное изменение и ужесточение иммиграционной политики произошло с вступлением на пост президента Николя Саркози. Надо сказать, что проблемами иммиграции Николя Саркози активно занимался еще на посту министра внутренних дел, а оказавшись на посту президента, первым делом создал специальное министерство. До недавнего времени это ведомство по делам иммиграции, интеграции и национальной идентичности возглавлял один из ближайших соратников президента – Брис Ортефё. Результаты новой иммиграционной политики Франции иллюстрирует внушительная цифра: за прошлый год страну покинули - принудительно или добровольно - почти 30 тысяч нелегалов. В 2007-м, для сравнения, из Франции удалось выслать всего 23 тысячи человек, находившихся в стране незаконно. Почти 30 тысяч нелегалов полиция сумела отловить еще на въезде во Францию. Брис Ортефё объяснил такие успехи усилением контроля и полицейских проверок.

В области иммиграции легальной президент Саркози поставил, как известно две главные задачи. Одна задача - увеличить приток во Францию трудовых мигрантов, прежде всего, высокопрофессиональных специалистов. Вторая задача – более жестко контролировать семейную иммиграцию: т.е. браки французов с иностранцами и процедуру воссоединения семей.

Еще одно направление иммиграционной политики – проблема беженцев. Власти пытались максимально ужесточить процедуру предоставления политического убежища, дабы избежать злоупотреблений. Не секрет, что под маской политических беженцев в Европу нередко пытаются попасть беженцы экономические. Бегут такие люди не от преследований, а попросту в поисках лучшей доли, лучшей жизни.

На данной момент иностранные граждане Франции в зависимости от страны своего происхождения распределяются следующим образом: выходцы из Алжира – 500 тыс., Марокко – 450 тыс., бывшей Югославии – 460 тыс., Сенегала– 390 тыс., Польши – 370 тыс., Мали –360 тыс., ДР Конго – 250 тыс.