Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема16 Экономика и государство.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
2.03 Mб
Скачать

Задачи политики стимулирования экономического роста

Тем не менее, проводя политику стабилизации экономиче­ского роста, государство должно решить, по крайней мере, следующие задачи:

  1. обеспечить полную занятость и не допускать повышения безработицы сверх ее естественной нормы;

  2. добиваться того, чтобы фактический уровень ВВП равнял­ся его потенциальному уровню или, по крайней мере, был бли­зок к нему;

  3. не допускать или свести к минимуму циклические колеба­ния уровня ВВП, инвестиций и занятости.

В свою очередь, для решения этого комплекса задач государ­ственная экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы создать необходимые условия для равномерного и ус­тойчивого уровня инвестиций, с одной стороны, и соответствую­щего им равномерного и устойчивого роста сбережений — с другой. Это не означает, что государство в своем воздействии на экономический рост должно уподобляться шоферу и постоян­но переключать двигатель с одной скорости на другую. Это срав­нение больше подходит для регулирования краткосрочных про­цессов (инфляции, среднесрочных циклов, валютных курсов). Что же касается экономического роста, то здесь должна прово­диться долгосрочная экономическая политика. В нашем случае она должна быть направлена на создание благоприятного инвес­тиционного климата, который следует сохранять на всем протя­жении развития экономики.

Какими путями государство может решать задачи поддержа­ния оптимальных и стабильных темпов экономического роста?

Бюджетно-финансовое стимулирование

Большую (возможно, даже главную) роль в создании и под­держании благоприятного инвестиционного климата в экономи­ке играет бюджетно-финансовое стимулирование.

Бюджетно-финансовые мероприятия по воздействию на эко­номический рост включают три составные части:

  • налоговую политику;

  • бюджетное финансирование мероприятий по стимулиро­ванию экономического роста;

  • политику в отношении бюджетного дефицита.

Налоговая политика, способствующая экономическому рос­ту, может проводиться в следующих направлениях:

  1. от подоходного налога может быть освобождена сберегае­мая часть доходов, или, по крайней мере, налоговая ставка на эту часть доходов могла бы быть существенно уменьшена;

  2. целесообразно снизить налог на инвестиции, особенно в наукоемкие отрасли, связанные с финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  3. значительную роль способно сыграть введение налоговых льгот для научно-исследовательских организаций и учебных заве­дений.

Наряду с налоговой политикой не меньшую, а возможно, и большую роль играет государственное финансирование развития фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, общего и специального образования.

Нам хорошо известно, что имеется немало прекрасных учеб­ных заведений, в которых взимается плата за обучение, которые лучше, чем аналогичные государственные школы и университе­ты, оснащены современным учебным оборудованием и в кото­рых их учредители и преподаватели получают доходы выше, чем в сфере образования в целом. Подобные частные учебные заведе­ния делают большой и полезный вклад в развитие образования и подготовку высококвалифицированных специалистов.

Но большая часть семей не только в России, но и в странах с гораздо более высокими доходами в среднем на душу населе­ния не может дать своим детям образование в такого рода сред­них и высших учебных заведениях. Поэтому основную часть рас­ходов на финансирование образования должно принять на себя государство. То же самое относится и к финансированию фунда­ментальных, общетеоретических исследований. Фундаменталь­ная, общетеоретическая наука не приносит непосредственной отдачи в виде тех или иных форм дохода. Наука и образование расширяют наши знания, которые будут реализовываться в не­определенном будущем, причем не отдельными конкретными фирмами. Эти знания становятся всеобщим достоянием и могут быть реализованы, использованы любой фирмой. Поэтому боль­шинство научных и учебных заведений не могут служить сферой приложения капитала. Во всех этих случаях государственный бюджет должен быть главным источником финансирования школьного и вузовского строительства, строительства научных комплексов; из средств государственного бюджета должны оплачиваться услуги сотрудников академических институтов, школь­ных учителей и профессоров университетов. Успехи развития науки и образования в значительной мере зависят от того, какие суммы парламент данной страны выделяет для финансирования научных исследований, для повышения уровня образованности своего народа и для подготовки специалистов, требующихся для экономики, науки и культуры.

На протяжении нескольких десятилетий господства планово-административной системы в нашей стране в распределении средств государственного бюджета доминировал остаточный принцип. Он состоял в том, что в первую очередь удовлетворялись потребности военно-промышленного комплекса (ВПК), за­тем — отраслей материального производства, непосредственно не связанных с ВПК, и лишь в последнюю очередь — нужды образования, медицины и культуры. Хотя этот принцип нигде и никогда не декларировался, а формально он даже осуждался, но объективно, вопреки пропаганде, он существовал. Фактиче­ски он продолжает доминировать в распределении средств госу­дарственного бюджета и в настоящее время. Чем объясняется его жизнеспособность? Остаточный принцип живуч в силу несколь­ких причин.

Государственные и партийные лидеры в целях чисто поли­тического выигрыша руководствуются эффектом немедленной отдачи; например, инвестиции во внешнюю торговлю имеют высокий коэффициент отдачи и приносят доход немедленно благодаря значительной разности между мировыми ценами на сырье, экспортируемое Россией, и относительно невысокими издержками на его добычу. Затраты на образование приносят отдачу только через полтора-два десятилетия. Например, чтобы подготовить квалифицированного рабочего, требуется 10-11 лет учебы в средней школе, 1-2 года обучения той или иной спе­циальности и еще несколько лет работы па производстве для приобретения навыков и опыта, прежде чем данный работник сможет реализовать на практике те знания, которые он получил в процессе учебы. Отдача от средств, вложенных в образование, едва заметна.

Образование наряду с медициной, фундаментальной наукой и культурой считалось непроизводственной отраслью, т. е. сфе­рой деятельности хотя и небесполезной, но не создающей наци­онального дохода. Поэтому учителя и врачи, ученые и деятели культуры относились к разряду работников, потребляющих, но ничего не создающих. Из этого, естественно, возникал ритори­ческий вопрос: нужно ли множить число этих своеобразных нахлебников, выделяя на их оплату все новые и новые средства, когда, по мнению правителей нашей страны, есть более важные объекты, имеющие первостепенное народнохозяйственное зна­чение?

Поскольку результаты производства таких отраслей, как энергетика, транспорт, металлургия, оказывают прямое и почти мгновенное воздействие на общее состояние экономики, постоль­ку остановка производства' в этих отраслях, скажем вследствие забастовки, вызовет катастрофические последствия — экономи­ка может оказаться попросту парализованной. Поэтому одна лишь угроза забастовки шахтеров или транспортников заставляет правительство идти им на уступки. Забастовки учителей и работников вузов члены правительства обычно не замечают. Что каса­ется министров, управляющих высшим и средним образованием, то их влияние на решение вопросов налоговой и финансовой политики намного слабее, чем влияние руководителей военно-промышленного или энергетического комплекса.