Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коломийцев В.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
974.34 Кб
Скачать

4. Парламентские документы и законодательные акты

Историки-позитивисты — последователи Л.Ранке изображали историю преимущественно по государст­венным актам1. В Англии парламентские докумен­ты — такой же древний и во многом главный источ­ник по средневековой истории этой страны, как лето­писи на Руси. Но, конечно, парламентско-политйчес-кая история всегда отражала лишь часть многообраз­ного исторического процесса.

При всей значимости законодательных актов они далеко не определяют даже полноту политической жизни. По глубокому замечанию К.Маркса, «законо­дательная власть есть власть, установленная сообраз­но государственному строю. Она, следовательно, под­чинена государственному строю. Государственный сторой есть закон для законодательной власти. Он дал законодательной власти законы и дает их ей по­стоянно.- Законодательная власть является законода­тельной властью лишь в пределах государственного строя...»2.

1 Виппер Р. Очерки теории исторического познания. М.,1911. С. 63-64.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 281.

■ *■ .

78

На разных этапах исторического развития и в за­висимости от особенностей той или иной страны пар­ламентские документы'были то главным, то второсте­пенным источником по политической истории. Так, по мнению польского историка Ц.Бобиньской, для Поль­ши XVI —XVIII вв. структура документальных мате­риалов «свидетельствует о том, какова была ведущая сила в государстве: личная ли власть короля, молодая ли бюрократия или шляхетский парламентаризм. Тот факт, что, например, "Voluminae Legum" и во всей польской документации преобладают постановления и протоколы сеймов, а не материалы исполнительных органов (причем этим последним присуща значитель­ная неполнота), отражает структуру тогдашнего госу­дарства и сферу его действия»1.

Парламентские документы являются важным ис­точником для исследователя стран с развитой систе­мой парламентаризма. Парламент считается признан­ным противовесом исполнительной власти, и эта его функция реализуется в трех основных видах: 1) пуб­личный контроль над расходованием государственных средств (принятие бюджета), 2) парламентский кон­троль за деятельностью правительства (голосование доверия или недоверия правительству), 3) контроль над кадровыми назначениями высших должностных лиц.

Профессор Парижского университета Жан-Клод Кольяр отметил как общую тенденцию в странах За­пада уменьшение демократичности парламентских ре­жимов. По его словам, парламенты фактически пре­вращаются в «законодательный комитет при прави­тельстве»2. Во Франции это подтверждается как пре­обладанием правительственной инициативы в законо­проектах, так и тем фактом, что только в 10% случаев отставка правительства была следствием инициативы самих депутатов3.

Конечно, парламент парламенту — рознь. Одно дело британская Палата общин или американский Конгресс, другое — Гъсударственная дума России.

1 Бобиньская Ц. Пробелы в источниках (Методологичес­кий анализ) // Вопросы истории. 1965. Me,6. С. 77.

2 Colliar*J.-C. Les regimes parlementaires comtemporains.Paris, 1978. P. 279.

3 Ibid. P. 269.

79

Однако в любом случае, при всем умалении роли пар­ламента в странах Запада, он остается важным ин­струментом правового государства. Под давлением трудящихся и в целях завоевания голосов избирате­лей на выборах правящая элита вынуждена осущест­влять некоторые социальные реформы, отвечающие интересам масс.

Парламент играет роль своеобразного «клапана безопасности», позволяющего «выпускать пар», сни­мать напряженность, накапливающуюся в обществе. Как отметил английский политический деятель Энто­ни Беджвуд Бенн, «парламентскими речами мы огра­ничивали монархию, укрощали тиранов, предотвра­щали революции»1.

Законодательному органу обычно отводится роль арены, где выясняются отношения между различными классами и социальными группами, согласуются инте­ресы, заключаются компромиссы.

Парламентские документы стран Запада — много­плановый источник, содержащий сведения по внут­ренней и внешней политике, о социально-экономичес­ком положении различных категорий населения, о со­стоянии системы образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения и других вопросах государствен­ного управления.

Начинать какое-либо исследование с чтения парла­ментских документов в большинстве случаев равно­сильно тому, чтобы решать кроссводры на неизвест­ном вам языке. Но если вы подойдете к парламент­ским отчетам с хорошим знанием предмета исследова­ния, вы найдете в них неоценимый источник.

Парламентские документы дают возможность изу­чения позиций различных партий и отдельных поли­тических деятелей без прикрас, так как лишь неболь­шая часть их выступлений попадает в печать.

Парламентские документы отражают всю слож­ность современного государственного управления. Сведения, почерпнутые из парламентских докумен­тов, считаются надежными, официальными источни­ками. В этом ,лх» особая ценность. В парламентских слушаниях "можно найти много статистических дан­ных, французские депутаты, например, имеют пря-

1. «Правда». 26.VI. 1989.

80

мой доступ к служебной информации Национального института статистики и экономических исследований (французского аналога отечественного Госкомстата), к статистическим службам регионов и департаментов и даже к американской системе экономической ин­формации1 .

Во Франции парламентские документы издаются в таких сериях:

«Анналы Национального собрания. Парламентские документы. Официальный вестник Французской рес­публики» в четырех сериях: 1) «Законы и декреты», г

  1. «Парламентские дебаты. Национальное собрание»,

  2. «Парламентские дебаты. Сенат», 4) «Экономичес­кий и социальный совет». Стенограммы парламент­ских отчетов каждой из палат, содержит 2 — 3 тысячи страниц большого формата. В них включены также устные и письменные вопросы парламентариев.

Основное содержание дебатов — обсуждение бюд­жета и законопроектов. В Пятой республике законо­дательная инициатива более, чем на 90% принадлежит правительству.

Особый интерес всегда представляют дискуссии по общей политике правительства, когда обсуждается дек­ларация нового премьер-министра или когда ставится вопрос о доверии. В этих случаях особенно отчетливо формулируется политика отдельных партий и самого правительства. Хотя и в меньшей степени политичес­кая борьба в парламенте находит отражение в устных и письменных вопросах депутатов и сенаторов.

В стенографических отчетах нередко даются ис­правления: иногда сами депутаты считают необходи­мым изъять те или иные места, иногда цензура устра­няет те или иные положения. Поэтому в отдельных случаях можно прибегать к сопоставлению газетных отчетов и парламентских стенограмм.

В США помимо дебатов в конгрессе публикуются также слушания в комиссиях палаты представителей и сената. Эти документы представляют ценный источ­ник по изучению внутренней и внешней политики Со­единенных Штатов. Нередко они имеют своей целью

обработку общественного мнения в нужном для пра-

1 «Revue francaise de science politique», ferier 1981. Vol. 31. N. 1. P. 218.

81

вящих кругов США направлении и подготовку его к принятию или одобрению той или иной акции амери­канской администрации. Именно поэтому иногда важ­нейшая часть материалов комиссии и подкомиссий Конгресса не публикуется, а многие «слушания» про­ходят вообще при закрытых дверях1.

Аналогичная картина наблюдается и в других за­падных странах, где правительства сами определяют, какие парламентские данные им публиковать.

4 Законодательные акты — не только юридический, но и исторический источник. В конституциях, зако­нах, кодексах (уголовном, процессуальном и др.), подзаконных актах закрепляются принципы и нормы, которые регулируют политические отношения, прида­вая им упорядоченность, определяя дозволенное и не­дозволенное с точки зрения укрепления государствен­ного строя.

К нормативным актам приравниваются также кон­ституционные обычаи, как например в Великобрита­нии, судебная практика и административные акты. Классическими странами «общего права», то есть права, основанного на судебном прецеденте, являются Англия и США.

По одному изречению, «законы делают исто­рию»2. Однако это высказывание отражает больше методологию историков-позитивистов XIX в., а не со­временный уровень исторической науки.

Существуют два способа публикаций законода­тельных актов: во-первых, в форме инкорпорации, то есть добавления без изменений, принимаемого в хро­нологическом порядке; а во-вторых, в форме кодифи­кации, то есть в форме сборников, построенных по те­матическому принципу, позволяющему устранять по-терявшие силу законы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]