Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коломийцев В.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
974.34 Кб
Скачать

6. Статистика, устные источники, литература

Многие исторические исследования страдают оттого, что их авторы пренебрегают статистикой либо из-за недостатка профессионализма, либо ввиду труднос­ти ее получения. Между тем цифры, если они верные, —это неопровержимый факт. По словам французского ис­торика А. Садуля, «обращение к статистическому метод ввело в изучение истории новый элемент, сблизивший историю с естественными науками»1. Действительно, статистические методы исследования дают возмож­ность обнаружить необходимость там, где на поверх­ности видна лишь игра случайности2.

1 Французский ежегодник. М., 1959. С. 389

2 Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980. С. 20»,

105

Недоучет численности безработных происходит в странах с высоким удельным весом в экономике мел­ких предприятий, использующих труд только членов своей семьи (а такие предприятия имеют в Японии 32% всех занятых, в Италии — 29, во Франции — 21%). Эти категории занятых при ухудшении хозяйст­венной конъюнктуры не сразу обращаются на биржу труда, а иногда и вообще не регистрируются на ней1.

Как поступить исследователю, если по безработице есть данные профсоюзов и официальной статистики? Это решает он сам, но в любом случае упоминает ис­точник. Все дело в том, что бывают значительные расхождения между официальными статистическими данными и, профсоюзными, касающимися безработи­цы, а также забастовок.

В статистическом ежегоднике по труду, издавае­мом Международной организацией труда, перечисля­ются многие исключения из методики подсчета забас­товок. В частности, в некоторых странах не учитыва­ются забастовки, в результате которых потеряно менее 100 человеко-дней2. В Канаде из подсчета ис­ключаются, стачки, не повлекшие за собой потерю времени свыше 10 дней. В США с 1981 г. учитывают­ся только те забастовки, число участников которых превысило одну тысячу, а работа была прекращена ими более, чем на одну смену. Японская статистика не считает забастовками случаи остановки работы менее, чем на половину рабочего дня3.

Историки-неэкономисты, анализирующие общие вопросы экономического и социального положения в той или иной стране, должны иметь четкие представ­ления о таких экономических категориях как валовой национальный продукт, национальный доход на душу населения, девальвация, ревальвация, инфляция, про­житочный минимум, уровень бедности и т.п.

Валовой национальный продукт (ВНП) -г- это сто­имость товаров и услуг, произведенный данной стра­ной за год, включая стоимость от заграничной собст­венности.

1 «МЭи МО». 1882. № 12. С. 141-142.

2 Yearbook of Labour statistics. Geneva, 1991. P. 1045.

3 «Международная жизнь». 1990. № 1. С. 96.

106

Национальный доход на душу населения хотя и складывается из суммы зарплаты рабочих и служа­щих, доходов крестьян и предпринимателей, является больше показателем уровня экономического развития страны, а не чего-либо иного, в особенности реально­го уровня личного потребления, ибо, во-первых, в странах Запада 40—50% национального дохода пере­распределяется через государственный бюджет, а во-вторых, средняя цифра не отражает большую диффе­ренциацию доходов различных категорий населения. Если сказать точнее, то средний национальный доход на душу населения завышает доходы большей части трудящихся за счет сложения с доходами богачей.

Девальвация и ревальвация — . это при колеблю­щихся курсах валют почти каждодневно наблюдаемые явления в мировой валютной политике. Если раньше это означало понижение или повышение золотого со­держания национальной валюты, то сейчас речь идет о курсовом соотношении той или иной валюты к дол­лару. Обычно только экономические эксперты могут, разъяснить последствия этих колебаний для нацио­нальной экономики.

Депутат Госдумы Н.Савельев отметил, что реше­ния о соотношениях курсов валют нередко принима­ются на самом высоком уровне главами государств — участников МВФ. «Даже для сильных стран, — писал он, — эти решения порой могут создать кри­зисную ситуацию. Для слабых стран они могут стать приговором. Й наибольший ущерб, как ни странно, наносит повышение курса валюты той или иной стра­ны по отношению к доллару — ее ревальвация. Она снижает процентную ставку в стране, увеличивает им­портные возможности страны, но больно бьет по экс­порту. В итоге в виде импорта начинается экспансия чужого капитала и ухудшается платежный баланс. Импортеры обращаются за кредитами в национальной валюте, сокращая количество денег в стране и расша­тывая внутренние экономические связи и финансовые потоки»1.

Так переплетается национальная экономическая" политика со стратегией международного капитала. В современном -интегрированном мире образуются стра-

1 «Правда». 18. VI. 1996.

109

ны-должники, поддерживающие высокие параметры жизни стран-рантье.

Что касается инфляции, то ее главная сущность — налог на потребление, при котором основное бремя ложится на лиц с фиксированными доходами (зарпла­та, пенсии, пособия) и вообще на малоимущих, ибо расходы на предметы массового потребления и услуги в их доходах составляют гораздо большую часть, чем у богатых людей. По словам французского академика А.Гиттона, инфляция — несправедливый способ пере­распределения доходов: «Она усиливает сильного, ос­лабляет слабого, следовательно, это — самый неспра­ведливый налог»1.

Инфляция связана с увеличением денежной массы, находящейся в обращении, с девальвацией валюты, с ростом внутренних цен на товары и услуги. Это от­нюдь не' «стихийное бедствие», а результат опреде­ленной экономической стратегии правительства. Ин­фляция ведет к большему удорожанию импорта, чем товаров и услуг национальных, вследствие чего экс­порт данной страны становится более конкурентоспо­собным.

В странах со слабой экономикой уровень инфля­ции обычно более высокий, чем в индустриально раз­витых странах. Обеценивая заработную плату, ин­фляция побуждает трудящихся выискивать дополни­тельные источники дохода, что в конечном итоге при­водит к увеличению нормы эксплуатации. Но особен­но больно инфляция бьет по лицам с фиксированны­ми доходами (пенсионерам, учащимся, инвалидам и др.). Однако понижение реальной заработной платы трудящихся имеет свои пределы, во-первых, потому, что это чревато социальным взрывом, а во-вторых, со­кращая платежеспособный Спрос, т.е. внутренний рынок, буржуазия понимает, что это отразится в ко­нечном счете на падении национального производства.

Термин, противоположный инфляции, — дефля­ция — означает сокращение количества денег, нахо­дящихся в обращении и соответственно снижение цен на товары и услуги. Причина этому — сокращение платежеспособного спроса населения (например,

1 ОаЙоц Н. Repenser le travail (chdmage et salariat).Parisf 19?6?T. 21.

110

вследствие роста безработицы и спада производства), уменьшение государственных расходов и повышение банковских процентных ставок.

В социально-политической литературе часто приво­дятся цифры, показывающие удельный вес бедного населения в тех или иных странах. Универсально признанной методики определения бедности нет. Не­которые западные экономисты считают, что отметкой бедности является уровень ниже половины среднего национального дохода на душу населения. Однако такой подход больше распространяется только на страны Запада. Большинство экономистов считает по­рогом бедности прожиточный минимум или уровень потребления, удовлетворяющий базовые потребности, который тем не менее не везде определяется одинако­во—в одних странах (Россия, Казахстан) по физио­логическому минимуму, в других — по социальному (Белоруссия, страны Прибалтики).

На Западе в категорию бедняков обычно включают безработных, людей с низкооплачиваемой работой или с частичной занятостью, больных и недееспособных, некоторых пожилых людей, членов многодетных семей с невысоким доходом. В Великобритании многие счи­тают мерилом бедности право на социальную помощь: в 1986 г. 17% населения в этой стране (около 9 млн. че­ловек) официально признавались бедняками1.

Эксперты ООН «по человеческому развитию» при­меняют методику, значительно преуменьшающую кри­терии бедности. Так, по их данным, только четверть населения развивающихся стран — 1 млрд. 300 млн. — живет за чертой бедности. Индекс беднос­ти определяется ими тратой менее 1 долл. в день, а также следующими дополнительными критериями: продолжительность жизни (процент людей, которые не могут дожить до 40 лет), уровень образованности, материальное обеспечение (процент людей, не имею­щих доступа к медицинским учреждениям и к чистой воде, а также процент, детей до 5 лет, вес которых не достигает нормы)2.

1 Большой толковый социологический словарь. Т. 1. М., 1999. С. 47.

2 «Финансовые Известия». 1.VII.1997.

111

Прожиточный минимум — не просто научно опре­деленный набор необходимых человеку продуктов и предметов. Поскольку к нему как правило законода­тели приравнивают минимальный гарантированный уровень заработной платы, это — вопрос большой по­литики, борьбы партий и профсоюзов. В России про­житочный минимум исчисляется ценами на 19 продук­тов питания, тогда как в странах Запада — 200—300 наименованиями товаров и услуг.

Что касается оценки уровня доходов различных категорий населения, то почти во всех'странах, по ут­верждению французского социолога А.Горза, «недо­статки статистического инструментария делают прак­тически невозможным сравнение доходов работников наемного труда и предпринимательских доходов»1.

Сокрытие реальных размеров военных бюджетов и ассигнований на разведку — распространенная прак­тика в западном мире. В/Англии бюджетные ассигно­вания на создание водородной бомбы нередко прята­лись за такими безымянными формулировками, как «другие текущие расходы» и «расходы, не вошедшие в предыдущие статьи». Традиция сокрытия целей бюджетных расходов в этой стране весьма устойчива2. Вскрыть дезинформацию в статистике порой могут только специалисты. Француский профессор Ж.Клац-ман, бывший с 1944 по I960 г. администратором На­ционального института статистики и экономических исследований Франции (аналога нашего Госкомстата) среди примеров использования неправдоподобных данных в печати привел такие: 1). Вскоре после вто­рой мировой войны один многотиражный француз­ский еженедельник опубликовал сенсационную но­вость: «треть мужчин бесплодны». На самом деле речь шла о том, что среди бесплодных супружеских пар в каждом третьем случае виновником был мужчи­на3. 2). В мировой печати 80-х годов часто фигуриро­вала цифра ежегодно умирающих на планете от голо­да — 50 млн человек. Эта оценка, заметил Клацман, сомнительна, ибо она не может соответствовать фак-

1 Gorz A."Reforme et revolution. Parte, 1969. P. 90.

2 «Правда». 6.1.1985.

JjJSilat^mann J. Attention, statistiques! (Comment en de jouer pieges). Paris, 1985. P. 40.

112

там либо смерти в результате добровольной голодов­ки, либо эпидемии голода (скажем, в результате засу­хи), либо по точно установленным причинам прежде­временной смерти вследствии недоедания (ибо могут быть и другие причины — как например, заболева­ния)1. 3). По широко распространенным представле­ниям, заявляет французский статистик, «мелкие и средние предприятия создают рабочие места». Но если разобраться, то они же их и ликвидируют в ог­ромном количестве2. 4). Еще один пример, показы­вающий, что статистика может ввести в заблуждение. Например, объявляется прогноз: промышленное про­изводство в данной стране возрастет в следующем году на 2%. Но если демографический рост в этой стране равен 2%, то никакого реального увеличения производства не произойдет3.

Как считает теоретик методологии К.Д.Петряев, историки недостаточно используют статистику. По его словам? статистические данные в исторических иссле­дованиях обычно «касаются только экономики, зара­ботной платы, стачечных выступлений и совершенно недостаточно используются для характеристики дру­гих сфер человеческой деятельности (например, науч­ной, культурной, общественной, политической и т.п.)»4.

***

Французский историк М.Блок сделал научным по­нятие «историческое наблюдение». Личные оценки ис­следователя, являющегося современником совершаю­щихся событий, обычно не фиксируются в перечне ис­точников, но они крайне необходимы и важны. Зная, например, об общественно-политических сдвигах в Восточной Европе после 1989 г., историк наших дней иначе подойдет к прочтению многих материалов и до­кументов по всей послевоенной истории стран этого региона.

1 Ibid. P. 68.

2 Ibid. P, 93.

3 Ibid. Р. 105-106.

4 Петряев К.Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев, 1971. С. 100.

113

Горизонты исторической науки намного расширяют устные свидетельства очевидцев событий, которые не нашли отражения в прессе, в документах, в архивах. Многие из них поступают через радио и телевидение. «Устная история» привносит в историографию новое важное измерение в виде «человеческих докумен­тов» — интервью, писем, воспоминаний. «людей из

народа».

Что касается надежности и достоверности устных свидетельств, то обвинения в их пристрастности могут быть с равным основанием адресованы и к докумен­тальным источникам. К тому же, как отметил англий­ский историк П.Томпсон, некоторые «классические истончики» по социальной истории (переписи, офици­альные расследования и т.п.) основаны на сведениях, полученных с помощью устных опросов1. Отдавая должное устным свидетельствам, П.Томпсон приходит к такому выводу: «Устная история возвращает исто­рию людям в их собственных словах. И, возвращая им прошлое, она помогает им в достижении ими тво­римого будущего»2.

Косвенным источником для исследователя может быть и художественная литетарура. Беллетристика как выразитель общественного мнения и обществен­ной психологии является источником особого рода. Художественное творчество, предполагающее вымы­сел, не является документальным слепком действи­тельности. Но всякое высокохудожественное произве­дение имеет как правило- документальную основу. Таким был роман Л.Н.Толстого «Война и мир». При его написании великий русский писатель изучил ог­ромное количество исторических источников, в том числе архивных материалов. Художественная литера­тура, наконец, помогает исследователю глубоко осоз­навать и прочувствовать духовные процессы, происхо­дящие в обществе.

В, исторической науке есть определенные жанры, соприкасающиеся с художественной литературой: это «романсированная история» и беллетризованная био­графия. Элементы образности применимы в любом историческом исследовании.

1 Thompson P. The Voice of the Past (Oral History). Lon­ don-Oxford, 1978. P. 96.

2 Ibib. P. 226.

114

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]