Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
120821_70637_sheyfer_s_a_sledstvennye_deystviya...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.19 Mб
Скачать

§ 2. Следственное действие как актправоприменения.

Есть еще один важный аспект правовой характеристики след­ственного действия, связанный с практическим осуществлением предписаний, образующих институт допроса, осмотра и т.д.: про­ведение следственного действия представляет собой акт приме­нения уголовно-процессуального права.

Не вызывает спора взгляд на применение права как на государст­венно-властную организационную деятельность компетентных ор­ганов по обеспечению реализации юридических норм. Эта деятель­ность сопровождается принятием решений, содержащих властные веления. Логическая структура правоприменительного процесса всегда включает: а) установление фактических обстоятельства дела и выбор подходящей для данного случая нормы; б) выведение ре­шения. Можно сказать, что принятие управомоченным органом го­сударства решения, в котором содержится властное волеизъявление, является специфическим признаком применения права.

Нетрудно убедиться в том, что процессу проведения следст­венного действия присущи все отмеченные выше черты. Прежде всего, налицо такой характерный признак, как принятие решения. До осуществления познавательных операций следователь должен решить, что они дозволены законом и необходимы. Закон требу­ет, чтобы в ряде случаев решение облекалось в письменную фор­му (ст. 161, 168, 181, 184, 186 УПК РСФСР). Даже если решение облечено в форму, не требующую мотивировки (повестка либо телефонограмма о вызове для допроса, очной ставки, опознания и т.д.), либо вообще не облечено в письменную форму (решение об осмотре), оно, тем не менее, обладает специфическими призна­ками процессуальных решений. В нем содержится властное тре­бование, адресованное лицам, обладающим информацией, сооб­щить ее следователю либо требование о сотрудничестве, адресо­ванное понятым, специалистам и т.д., либо веление, адресованное

51

всем причастным лицам - не противодействовать познаватель­ным операциям (такое веление либо подразумевается, либо вы­ражается в устной форме лицам, находящимся на месте произ­водства следственного действия). Принятию любого решения предшествует оценка имеющихся фактических данных, сопос­тавление их с нормами закона, определяющими основания про­ведения следственного действия1'

Некоторые ученые полагают, что применение права исчерпы­вается принятием решения, поскольку его реализация осуществ­ляется затем посредством исполнения обязанностей, использова­ния и соблюдения права. Однако деятельность следователя, осу­ществляемая после принятия решения о проведении следствен­ных действий, на наш взгляд, также является применением права.

После установления оснований для проведения следственного действия и принятия решения об этом следователь реализует ре­шение путем исполнения, соблюдения и использования им самим правовых требований. В то же время на первый план выступает организующая деятельность следователя. Исполняя свои обязан­ности, используя свои права, следователь предъявляет требова­ние о передаче информации (свидетелям, потерпевшим, экспер­ту), создает необходимые условия для получения информации (вызов специалистов, понятых, удаление посторонних лиц, пред­ставление экспертам нужных объектов), содействует реализации права на представление информации (потерпевшим, обвиняемым, подозреваемым), преодолевает встретившееся противодействие обязанных лиц (привод, взлом запертых хранилищ и т.д.), на­правляет познавательную деятельность к обнаружению искомых фактов (дополнительные вопросы, вариация опытов и т.д.). Ука­занная деятельность, несомненно шире простого исполнения обя­занностей самим следователем и привлеченными лицами. Она включает в себя также принятие промежуточных решений, учи­тывающих конкретную ситуацию, в которой протекает доказыва­ние и необходимых для того, чтобы довести следственное дейст­вие до конца. Таковы решения о вызове специалистов, о поста-

1 Лупинская П.А. Законность и обоснованность решений в уголовном судо­производстве. - М.: ВЮЗИ, 1972, С. 11-19; Она же. Решения в уголовном судо­производстве. Их виды, содержание и формы. М.: Юрид. лит., 1976. С. 18-25.

52

новке дополнительных вопросов перед допрашиваемыми и экс­пертом, об оглашении ранее данных показаний, о прекращении поисков при выдаче искомого, вскрытии запертых хранилищ, обыске лиц, находящихся в обыскиваемом помещении. Подобные решения представляют собой внутренние по отношению ко всему следственному действию акты правоприменения1' совокупно­сти с предписаниями, вытекающими из основного решения они служат средством управления поведением лиц, привлекаемых к следственному действию. Деятельность последних направляется в русло, обеспечивающее установление истины, осуществление предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей.

Эти соображения приводят к определению следственного дей­ствия, в котором акцент делается на его динамической характе­ристике: следственное действие - это сложный акт применения уголовно-процессуального права следователем или судом, со­стоящий из: а) анализа ситуации, сопоставления ее с норматив­ными предписаниями и принятия решения об извлечении иско­мых фактических данных; б) выполнения решения путем осуще­ствления поисковых и познавательных операций, побуждения привлеченных лиц к исполнению своих обязанностей, создания для этого, а также для реализации прав указанных лиц необходи­мых условий; в) принятия промежуточных решений в целях эф­фективного управления ходом познавательной деятельности; г) отражения в материалах дела ее хода и результатов.

Суммируя изложенное в первых двух главах, следует заключить: 1) В определении сущности следственного действия необхо­димо исходить из содержания деятельности следователя (суда) на начальном этапе доказывания. Эта деятельность состоит в выяв­лении, отображении и закреплении в материалах дела фактиче­ских данных, содержащихся в следах, оставленных событием. В этом смысле следственное действие выступает как применяемый следователем (судом) способ формирования доказательств.

1 С.С.Алексеев хотя и считает, что принятием решения завершается право­применительный процесс (см. Проблемы теории права, т. 2. Свердловск: СЮИ, 1973. С. 232, 279, 289), в то же время отмечает, что в тех случаях, когда нужны дополнительные действия по исполнению правоприменительного акта, каждое из них представляет собой самостоятельный процесс применения юридических норм (там же, С .289, 290).

53

  1. Будучи инструментом познания, следственное действие обладает сложной структурой, охватывающей поисковые, позна­ вательные и удостоверительные операции, облеченные в право­ вую форму, методы «фактофиксирующего» познания.

  2. Специфическое для каждого следственного действия соче­ тание поисковых, познавательных и удостоверительных опера­ ций, в свою очередь, предопределено объектом и целью позна­ ния: указанные операции соответствуют особенностям отобра­ жаемых следов и приспособлены к извлечению из них доказа­ тельственной информации определенного вида в достаточно большом объеме.

  3. Каждое следственное действие имеет строго определенную его целью сферу применения, за пределами которой оно не может служить средством собирания доказательств.

  4. Правовое регулирование каждого следственного действия, независимо от его особенностей, осуществляется по общему для всех действий принципу. Совокупность норм, регулирующих производство следственного действия, образует специфический уголовно-процессуальный институт с одинаково необходимыми для всех следственных действий и объединенными однотипной связью структурными элементами.

  5. Реализация нормативных предписаний, образующих инсти­ тут следственного действия, - это акт применения уголовно- процессуального права следователем (судом), складывающийся из принятия решения о проведении следственного действия, вы­ полнения познавательных и правообеспечительных операций, принятия и осуществления необходимых промежуточных реше­ ний, закрепления полученных результатов.