Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
120821_70637_sheyfer_s_a_sledstvennye_deystviya...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.19 Mб
Скачать

§ 3. Следственное действие как комплекс поисковых, познавательных и удостоверительных операций.

Выявленная в предыдущем разделе работы взаимосвязь между объектом, целью и методами познания позволяет дать характери­стику следственного действия, раскрывающую его роль в форми­ровании доказательств.

Лишь в последнее время некоторые исследователи стали обращать внимание на этот аспект, подчеркивая, что доказа­тельства появляются (формируются) лишь в результате при­менения познавательныхтгриемов, составляющих содержание следственного действия1' * ™ же время в процессуальной ли-

тературе (в известной работе Н.В. Жогина и Ф.Н. Фаткуллина «Предварительное следствие»), в том числе и в учебниках, вышедших в последние годы (Р.Х. Якупова, под. ред. П.А. Лупинской, В.П. Божьева и др.) широко распространены оп­ределения следственного действия как процессуального дей­ствия по собиранию, закреплению и проверке доказательств.

1 Казинян Г.С., Соловьев А.П. Проблемы эффективности следственных дей­ствий. Ереван: Ерев. универс. 1987. - С. 23; Следственные действия (процессу­альная характеристика, тактические и психологические особенности. Изд. 2-е под. Ред. Б.П. Смагоринского. М., Учебно-метод. центр МВД РФ, 1994. С. 6.; Громов Н.А., Николайченко В.В., Анненков СИ, Досудебные стадии уголовно­го процесса. Саратов, 1998. - С. 69.

33

Правильно фиксируя цель, стоящую перед следователем (по­лучение доказательств), они не раскрывают способов ее дос­тижения, позволяя предположить, что доказательства сущест­вовали и до проведения следственного действия, задача же следователя сводится лишь к «завладению» ими.

И.Е. Быховский в определении следственного действия ак­центирует внимание на том, что это - вид деятельности следо­вателя, состоящей в обнаружении, исследовании, фиксации и изучении доказательств, осуществляемой в соответствии со специальной процедурой1" бднак0 и он не Убывает, каким образом эта деятельность приводит к появлению доказа­тельств. Если, согласно этим определениям, считать, что дока­зательство существовало до проведения следственного дейст­вия, последнее утрачивает свой творческий, познавательный характер и превращается в поисковый технический прием. Общий недостаток указанных определений - в них не прово­дится различий между объектами, отображаемыми с помощью следственных действий, т.е. следами определенного события, и результатами следственных действий, т.е. доказательствами. Между тем, преобразование «доказательств-следов» в доказа­тельства в процессуальном смысле этого слова является важ­нейшей функцией следственного действия. В определенной мере этот недостаток удалось в свое время преодолеть А.Н. Русакову, который трактует следственное действие как про­цессуальное действие, состоящее в обнаружении, закреплении

и изъятии фактических данных с целью получения дрказа-тоттгт,г. Различая объект приложения следственного действия тельств

и полученный результат, автор все же не раскрыл содержание познавательной деятельности, обеспечивающей преобразование информации. Между тем, любое правовое явление должно изу­чаться не только с точки зрения его формы (что, безусловно, важно, когда речь идет именно о правовых явлениях), но и с

1 См.: Развитие процессуальной регламентации следственных действий. -

Советское государство и право. 1972. № 4. С. 108.

2 См.: Гусаков А.Н. Следственные действия и тактические приемы. Дисс.

канд. юрид. наук, - М., 1973, С. 8.

34

точки зрения содержания, поскольку оно требует для себя соот­ветствующей правовой формы1'

Как уже отмечалось, наблюдение, расспрос и другие методы познания применяются в форме, наперед установленной уго­ловно-процессуальным законом. Это превращает их в опера­ции поискового, познавательного и удостоверительного харак­тера, с помощью которых следователь выявляет и отображает информацию, заключенную в следах события. В структуре следственного действия отдельные методы познания могут вы­ступать одновременно как поисковые и познавательные опера­ции (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) или как познавательные и удостоверительные операции (измерение, описание, моделирование), выполняемые по определенным правилам следователем.

Необходимо иметь в виду, что каждая операция (исключая описание, обладающее универсальностью) имеет, как об этом говорилось раньше, свое целевое назначение и, следовательно, строго ограниченную сферу применения. Она может быть ис­пользована для выявления, восприятия и закрепления не любых фактических данных, а лишь тех, которые соответствуют ей по своей физической природе. Так, недоступны наблюдению факти­ческие данные, запечатлевшиеся в памяти лица, подлежащего допросу, однако они могут быть успешно извлечены с примене­нием метода расспроса, т.е. путем постановки перед лицом, обла­дающим информацией, задачи на ее воспроизведение и передачу. С другой стороны, часто оказывается неэффективным без прове­дения осмотра описание свидетелями материально-фиксированных следов, поскольку адекватное их отображение

С учетом этого неполными представляются определения следственных действий, в которых акцент делается на процессуальной форме, в ущерб содер­жанию, например: «следственное действие - особая процессуальная форма, в которой реализуются различные виды человеческой деятельности, среди кото­рой доминирует познавательная» (Баянов А.И. Информационное моделирование в тактике следственных действий. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М, 1978, С. 2, 16). «Следственные действия - основные процессуально установленные приемы и формы осуществления деятельности следователя по собиранию, ис­следованию, оценке доказательств» (Баев О.Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуальный закон. - Воронеж: ВГУ, 1977, С. 61).

35

невозможно без наблюдения, измерения, изготовления физиче­ски подобньж моделей и т.д. Даже и тогда, когда в ходе следст­венного действия применяются и наблюдение, и расспрос (на­пример, при предъявлении для опознания), каждая из этих опера­ций нацелена на отображение доступных ей фактических данньж (на основе наблюдения фиксируются признаки предъявляемых объектов, а на основе расспроса - сообщение опознающего о ре­зультатах мысленной идентификации). Синтезирование получен­ных данных осуществляется через операцию сравнения (сопос­тавление признаков, указанных опознающим, с признаками опо­знаваемого объекта)1'

«Специализация» отдельных операций, входящих в структуру следственного действия, приводит к тому, что и каждое следст­венное действие в целом также имеет строго определенную его целью сферу применения. Каждое действие приспособлено к отображению не любьж, а лишь определенных следов события; в рамках одного следственного действия с применением входящих в него операций не может быть достигнута цель, стоящая перед другим следственным действием.

Для правильного понимания структуры следственного дейст­вия важно подчеркнуть, что составляющие его элементы образу­ют систему - упорядоченный и неповторимый комплекс.

Именно в силу этого семь «фактофиксирующих» операций -наблюдение, расспрос, сравнение, измерение, эксперимент, моде­лирование и описание - различными своими сочетаниями обра­зуют значительно большее число самостоятельньж следственньж действий. Даже те следственные действия, которые имеют в сво­ей основе одни и те же операции, отличаются друг от друга спе-

1 С учетом сказанного трудно обосновать существование сложных следст­венных действий, охватывающих наблюдение и расспрос, если эти приемы не могут быть объединены сравнением. В свое время М.А. Чельцов считал осмотр и вскрытие трупа частями «одного судебно-медицинского действия» (см.: Чель­цов М.А. Уголовный процесс. - М.: Юриздат, 1948, С. 408). В действительности речь идет о действиях, смежных по времени, но совершенно самостоятельных по целям, познавательным приемам и доказательственным результатам: осмот­ре, проводимом следователем на основе наблюдения, и экспертизе, проводимой следователем на основе расспроса (данный метод реализуется в форме поста­новки вопросов эксперту).

36

цификой связи между ними, обусловленной разным удельным весом той или иной операции, а также особенностями правовой формы использования одного и того же метода.

Упорядоченная структура следственного действия проявляет­ся и во «взаимодействии» различных операций при достижении общей цели, в процессе которого каждая операция подкрепляет и дополняет другую. Это системное свойство особенно заметно в следственных действиях, направленных на отображение сложных (интегрированных) объектов. Например, проверка показаний на месте - это не механическая сумма допроса и осмотра, а сложный процесс исследования, в котором приемы наблюдения и расспроса объединены сравнением, органично дополняют друг друга.

С учетом этого не вполне правильно рассматривать следст­венное действие как состоящее из автономных «блоков» - допро­са, осмотра, изъятия.

По мнению И.Е. Быховского, блок «осмотр предмета и доку­мента» присущ таким следственным действиям, как осмотр, вы­емка, обыск, проверка показаний на месте, а блок «получение по­казаний» присущ предъявлению для опознания, проверке показа­ний на месте. Думается, что такое представление несколько уп­рощает действительную структуру указанных следственных дей­ствий. Прежде всего помимо операций наблюдения и расспроса (которые фактически имеет в виду автор) следственное действие включает и другие операции: моделирования, эксперимента, сравнения и т.д. Кроме того, подобный взгляд наводит на мысль, что следственное действие - простая сумма составляющих его элементов, между тем, как любой системный объект, в том числе и каждое следственное действие, это упорядоченная, взаимосвя­занная и взаимодействующая система элементов, отнюдь не сво­дящихся к сумме составляющих.

Таким образом, только взаимодействие образующих каждое следственное действие операций обеспечивает достижение его цели - извлечение искомой информации. В этом проявляется сис­темное свойство следственного действия - его целостность.

Сказанное позволяет дать определение следственного дейст­вия, сосредоточив в нем особое внимание на содержании позна­вательной деятельности следователя. При этом следует учесть интересные суждения по этому вопросу Р. С. Белкина.

37

Как правильно заметил Р.С. Белкин познавательные и удосто-верительные приемы - это не совокупность, а система, упорядо­ченное множество элементов следственного действия. Верно и то, что содержание деятельности следователя по собиранию до­казательств охватывает как познавательные, так и удостовери-тельные приемы1' вместе с тем атоР считает, что приемы позйа-

ния не являются предметом правового регулирования2' Д11^0' на наш взгляд познавательные (а также поисковые и удостовери-тельные) приемы поддаются правовому регулированию, посколь­ку УПК устанавливает для них строгую правовую форму. Поэто­му облеченные в правовую форму поисковые, познавательные и удостоверительные приемы целесообразно именовать операция­ми соответствующего содержания.

С учетом сказанного следственное действие можно определить как комплекс регламентированных уголовно-процессуальным за­коном и осуществляемых следователем (судом) поисковых, позна­вательных и удостоверительных операций, соответствующих осо­бенностям следов определенного вида и приспособленньж к эф­фективному отысканию, восприятию и закреплению содержащей­ся в них доказательственной информации.

Подобное представление о следственном действии позволяет:

1. Раскрыть внутреннюю упорядоченность системы следст­ венных действий, выделить в ней группы обладающих общно­ стью и направленньж на отображение однородньж следов след­ ственных действий.

2. Разграничить между собой сходные, но обладающие спе­ цифической целью следственные действия (например, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование).

3. Уточнить на основании определения места в общей сис­ теме познавательные возможности конкретного следственного действия и на этой основе осуществить выбор нужного следст­ венного действия в практической деятельности по собиранию доказательств.

Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т.1. М.: Юрист, 1999. С. 151. 2 Там же. С. 151.

Глава П. Следственные действия: правовой аспект.