Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конотопов М.В., Сметанин С.И. - Экономическая и...doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
2.1 Mб
Скачать

Глава 3 особенности японского империализма

Япония вступила на путь капитализма тогда, когда уже переходил к империализму. Поэтому японский капитализм рождался сразу в империалистической форме, приобретал черты империализма. Империализм здесь возник до завершения промышленного переворота, при сохранении многих перо ков азиатского способа производства. Поэтому японский империализм принято относить к типу военно-феодального.

В чем проявились особенности японского империализма военно-феодального?

Во-первых, в особой формы монополий зайбацу были не совсем монополии, потому что они возникли не в конкурентной борьбы и концентрации производства, а при даче государственных предприятий в частные руки. Люд имевшие хорошие связи, могли захватить целую группу предприятий. Вот такая группа предприятий в одних руках и называлась дзайбацу.

Это были не совсем монополии, потому что они ничем владели. Это были в основном конгломераты, состоящие предприятий разных отраслей.

Первое место среди дзайбацу занимала компания В ее состав входили банк, текстильные, горные, торговые предприятия. На втором по значению месте находилась компания Мицубиси. В ее состав входили судоходные и судостроительные предприятия, угольные шахты.

Во-вторых, Япония начинает колониальную экспансию, когда сама еще находится в положении полуколонии когда экономически колонии ей были не нужны. Промышленный переворот еще не закончился, и экспортировала Япония, как уже сказано, в основном сельскохозяйственную продукцию, которую не везут в колонии.

Но у власти в Японии находились самураи — военно-феодальная каста. Самурайское правительство испытывало давление со стороны массы разоренных при капитализации пенсий самураев, которые предполагали, что лишь война мо> поправить и укрепить их положение. Иначе говоря, Японии были нужны не рынки сбыта и источники сырья, а война и новые земли.

Япония не стала колонией. Неравноправные договоры, ко­торые ставили Японию в положение полуколонии, были анну­лированы в 90-х гг. Японию спасло соперничество держав на Дальнем Востоке. Объектом соперничества была не маленькая Япония, а большой Китай, но Япония была важной стратеги­ческой позицией в подступах к Китаю, и каждая из держав не могла допустить, чтобы эту позицию занял соперник. Ис­пользуя это обстоятельство, Япония не только избежала уча­сти колонии, но и сама постаралась участвовать в разделе Китая.

Уже в 90-х гг. в результате войны с Китаем она отбирает у него Тайвань, Пескадорские острова и подчиняет своему вли­янию Корею. В результате русско-японской войны 1904— 1905 гг. она получает Квантунскую область с Порт-Артуром, половину Сахалина, а еще через два года заключает с царским правительством договор о разделе Маньчжурии на сферы вли­яния.

Глава 4 экономика россии в период империализма

(190О—1917 гг.)

§ 1. Особенности империализма в России.

С конца XIX в., т. е. несколько позже, чем в передовых странах, российский капитализм начинает переходить на стадию империализма. Как и в других странах, империализм в России имел свои особенности. Исходя из этих особенно его принято относить к типу "военно-феодального".

Феодального — потому что и в этот период в стране хранились существенные пережитки феодализма. Сохранял царизм — монархия, отражавшая интересы дворян. Экономически господствующая буржуазия политической власти не и находилась в оппозиции. В сущности, после реформ 60-х XIX в. царизм стал анахронизмом. Дворянство оставалось привилегированным сословием. Буржуа считались людьми втор сорта.

К феодальным пережиткам принято относить и помещичье землевладение. Однако его удельный вес был значительно меньше, чем, например, в Англии, где фермеры оставляли арендаторами земли лендлордов.

Российский империализм принято называть военно-феодальным, потому что царское правительство, в отличие западных стран, усиленно вмешивалось в хозяйственную: опекало капиталистов, занималось промышленным предпринимательством. Несомненно, в какой-то степени это делалось в военно-политических целях: чтобы не отставать от Запада производству оружия, государство, не надеясь на силы буржуазии, строило военные заводы. Но, как мы знаем, государственное предпринимательство было характерно для России в предшествующий период. Поэтому, может быть, правильнее называть российский империализм не военно-феодальным, а государственно-феодальным.

В отличие от западных стран в России был большой дарственный сектор хозяйства. В его состав входили Российский государственный банк, 2/3 железных дорог, огромный. Земельный фонд, в том числе 60% лесов много промышленных предприятий

Вмешательство государства в хозяйственную жизнь опека буржуазии ослабляли эту буржуазию. Она привыкла на­деяться не столько на собственные силы, сколько на помощь царизма. Высокие покровительственные пошлины защищали ее от конкуренции с капиталистами других стран, казенные заказы были дополнительным источником доходов. Не имея опыта управления страной, буржуазия и в этом привыкла на­деяться на царское правительство.

Из-за своей слабости русская буржуазия не могла освоить колонии, т. е. национальные окраины России, не могла запол­нить их рынки своими товарами, как это делала, например, английская буржуазия. Но русский капитализм был достаточ­но развитым, чтобы втягивать народы окраин в товарное обра­щение, дать начальный толчок развитию капитализма у этих народов. А когда там появлялся свой капитализм, окраина на­чинала развиваться быстрее самой России. Так получилось с Закавказьем, которое из отсталой окраины превратилось в промышленный район. А западные окраины — Польша, При­балтика, Финляндия — не только не стали колониями, но даже экономически использовали Россию как источник сырья

и рынок сбыта.

Слабость русской буржуазии была причиной засилья ино­странного капитала в стране. Русская буржуазия не могла полностью освоить российский рынок, наполнив его своими товарами. Возникал вакуум. В этот вакуум устремлялся иност­ранный капитал, заполнял его и тем самым тормозил разви­тие русского капитализма.