Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к зачету.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
174.08 Кб
Скачать

15. Система институтов ес по Маастрихтскому и Амстердамскому договорам.

Ослабление напряженности между Востоком и Западом во вто­рой половине 80-х годов оживило интеграцию стран Западной Ев­ропы, затормозившуюся в условиях роста военной опасности в годы первой администрации Р.Рейгана. Западноевропейские страны смогли снова сосредоточиться на внутренних проблемах, выйдя из «режима мобилизационной готовности» на случай войны с СССР. Падение коммунистических режимов на востоке Европы открыло путь к распространению влияния западноевропейских стран на вос­точноевропейские государства. Освоение «восточноевропейского ре­сурса» должно было укрепить конкурентоспособность Европейского сообщества по отношению к Соединенным Штатам и Японии. Ус­пех «политики освоения» зависел от согласованности усилий Евро­пейского сообщества.

После 1990 г. к углублению интеграции стали подталкивать еще и страхи в связи с появлением единой и сильной Германии. Германское руководство учитывало их, и канцлер ФРГ Г.Коль в начале 90-х годов неоднократно заявлял о стремлении к созданию «европейской Германии, а не германской Европы». Однако в Париже и Лондоне не полагались на слова и ориентировались на более глубокое практи­ческое вовлечение Германии в наднациональные структуры «единой Европы». Партнеры Германии, прежде всего Франция, стали доби­ваться ускоренной интеграции в сфере внешней политики и обороны.

Европейская Комиссия, председателем которой в 1985—1994 гг. был французский финансист Жак Делор, подготовила серию докла­дов о модернизации интеграционных механизмов Европейского со­общества. В апреле 1989 г. ею был составлен план углубления со­трудничества в экономике и финансах, главной идеей которого стала полная либерализация движения капиталов и объединение финансо­вых рынков стран сообщества. После одобрения доклада Европей­ским советом в июне приоритетной задачей сообщества было про­возглашено создание экономического и валютного союза.

Ввиду очевидных достижений интеграционного сближения за­падноевропейские страны пришли к необходимости подготовки но­вого основополагающего интеграционного договора между ними, который бы заменил собой Римские и Парижский договоры 50-х годов. Ставилась задача трансформации Европейского сообщества в интеграционную группировку более высокого уровня — Европей­ский Союз. Предстояло ужесточить процедуры принятия решений за счет увеличения спектра применения метода квалифицированного большинства и расширить компетенцию наднациональных органов. Территории стран Европейского сообщества следовало превратить в единое и однородное экономическое и финансовое пространство. Но главное — экономический и валютный союз между европейски­ми странами предполагалось дополнить их политическим сою­зом, который бы позволял проводить общую внешнюю поли­тику и политику в области обеспечения безопасности.

Проект нового договора был составлен и летом 1991 г. одобрен Европейским советом, после чего в г. Маастрихте (Голландия) на­чалась его доработка, занявшая более шести месяцев. 27 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан. Он утвердил «храмовую конструкцию» ЕС. Ее «опорными колоннами» были три комплекса договоренностей о сотрудничестве в сферах 1) экономики, 2) внешней политики и безопасности, 3) юстиции и внутренних дел.

Руководяще-координирующая роль в союзе отводилась единой системе органов: Совету министров ЕС, европейской Комиссии, европейскому суду юстиции и европейскому парламенту. Над ними возвышался Европейский совет. Фактически оставаясь верховным органом интеграционного процесса, он формально не числился в ряду рабочих органов Евросоюза так же, как не считался рабочим органом прежнего Европейского сообщества. Рабочие органы Евро­союза строились как органы наднационального сотрудничества, а Европейский совет оставался институтом взаимодействия на межна­циональной, межгосударственной основе. Он управлял интеграцией, формально говоря, оставаясь вне ее.

Европейский Союз сочетал в себе элементы конфедерации, фе­дерации и даже унитарного государства. Три коллективных органа (комиссия, парламент и суд) были полностью независимы от нацио­нальных правительств стран-участниц. Вместе с тем, договор преду­сматривал возможность участия национальных государственных институтов в выработке решений Евросоюза практически на всех уров­нях нормотворчества. При этом получалось, что исполнение реше­ний, утвержденных главами государств ЕС в Европейском совете, было возложено на юридически неподконтрольные ему непосредст­венно органы.

Маастрихтский договор подлежал ратификации. В Дании 2 июня 1992 г. референдум о ратификации дал отрицательный результат — население сочло условия договора невыгодными для страны. Тогда на заседании Европейского совета в Эдинбурге 11—12 декабря 1992 г. были выработаны особые условия присоединения Дании к Европей­скому Союзу. С их учетом 18 мая 1993 г. в Дании состоялся новый референдум, результаты которого позволили ей присоединиться к ЕС без ратификации Маастрихтского договора. В других странах процесс ратификации прошел безболезненно. 1 ноября 1993 г. Маа­стрихтский договор вступил в силу.

Важнейшим направлением деятельности ЕС стала интеграция по линии создания валютного союза. Его предполагалось построить в три этапа, сроки которых были обозначены в договоре. 1 января 1993 г. был основан Европейский валютный институт, на который была возложена функция подготовки к введению единой валюты, мониторинг устойчивости финансовых систем стран-участниц и под­готовка к принятию на себя роли единого европейского банка.

Относительно новым направлением интеграции стало развитие сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности. Страны Западной Европы приступили к координации подходов к проведе­нию возможных коллективных военных операций. Снова возник интерес к Западноевропейскому союзу (ЗЕС), который после под­писания Маастрихтского договора должен был стать для ЕС глав­ным инструментом координации в сфере безопасности.

В русле такого понимания будущей роли ЗЕС в июне 1992 г. на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декла­рацию» (по названию резиденции Петерсберг под Бонном, в кото­рой проходили переговоры), касавшуюся отношений между ЗЕС, Евросоюзом и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выпол­нение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего Евросоюза и во взаимодействии с НАТО. Договорившись о расширении функцией ЗЕС, его участники не согласовали вопрос о выделении средств под освоение новых задач. Поэтому декларация носила общий характер и имела значение как политический ориентир. В дальнейшем роль «Петерсбергской дек­ларации» стала более существенной.

9 декабря 1993 г. была подписана декларация об упрочнении от­ношений между ЕС и Российской Федерацией. Она стала первым шагом в установлении между Россией и европейскими странами взаимоотношений, учитывающих роль общеевропейских институтов. 24 июня 1994 г. на острове Корфу между Россией и Евросоюзом было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет, вступившее в силу в декабре 1997 г. Оно стало регулиро­вать торгово-экономические отношения РФ одновременно со всеми странами Евросоюза, заменив собой, в пределах полномочий Евро­союза, двусторонние торгово-экономические договоры и соглаше­ния, имевшиеся у России с вошедшими в Евросоюз государствами. Кроме того, документ содержал положения о развитии политическо­го диалога России с западноевропейскими странами и упоминание о возможности создания в перспективе зоны свободной торговли, ко­торая включала бы в себя территорию Российской Федерации и государств Евросоюза.

Соседние файлы в предмете Евроинтеграция