Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткая версия.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
150.02 Кб
Скачать

Однако в середине I тыс. Н.Э. В Биниленде созрели условия для дальнейшей политической централизации и концентрации власти.

Следующим этапом общественной эволюции бини явилось разделение власти в общине на ритуальную, оставшуюся в руках одионвере, и профанную. Этот шаг был связан с процессом преодоления общинного уровня организации как предельного  со сложением исторически первой из ставших в дальнейшем основных надсубстратных форм бытия бини. Такой формой социально-политической организации явилось вождество структура иерархического типа.

Во второй половине I тыс. н.э. вождество, иерархическая в своей основе форма социально-политической организации, быстро превзошло по степени распространенности в Биниленде союз независимых равноправных общин. И роль вождества в дальнейших социополитических и исторических судьбах народа также оказалась несравнимо более значительной. В то же время и независимые общины, и союзы независимых равноправных общин продолжали существовать параллельно с вождествами. А в эпоху, наступившую после образования бенинского «королевства», ранее независимые общины обладали автономией, их эдионвере в административной иерархии приравнивались к главам автономных же вождеств.

Образование вождеств у бини было связано с возникновением новой системы управления общиной. В то время как в одних общинах по-прежнему не было привилегированной семьи, а единственный правитель, одионвере, мог представлять любую родственную группу, в части общин появился особый профанный, в том числе военный лидер (оногие; мн.ч. – энигие), всегда выдвигавшийся из одной и той же семьи и сосуществовавший с сохранявшим за собой ритуальные функции одионвере. Появление оногие сначала усложнило систему общинного управления, а уже затем привело к повышению общей степени сложности социально-политической организации бини. Только вокруг общин нового типа – с «разделением властей» складывались вождества.

«Разделение властей» в общине и консолидация соседних общин вокруг ее «профанного» главы  вовсе не обязательное условие последующего образования вождества.

Но все же в конкретных условиях общества бини эдионвере в принципе продемонстрировали неспособность обеспечивать своим общинам военные успехи в борьбе с соседями, через которые, вероятно, и пролегал путь к сложению вождеств. Будучи членами старшего возрастного ранга, эдионвере не только в силу возраста, но и потому, что участие в боевых действиях предписывалось людям среднего ранга, более не могли проявлять себя в военной сфере. И это притом, что и соответствующие достоинства, и достижения в этой сфере ценились исключительно высоко, тогда как былые заслуги здесь в счет, похоже, не шли. К тому же, эдионвере были слишком тесно связаны со своими родными общинами, ассоциировались только с ними и считались лишь их законными правителями как наследники предков именно данных общин. Стремление эдионвере к «профанной» власти подавлялось тем, что сакрально-ритуальные функции всегда рассматривались как наиглавнейшие из выполнявшихся ими, ну а в общинах с «разделением властей» являлись абсолютно доминирующими

Именно в силу этих обстоятельств вождества у бини формировались исключительно вокруг общин с «разделением властей»: на ритуальную власть одионвере и профанную, включая военную,  оногие. Хотя, в отличие от оногие, одионвере существует в каждой деревне бини по сей день, поддерживая связи с предками членов данной общины и в связи с этим также осуществляя (совместно с другими членами эдион деревни) контроль над общинным землепользованием, только носитель «профанной» власти мог стать главой вождества. Община оногие занимала в вождестве столь же привилегированное положение, сколь и семья оногие в этой общине. Культ же предков главы вождества был подобен культам глав семей и общин (а в эпоху монархии  и верховного правителя).

Определение власти одионвере и оногие как соответственно ритуальной и «профанной» до некоторой степени условно.

В вождестве также существовал совет, который по своим структуре и функциям был подобен, на более высоком уровне, советам большой семьи и общины. Помимо оногие в него входили эдионвере и другие члены эдион составлявших данное вождество общин. Таким образом, ведущую роль в управлении вождествами, как и деревнями-общинами, в конечном счете играли члены старшего возрастного ранга.

Образование вождеств явилось существенным шагом на пути этнической консолидации, политической централизации, концентрации власти и иерархизации общества у бини. С их появлением уменьшилось количество прежде почти неизменно тождественных локальным общинам независимых бинийских социумов, в то время как площадь и население последних увеличились. Но почему и как в Биниленде появились вождества? Кем были их правители  энигие? И какова связь между становлением у бини вождеств и протогородских центров?

Сама возможность повышения уровня социополитической интеграции путем объединения соседних общин в вождества создавалась развитием земледелия, ростом его производительности на основе новых технологий.

Социополитическая ситуация  существование чересполосно с первопоселенцами эфа, имевшими естественные претензии на превосходство над пришельцами  также являлась очевидной предпосылкой немирного пути объединения в форме вождеств соседствовавших общин бини. Использование железа сыграло исключительно важную роль в эскалации военной активности в регионе; роль, не менее важную, чем в демографической сфере.

Существуют, однако, свидетельства, заставляющие предположить, что процесс объединения общин бини протекал мирно, что они вступали в союзы ради более эффективного военного противостояния другим группам общин, какой-либо отдельной общине или вторжению неких интервентов. Очевидно, что эфа были вполне в состоянии явиться для них подобным «раздражителем». Там, где соседствовали несколько общин бини, они могли объединяться; общины же, оказавшиеся более или менее изолированными от других групп бини вследствие соседства с эфа, были вынуждены оставаться вне вождеской организации.

Так как «по законам военного времени» наиболее ценимые добродетели связаны с войной, именно такой герой становился самой популярной фигурой в данной группе общин. Сначала все общины союза признавали его своим военным вождем  «главнокомандующим», и лишь затем он начинал также контролировать отношения внутри группы общин. Теперь оногие разрешал межобщинные споры, созывал совет вождества, председательствовал на его собраниях и т.д. В конце концов он превращал свой титул в наследственный, а свою общину в общину с «разделением властей», привилегированную (подобно тому, как большая семья оногие оказывалась в политически исключительном положении в родной общине). Это и был момент возникновения иерархии общин сложения вождества.

Таким образом, можно прийти к заключению, что вождества появились у бини в результате мирного объединения общин в ходе завершившейся победоносно борьбы с эфа за землю, приведшей, в частности, и к ассимиляции последних Впрочем, позже или даже в то же самое время вождества бини также вполне могли противостоять и друг другу

В начале II тыс. у бини насчитывалось не менее 130 вождеств тяготевших к тому или иному протогородскому центру. Обнаруживаемые по всему Биниленду окольцовывавшие их земляные валы, именуемые, как и не разрушавшиеся, но продолжавшие существовать валы общинные, ийя,  свидетельства существования вождеств в ту эпоху

1500 человек же, по Дарлингу, как раз и есть приблизительная численность населения социально-политического организма, достаточная для того, чтобы был возведен ийя. То есть в большинстве случаев примерно полутора тысяч человек оказывалось достаточно для завершения конституирования группы общин как вождества. В частности, Окхунмвун возник в результате увеличения численности населения на данной территории, стимулированного приходом мигрантов, с одной стороны, и естественным приростом – с другой.

В непосредственной связи с подъемом вождеств у бини находился и процесс урбогенеза. Не случайно его начало практически совпало со временем бурного роста вождеств. В принципе, вождествами изначально и являлись ранние протогородские центры бини. Главы протогородских общин входили в совет протогорода как вождества. В частности, представляется правдоподобным, что в городе Бенине ими были вожди, чьи потомки при правителях династии оба вошли в первую категорию титулованных (общебенинских) вождей, именовавшуюся с тех пор узама н’ихинрон. Таким образом, подъем вождеств стал и предпосылкой, и одной из составляющих процесса градообразования на территории современной Нигерии, в том числе в Биниленде, будучи порождением отчасти одних и тех же факторов и условий, в частности, демографического роста и объединения земледельческих общин.