Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
35600.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
1.21 Mб
Скачать

2.2 Преступления против правосудия, совершаемые специальным субъектом

Круг субъектов преступлений против правосудия весьма широк. Нормальная работа органов правосудия может нарушаться двумя группами субъектов:

1. во-первых, "изнутри", т.е. должностными лицами органов правосудия и предварительного расследования с использованием предоставленных им властных полномочий (судьями, прокурорами, следователями и т.д.);

2. во-вторых, "извне", т.е. иными лицами, которые обязаны содействовать либо не препятствовать расследованию, судебному рассмотрению дел или исполнению приговоров и решений (свидетелями, экспертами, переводчиками, лжедоносчиками, укрывателями, осужденными и др.).

Специальными субъектами могут быть должностные лица органов правосудия (ст. 299-302 УК и др.), иные должностные лица и управляющие коммерческих и иных некоммерческих организаций (ст. 315 УК), участники судопроизводства: свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик, гражданский истец и др. (ст. 303, 307, 308 УК и др.)55.

2.2.1 Служебные и должностные преступления против правосудия

Абсолютное количество зарегистрированных в последние годы преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами органов предварительного расследования и суда, невелико. В то же время данные криминологических исследований свидетельствуют, что подавляющая часть этих преступлений остается латентной, а лица, их совершившие, не привлекаются к уголовной ответственности. Латентность этих преступлений, по оценкам экспертов, достигает 90%. В структуре преступлений против правосудия, совершаемых должностными лицами предварительного расследования и суда, по распространенности преступные посягательства распределяются следующим образом: фальсификация доказательств, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; принуждение к даче показаний, незаконное освобождение от уголовной ответственности; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; вынесение неправосудных приговора, решения или иного судебного акта56. Проявлением осознания необходимости создания сильной судебной власти стало включение в УК РФ значительного числа норм, ставящих правосудие под уголовно-правовую охрану. Одной из важнейших среди них является ст. 294 об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.

Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 3 ст. 294). С использованием служебного положения рассматриваемые преступления на практике чаще всего совершают должностные лица, государственные служащие или служащие органов местного самоуправления, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечания 1-4 к ст. 285 и примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Именно служебное положение перечисленных лиц позволяет им гораздо чаще, чем частным лицам, вмешиваться в деятельность суда и органов предварительного следствия и дознания. Основным непосредственным объектом преступления являются отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом. Устанавливая ответственность за подобный вид преступлений, законодатель учел разнообразие возможностей различных должностных лиц, а также служащих воздействовать на судебную и следственную деятельность и использовал в тексте закона термин "служебное положение". Мы согласны с теми авторами, которые считают, что в ч. 3 статьи 294 УК законодатель по существу предусмотрел ответственность "за специальный вид злоупотребления служебными полномочиями", использование которых "может выражаться как в совершении действий, входящих в компетенцию виновного, так и в превышении должностных полномочий, а также в использовании авторитета должности"57. В связи с этим считаем, что деяние, предусмотренное ч. 3 статьи, имеет дополнительный непосредственный объект, содержанием которого являются общественные отношения в сфере законной деятельности органов государственной власти или местного самоуправления, а также законная деятельность коммерческих или иных организаций. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 294, характеризуется как деяние, выражающееся во вмешательстве в какой бы то ни было форме в деятельность суда по осуществлению правосудия с использованием лицом своего служебного положения. Под подобным вмешательством понимается незаконное участие какого-либо лица в осуществлении правосудия с целью изменить его ход в желаемом ему направлении58. Формы вмешательства в осуществление правосудия и производство предварительного расследования, осуществляемого лицом с использованием служебного положения, гораздо разнообразнее форм вмешательства частных лиц. Представляется, что в зависимости от особенностей служебных полномочий лиц, совершающих подобного рода преступления, их можно подразделить на три группы.

1. Вмешательство, осуществляемое должностными лицами, которым судьи, присяжные или арбитражные заседатели, прокуроры, следователи или дознаватели подчинены или от которых они зависят по службе.

2. Вмешательство, осуществляемое должностными лицами, не обладающими властными полномочиями по отношению к судье, присяжному или арбитражному заседателю, прокурору, следователю или дознавателю, но могущими использовать авторитет занимаемой должности или служебное положение для воздействия на осуществление правосудия или предварительного расследования путем удовлетворения либо ущемления прав и интересов указанных лиц.

3. Вмешательство, осуществляемое лицами, способными по роду своей работы повлиять на осуществление правосудия или предварительного расследования59.

Так, П., и.о. начальника РОВД одного из районов Тверской области, был осужден по ч. 3 ст. 294 УК РФ за вмешательство в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела. По делу было установлено, что на территории данного района работала следственная группа, расследовавшая дело по фактам незаконных порубок леса и хищений пиломатериалов. В ходе следствия следователь Т. в установленном законом порядке получил показания свидетеля В. - главы сельской администрации, о причастности к совершению расследуемых преступлений одного из руководителей и одного из сотрудников РОВД. Узнав об этом, П. вызвал в свой служебный кабинет следователя Т. и попросил ознакомить его с протоколом допроса свидетеля В. Когда следователь, ничего не подозревая, принес протокол допроса в кабинет П., тот прочел, а потом молча разорвал и уничтожил его60.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 294, характеризуется прямым умыслом. Цель рассматриваемого деяния является обязательным признаком состава - это воспрепятствование осуществлению правосудия, т.е. принятию судом законного и справедливого решения по рассматриваемому делу или материалу. Субъект преступления – специальный – должностное лицо, осознающее, что может использовать свое служебное положение с целью воспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. На практике между моментом совершения преступлений, предусмотренных ст. 294 УК РФ, и их выявлением проходит достаточно много времени, и тогда результатом преступного вмешательства в осуществление правосудия или предварительного расследования становится принятие необоснованного решения о прекращении уголовного дела, вынесение неправосудного приговора, решения, постановления или определения. В итоге виновное лицо уходит от ответственности либо, наоборот, невиновное лицо привлекается к ней, что не только серьезно дискредитирует судебную и правоохранительную системы, но и причиняет существенный вред интересам конкретных граждан. В связи с этим считаем обоснованным предложение о включении в число квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления наступление тяжких последствий61.

4. Отнесение к должностным лицам, осуществляющим предварительное расследование или правосудие (ст. ст. 299-302, ч. 2 и 3 ст. 303, ст. 305 УК);

Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). Основной непосредственный объект данного деяния - это отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, следствия и прокуратуры по осуществлению правосудия. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают законные права и интересы граждан. Потерпевшим может быть признано любое физическое лицо, заведомо незаконно привлеченное к уголовной ответственности. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 299 УК РФ, характеризуется в законе как привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Следовательно, объективная сторона анализируемого состава преступления имеет сложный характер и выражается в вынесении постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или составлении обвинительного акта с последующим предъявлением соответствующих процессуальных документов заведомо невиновному лицу. С субъективной стороны привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности может быть совершено только умышленно и притом лишь с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание на заведомость.Субъектом рассматриваемого преступления может быть дознаватель или следователь. Именно на этих лиц закон возлагает обязанность составления обвинительного акта (ч. 1 ст. 225 УПК РФ) и вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК РФ). Прокурор может рассматриваться как субъект преступления лишь в случае, когда он на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ принял дело к своему производству и лично составил, а затем и предъявил постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт заведомо невиновному лицу. В этом случае, сохраняя должность прокурора и именуясь прокурором, он фактически приобретает процессуальный статус следователя. В соответствии с ч. 2 ст. 299 УК РФ квалифицированный состав рассматриваемого преступления имеется в случае, когда заведомо невиновный привлечен к ответственности за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления раскрывается законодателем соответственно в ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ.

Незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ). Общественная опасность этого преступления заключается в том, что нарушается один из основных принципов уголовного судопроизводства, закрепленный в ч. 2 ст. 6 УПК РФ. В соответствии с этим принципом уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Основным непосредственным объектом преступления следует считать общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению правосудия и, в частности, реализацию уголовной ответственности. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать интересы потерпевшего (например, невозможность требовать восстановления нарушенных прав и возмещения ущерба). С объективной стороны преступление выражается в незаконном освобождении от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, которое заключается в вынесении постановления о прекращении уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 300 УК РФ, - прямой умысел. Субъект преступления - специальный. Закон в качестве субъектов преступления называет только прокурора, следователя или лицо, производящее дознание62.

Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ). Общественная опасность этого преступления заключается в том, что оно посягает на важнейшие конституционные права и свободы граждан. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Тот факт, что лицо лишается свободы на основании незаконных решений правоохранительных органов, несомненно, увеличивает степень общественной опасности деяния и позволяет рассматривать данный состав как преступление против правосудия. Таким образом, в качестве основного непосредственного объекта анализируемого состава преступления следует рассматривать интересы правосудия. Дополнительным непосредственным объектом выступает конституционное право граждан на личную свободу и неприкосновенность. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, заключается в заведомо незаконном задержании. Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Под незаконным задержанием следует понимать такое задержание, которое произведено при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением процессуального оформления, а также задержание лица, подлежащего освобождению. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Субъект незаконного задержания - специальный. Им могут быть только начальник органа дознания, дознаватель, следователь, прокурор, а также начальник места содержания подозреваемого.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]