Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Понятие пафоса и модуса в художественном тексте....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
67.07 Кб
Скачать
  1. Понятие пафоса и модуса в художественном тексте.

Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств

Пафос героический – отражает великие подвиги героя (Геракл)

Трагический пафос –герой проходит через катарсис(смерть и воскресение) Катарсис(греч. kátharsis - очищение), термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. (Царь Эдип Софокла, Шекспир)

Драматический пафос – порождение противоречий реальной жизнью, страдание, напряжение(Достоевский)

Сатирический пафос – отражает негодующее, насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни(Гоголь, Ильф и Петров)

МОДУСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ - типы художественной целостности, «модальности эстетического сознания» (Жинкин), служащие базовыми стратегиями завершения художественного. В отличие от парадигм художественности имеют трансисторический характер повторяющихся, типологически продуктивных модификаций художественности.

Тот или иной из М. х. - это всеобъемлющая характеристика художественного целого: некоторая стратегия оцельнения художественной реальности, предполагающая внутреннее единство эстетической ситуации, управляемой единым творческим законом; соответствующий тип героя и окружающего его воображенного мира; соответствующие авторская позиция и установка читательского восприятия; единая система ценностей и отвечающая ей поэтика.

Понятие «модусов эстетического» было разработано Б. Христиансеном; в поэтику оно введено Н. Фраем, не разграничивавшим, однако, общеэстетические типы художественности и литературные жанры. Между тем такое разграничение, к которому впервые в европейской традиции пришел Ф. Шиллер, весьма существенно, поскольку текст бездарной трагедии, например, полноправно принадлежит данному жанру как способу высказывания, но не принадлежит эстетическому (см. Эстетика и поэтика), поскольку не обладает художественностью - целостностью эстетического объекта трагического типа. С другой стороны, трагическим строем художественности могут обладать и роман, и лирическое стихотворение.

Эстетические модальности художественных высказываний теорией литературы нередко сводятся к субъективной стороне художественного содержания: к «видам пафоса» (Г.Н. Поспелов) или к «типам авторской эмоциональности» (В.Е. Хализев). Однако с не меньшими основаниями можно вести речь о трагическом, комическом, идиллическом и т. п. типах ситуаций сюжетных или героев, или читателей (соответствующих эстетических установках воспринимающего сознания). Героика, трагизм, комизм и другие модальности эстетического завершения (катарсиса) теорией литературы нередко сводятся к субъективной стороне художественного содержания: к видам пафоса идейно-эмоциональной оценки или к типам авторской эмоциональности. Однако с не меньшими основаниями можно вести речь о трагическом, комическом, идиллическом и т.п. типах ситуаций, или героев, или соответствующих эстетических установок воспринимающего сознания. М.М. Бахтин говорил о героизации, «сатиризации», трагизме, юморе как об «архитектонических формах» эстетического объекта, или «архитектонических заданиях» художественной целостности. Модус художественности — это всеобъемлющая характеристика художественного целого. Это тот или иной строй эстетической завершенности, предполагающий не только соответствующий тип героя и ситуации, авторской позиции и читательского восприятия, но внутренне единую систему ценностей и соответствующую ей поэтику.

Поскольку произведение искусства является текстуально воплощенным эстетическим отношением в неслиянности и нераздельности всех его сторон, постольку ограничивать его эстетическую характеристику одной из этих граней было бы ошибочно.

Зерно художественности составляет «диада личности и противостоящего ей внешнего мира» (Бахтин). Развертыванием этой универсальной «диады» в уникальную художественную реальность рождается произведение искусства: ею обоснованы эстетическая позиция автора, экзистенциальная позиция условного (сотворенного и завершенного автором) героя и ответная эстетическая реакция читателя, зрителя, слушателя. «Я» и «мир» суть всеобщие полюса человеческого бытия, каждым живущим сопрягаемые в индивидуальную картину своей неповторимой жизни, экзистенции (я-в-мире). Развертывание художественной целостности состоит в полагании и «ценностном уплотнении» различного рода «границ, внешних и внутренних, человека и его мира» (Бахтин), разводящих и связывающих эти полюса. Способ такого развертывания героизация, сатиризация, драматизация и т. п. - являет собой средоточие смысла художественного и выступает М. х., эстетическим аналогом духовно-практического модуса личностного существования (способа присутствия «я» в мире).

Эстетическое событие художественной реальности состоит в том, что «герой обнаруживает свои границы, т. е. то, через что он только и существует» (Жинкин). Дохудожественное мифологическое сознание не знает личности как субъекта самоопределения (стать «я» означает самоопределиться). Открытие и постепенное освоение человеком внутренней стороны бытия: мысли, индивидуальной души-личности и сверхличной одушевленности жизни - приводит к возникновению на почве мифа философии, искусства и религии. Художественное мышление начинается с осознания неполноты совпадения самоопределения человека (внутренняя граница личности) и его роли в миропорядке - судьбы (внешняя граница личности). Восхищенное (эстетическое) отношение вызывают подвиги – исключительные случаи совпадения этих моментов: совмещения внутренней и внешней границ я-существования. Поэтизация подвигов, воспевание их вершителей-героев как феноменов внешне-внутренней целостности человеческого «я» кладет начало древнейшему из М. х. - героическому, в рамках которого «самосознание своего я-для-себя еще не уединилось» (Бахтин). Последующее разложение этого исходного единства вследствие нарастающего обособления «я» ведет к возникновению трагического и сатирического, далее - комического, а в Новое время - идиллического, элегического, драматического, иронического М. х.