Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Домашнее_задание_по_Китаю_Microsoft_Word.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
65.15 Кб
Скачать

Защита основных отраслевых рынков

Высокие технологии и НИОКР. На протяже­нии всей своей послевоенной истории, включая период реформ, Китай проводит отчетливо выра­женную политику опоры на собственный научно-технический потенциал и его комплексное разви­тие. Национальные разработки и результаты НИОКР имеют безусловное первенство при вне­дрении: на это ориентирована вся административ­ная и информационная мощь государственной ма­шины. Продолжает действовать значительное количество предписаний, обязывающих к соот­ветствующим закупкам. Косвенным образом раз­витие научно-технического потенциала страны стимулирует стратегия создания крупных и сверх­крупных национальных компаний, которые, в свою очередь, осуществляют импортзамещение в указанной области.

Недостающие звенья научно-технического и промышленного потенциала восполняются всеми известными способами, в том числе "не одобряе­мыми" международными правилами. Определен­ную роль в этих заимствованиях играет поощре­ние зарубежных инвестиций в отрасли, связанные с производством высоких технологий , льготы для национальных разработчиков технологий в области связей с внешним миром, политика при­влечения специалистов из-за рубежа и т.п.

6 В августе 1999 г. китайская печать сообщила о пакете мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают рост государственных расходов, налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых ма­териалов, а также преференциальный налог на добавлен­ную стоимость для компаний, производящих программное обеспечение (он составляет 6%).

В зонах развития и освоения высоких техноло­гий установлен льготный налоговый режим. На­пример, в Харбине предприятия на три года, на­чиная с даты аккредитации, полностью освобож­даются от уплаты налога на добавленную стоимость, а последующие три года уплачивают его с 50%-ной скидкой, то есть в размере 8.5%. Предприятиям, экспортирующим свыше полови­ны продукции, подоходный налог сокращен до 10%. От уплаты пошлин освобожден импорт при­боров и оборудования для разработчиков техно­логий.

В документах о вступлении в ВТО зафиксиро­вана политика Китая по поощрению экспорта ря­да высокотехнологичных отраслей. На них, в ча­стности, распространяется система полного воз­врата НДС при вывозе продукции. В настоящее время это - телекоммуникационное оборудова­ние, программное обеспечение, изделия авиаци­онной, аэрокосмической промышленности и энергомашиностроения, лазеры, фармацевтичес­кие товары, медицинское оборудование, новые материалы.

Товары производственного назначения. Сле­дуя идеям самообеспечения и максимизации стои­мости, добавленной на своей территории, Китай сохраняет экспортные пошлины на многие сырь­евые товары и полуфабрикаты, что зафиксирова­но в соглашениях с ВТО. Так, размер максималь­ной ставки составляет (%): на оловянные руды и концентраты - 50, бензол и лом нержавеющей стали - 40, свинцовые руды и концентраты, алю­миниевый лом и провода из сплава меди - 30.

В стране последовательно проводится полити­ка защиты набирающего силу национального ма­шиностроения. Данные третьей переписи промы­шленности в КНР (1995 г.) свидетельствуют о росте самообеспечения средствами производства. Зарубежным инвесторам и национальным произ­водителям по-прежнему навязывают закупки ки­тайского оборудования, причем сужается круг от­раслей, в которых ввиду отсутствия китайских аналогов поощряется ввоз импортного оборудо­вания.

Сельское хозяйство, потребительские товары. По мнению китайских специалистов, наиболее уязвимые секторы сельского хозяйства для между­народной конкуренции - это производство шерсти, хлопка и пшеницы. Высвобождение здесь рабо­чей силы может достигнуть 10 млн. человек к

2010 г.7, ее трудоустройство на предприятиях лег­кой промышленности во многом зависит от вы­полнения развитыми странами обязательств по отмене количественных ограничений на импорт

7 См.: Ли Шаньтунь, Чжай Фань, Сюй Линь. Чжунго цзяжу шицзе маои цзучжи дуй Чжунго цзинцзидэ инсян (Воздей­ствие вступления Китая в ВТО на экономику страны) // Шицзе цзинцзи (Мировая экономика). 2000. № 2.

текстиля и одежды в 2005 г. В процессе вступле­ния в ВТО Китай оговорил для себя ряд возмож­ностей защиты сельского хозяйства, в том числе в части неадресного субсидирования отрасли. Ко­эффициент поддержки (отношение субсидий к стоимости производства) зафиксирован на уровне 8.5% - ниже, чем 10%, обычно предоставляемые развивающимся странам. Во внешнеторговой практике КНР регулирование ввоза сельскохо­зяйственной продукции осуществляется также с помощью отмены или обратного введения НДС, взимаемого одновременно с пошлиной. Рынок также защищен инфраструктурными проблема­ми, правилами перевозки зерновых (обязательно в мешках) и т.п.

Среди новых мер защиты внутреннего сель­скохозяйственного рынка, используемых Пеки­ном, - правила сертификации импортного продо­вольствия, введенные весной 2001 г., которые привели к задержке в портах КНР судов с грузом сой-бобов из США. Простои увеличили издержки на 8 долл. за 1 т, и только вмешательство китай­ского руководства помогло разрешить конфликт.

Другой мерой защиты рынка стали новые пра­вила по использованию в Китае сельскохозяйст­венных культур с измененной генной структурой, вступившие в силу весной 2001 г. Правила преду­сматривают длительные лабораторные и поле­вые исследования. В настоящее время в КНР вы­севается лишь один вид генетически измененного хлопка. По мнению ряда обозревателей, полити­ка Китая в этой области будет менее жесткой, чем в ЕС, но куда более осторожной, чем в

США8.

Китай традиционно проводит жесткую полити­ку защиты рынка потребительских товаров. Так, в 1996 г. при среднем уровне тарифных ставок в 24% промышленные потребительские товары облага­лись пошлиной в 35.7%. Страну отличает более низкая, чем у большинства азиатских соседей, зависимость промышленности, работающей на внутренний рынок, от поставок импортных ком­понентов и материалов и соответственно - абсо­лютное первенство национальных производителей практически во всех секторах массового потреби­тельского рынка, в том числе "белой" техники (хо­лодильников, стиральных машин, кондиционе­ров), цветных телевизоров, компьютеров, мо­бильных телефонов и т.д.

Между тем некоторые китайские экономисты, указывая на относительно низкую долю потреби­тельских и продовольственных товаров в импор­те, а также на недостаточность ассортимента, примерно на 20% уступающего уровню развитых стран, предлагают, в том числе и во избежание контрабанды и коррупции, существенно снизить тарифные барьеры по тем позициям, где конку­рентные преимущества предприятий КНР стали очевидными или где нет соответствующих произ­водств.

Все же в большинстве отраслей в действиях ве­домств и крупных государственных компаний продолжает прослеживаться политика замеще­ния импорта. Особенно острая конкуренция меж­ду национальными предприятиями и иностран­ным капиталом возникла в телекоммуникацион­ной и фармацевтической отрасли. В последней активно действует правительство: оно устанавли­вает цены или пределы наценок на импортные препараты в зависимости от наличия отечествен­ных аналогов.

Услуги. В сфере услуг, фактически закрытой для зарубежного бизнеса, КНР пошла на ограни­ченную и поступательную либерализацию. Прак­тически во всех отраслях предусмотрено посте­пенное расширение географии деятельности ино­странного капитала и повышение его участия в капитале совместных предприятий. В ряде случа­ев будет допущено полное владение предприяти­ями (существует и минимальный предел такого участия - 25%). Определен также круг разрешен­ных операций.

Банки, финансы, страхование, аудит, рекла­ма. С момента вступления Китая в ВТО (2001 г.) зарубежным финансовым институтам, отвечаю­щим определенным требованиям по размеру ак­тивов (не менее 10-20 млрд. долл.), разрешено со­здавать в Китае дочерние компании или отделе­ния, причем в Шанхае, Тяньцзине, Шэньчжэне и Даляне разрешены операции в местной валюте с

китайскими юридическими лицами . С 2004 г. за­рубежные банки смогут обслуживать счета ки­тайских юридических лиц в местной валюте, а с 2007 г. - физических лиц. Операции в иностран­ной валюте не ограничиваются.

Операции с китайскими ценными бумагами и контракты на управление инвестиционными фондами будут доступны зарубежным компани­ям только при условии создания совместных структур, в которых иностранные участники смо­гут владеть не более 49% капитала (в первона­чальный период - не более 1/3).

Зарубежным страховым компаниям в первые два года работы в Китае будет разрешено созда­вать совместные предприятия с 51%-ным участи­ем, а затем, через два года - полностью контроли­руемые филиалы. Схема географических ограни­чений похожа на ту, что зафиксирована для

С 2003 г. операции с местной валютой можно будет про­водить в Гуанчжоу, Чжухае, Циндао, Нанкине и Ухане. С 2004 г. - в Цзинане, Фучжоу, Чэнду и Чунцине. С 2005 г. -в Кунмине, Пекине и Сямэне, с 2006 г. - в Шаньтоу, Нинбо, Шэньяне и Сиане. С 2007 г. географические ограничения будут сняты.

банков. Разница в том, что ограничения будут сняты раньше на два года. Иностранным компа­ниям придется также перестраховывать посте­пенно убывающую часть контрактов, начиная с 20% в первый год, у китайских страховщиков. На китайский рынок будут допущены только компа­нии с 30-летним опытом работы в странах - чле­нах ВТО, имеющие в течение двух лет представи­тельство в КНР и не менее 5 млрд. долл. активов.

Зарубежные аудиторские фирмы могут обра­зовывать в Китае совместные компании с китай­скими партнерами, как и с партнерами в других странах ВТО. Соискатели, сдавшие в Китае экза­мен на звание сертифицированного бухгалтера, смогут получить соответствующую лицензию и полный национальный режим. Для персонала уже зарегистрированных совместных аудитор­ским фирм такой экзамен не обязателен.

Жестко регламентируется рекламная деятель­ность иностранных фирм. Ее в первые два года можно вести только через китайских агентов, имеющих соответствующие права.

Транспорт. По соглашению с ВТО в морских перевозках и операциях по обработке грузов в портах допускается только создание совместных с китайской стороной предприятий, причем в пе­ревозках и агентировании зарубежному инвесто­ру не может принадлежать более 49% капитала, а председатель совета директоров и генеральный директор должны назначаться китайским участ­ником. Иностранный капитал не допускается в сферу морских каботажных перевозок. Ему раз­решено участвовать только в обслуживании меж­дународных рейсов из речных портов Китая, от­крытых для зарубежных судов.

Аналогичные условия зафиксированы для авиаперевозчиков и фирм, обслуживающих авиа­ционную технику: контроль должен быть в руках китайской стороны. Кроме того, совместные предприятия могут получить лицензию лишь в случае необходимости в их услугах.

В железнодорожных перевозках в первые три года иностранный капитал может быть представ­лен лишь 49% акций совместных предприятий. В течение следующих трех лет (2005-2007 гг.) он будет допускаться к владению контрольным па­кетом. С 2008 г. будет допускаться деятельность полностью контролируемых зарубежными инве­сторами предприятий.

В складских услугах для всех видов транспорта соглашение с ВТО зафиксировало следующую схему: 49% иностранного участия в 2002 г., свыше 50% в 2003 г. и полное владение с 2004 г.

Похожие схемы предусмотрены соглашением Китая с ВТО в области туризма, внутренней тор­говли, профессиональных услуг адвокатов, архи­текторов, инженеров, подрядчиков, медиков, биз­нес-консультантов, преподавателей и т.д. Все они содержат те или иные ограничения. Мотивация последних, как правило, весьма прозрачна: рас­ширение занятости китайского населения, сохра­нение для национальных предприятий наиболее выгодных операций, облегчение контроля над де­ятельностью иностранного капитала и экономи­кой страны в целом.

* * *

Таким образом, Китай постепенно переходит от преимущественно протекционистской доктри­ны, послужившей основой подъема хозяйства в годы реформ, и глубоко эшелонированной систе­мы защиты внутреннего рынка к более изощрен­ной внешнеэкономической политике. Защита рынка уже все чаще мыслится диалектично: как заполнение его конкурентоспособной продукци­ей, в том числе путем расширения ассортимента за счет импорта, но непременно в дозированном количестве.

Протекционизм приобретает более тонкие формы, либеральная риторика облегчает, поми­мо прочего, выборочную и весьма активную то­варную и инвестиционную экспансию на перспек­тивных внешних рынках, базирующуюся глав­ным образом на экономической и политической мощи государства, его информационных и коор­динирующих функциях, упрощающемся инстру­ментарии регулирования хозяйства. Все это слу­жит интересам защиты внутреннего рынка, ста­бильному социальному развитию. При этом в целом сохраняется утилитарный подход к миро­хозяйственным связям: они в первую очередь должны служить развитию экономики Китая.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к вступлению в ВТО в Китае была проделана ог­ромная исследовательская и организационно-просветительская работа. Проведена широкая ревизия и систематизация правовых и админист­ративных норм во многих областях. Выпущено колоссальное количество информационных и по­пуляризаторских материалов, продолжается мас­совая кампания подготовки кадров. В этой облас­ти Китай намного превзошел Россию. Ближай­шие два-три года взаимоотношения Китая и ВТО дадут ценнейший материал для анализа наших собственных перспектив в этой Организации и разработки стратегии переговоров с ней. Первый вывод, который напрашивается из представлен­ных выше наблюдений и соображений, заключа­ется в том, что прямолинейное следование ны­нешним нормативам и правилам ВТО и достиже­ние реальных внешнеэкономических успехов могут зачастую лежать в совершенно разных плоскостях.