Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
программа ПГР.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
91.65 Кб
Скачать

3. Национализация сырьевой ренты.

Недра не должны принадлежать корпорациям, ни частным, ни государственным, потому что не являются продуктом их деятельности, они созданы Богом, и могут принадлежать лишь народу, если мы признаем максиму «глас народа – глас божий», а сам народ – верховным сувереном на нашей российской земле. В связи с этим, сам факт извлечения из недр нефти, газа, руды, или еще какого-либо полезного ископаемого, не дает права корпорациям присваивать их себе.

Практика, согласно которой стоимость сырья создается в момент продажи, и затем облагается налогами – порочна. Необходимо законодательное введение понятия «национальная сырьевая рента», которая должна соответствовать количеству добытого ресурса, учитывать капитальные затраты на освоение месторождения, перечисляться в бюджет по факту извлечения ресурса из недр. Необходимо внедрить в обществе и в бизнес-сообществе понимание того, что добывающие сырье корпорации выполняют для общества сервисную функцию по извлечению из недр общественного блага, которое должно лежать в основе общественного капитала, и являются первичными покупателями сырья у народа, а покупать они должны его на конкурсной аукционной основе.

Правильная практика должна заключаться в том, чтобы добывающие компании, частные или государственные, отдавали определенную, научно обоснованную по минимальному объему для каждого месторождения часть рублевой биржевой стоимости добываемого сырья не в форме НДПИ, а в форме установленной отдельно для каждого месторождения сырьевой ренты, привязанной к лицензии на добычу. Также государство должно быть вправе затребовать часть сырьевой ренты или ее всю натурой для формирования государственных резервов сырья. Государственные резервы сырья должны впоследствии использоваться в интересах общества в форме продажи по дотационным ценам предприятиям, выполняющим госзаказ или работающим в рамках госпрограмм, или для стабилизации в интересах контроля над промышленной инфляцией биржевых цен.

Практика полного изъятия сырьевой ренты непосредственно в момент ее появления позволит внести транспарентность в расчеты за сырье, а саму лицензию на добычу сделать своеобразным торгуемым активом, который можно предлагать на конкурсной аукционной основе тем добывающим корпорациям, которые готовы отдавать государству большую сырьевую ренту. С другой стороны, лицензия – это актив самого государства, который приносит государству постоянный долгосрочный доход, и этот актив должен быть формализован и занесен на баланс Минфина, и должен служить обеспечением для государственной эмиссии ценных бумаг, рынок которых в суверенной финансовой системе поддерживается ЦБ. Именно таким образом, с помощью такого механизма, можно формализовать в актив сырьевую ренту и получить формализованное товарное обеспечение суверенной денежной эмиссии.

Стоит отметить, что эффективным этот механизм может стать только при развитии рублевого биржевого ценообразование на добываемое в России сырье, и его внедрение и развитие должно идти параллельно реформам добывающей отрасли. В идеале и сырьевая рента, и текущие прибыли добывающих компаний должны монетизироваться в рублях.

Результат, который получит страна:

Формализованное товарное обеспечение для национальной денежной эмиссии, которое может служить базовым активом для выпуска деривативов как на будущие прибыли государства от добычи, так и на разведанные объемы сырьевых богатств.

Эффективное изъятие сырьевой ренты в государственное ведение в момент ее появления (в момент добычи), что исключает «перегрев» сырьевой рентой экономики и улучшает контроль над инфляцией.

Предыдущие два пункта можно обобщить, упростив: монетизация сырьевой ренты в рублях, а не в валютах стран-потребителей сырья, что, безусловно, облегчит и внедрение биржевого рублевого ценообразования на сырьевые товары.

Тонкую настройку доходов добывающих компаний, что позволит более эффективно привлекать инвестиции в добывающий сектор и капитализировать его, наращивая через это мощь национальной финансовой системы.

Транспарентность бюджетных доходов от эксплуатации недр, которые (доходы) должны тратиться исключительно на государственную социальную и транспортную инфраструктуру федерального значения (порты, аэропорты, дороги, и т.д.).

Возможность управления внутренними ценами на сырье и объемами его предложения на внутреннем рынке в интересах внутренней ценовой стабильности.

Возможность дотирования важных для государства предприятий сырьевой рентой, изъятой натурой в государственные сырьевые резервы.