Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
2.98 Mб
Скачать

Открытка 1918—1919 гг.

484

Советской Россией, оказалась бы сразу сильнее всех капитали­стических государств, вместе взятых. Дело Советской России Коминтерн объявил своим делом. Международный пролетари­ат не вложит меча в ножны до тех пор, пока Советская Россия не включится звеном в федерацию Советских республик всего Мира».

«Германский молот и русский серп победят весь мир!» — гла­сил в то время официальный лозунг. Однако в августе польские войска разгромили части Красной армии под Варшавой. Это по­ражение нанесло сокрушительный удар и по самой идее мировой революции, которая теперь по меньшей мере «откладывалась» на несколько лет. Но до середины 20-х гг. мировая революция ещё представлялась большевикам «задачей номер один».

Журналист Михаил Кольцов писал в 1924 г.: «Торопитесь! Ещё несколько лет — и Коминтерн уйдёт от нас. Его столицей станет Берлин или Париж. Вы тогда будете жадно смотреть ри­сунки журналов, расспрашивать знакомых, приехавших оттуда, и по-провинциальному вспоминать о том, как Коминтерн был „совсем тут, близко, в Москве, на Моховой"».

«ПОЛОСА ПРИЗНАНИЙ»

С середины 20-х гг. былая горячая вера большевиков в грядущую мировую революцию стала постепенно угасать. О ней думали и говорили всё меньше. Провозгласив «строительство социализ­ма в одной стране», Иосиф Сталин и его сторонники окончатель­но отодвинули мировую революцию на задний план. Защищав­шие эту идею Л. Троцкий и его сторонники терпели поражение за поражением.

Одновременно менялось и отношение к Советской стране за рубежом. Её всё чаще рассматривали как обычное национальное государство, Россию, а не как зачаток «всемирной Советской рес­публики».

Постепенно Советское правительство вернулось и к старым дипломатическим традициям. К тайной дипломатии оно сочло необходимым прибегнуть уже в 1918 г., на мирных переговорах с Германией. Теперь Советы вполне уважали и неприкосновенность дипломатов. В общем Запад склонялся к тому, чтобы вновь при­нять Россию в «семью цивилизованных народов».

Со своей стороны Москва также стремилась прорвать «са­нитарный кордон» вокруг Советского государства. В 1921 — 1922 гг. Советской России удалось получить признание Герма­нии и некоторых восточных стран. Но решающий прорыв «са­нитарного кордона» произошёл в 1924 г.

2 февраля Великобритания заявила об официальном при­знании СССР, оговорив, что видит в нём преемника бывшей Рос­сийской империи. Спустя пять дней о признании заявила и фа­шистская Италия. В течение следующего месяца СССР признали Норвегия, Австрия, Греция, Швеция... Вскоре их примеру по­следовали и другие страны.

Процесс конради

В начале 20-х гг. отношение к совет­ским дипломатам за границей остава­лось весьма враждебным. На них час­то смотрели не как на обычных послов, а как на посланцев мировой револю­ции, своеобразных «международных разбойников».

Это отношение ярко проявилось во время известного процесса Конради.

9 мая 1923 г. в Лозанне (Швейцария) белогвардеец-монархист Морис Конради застрелил полномочного предста­вителя СССР в Италии Вацлава Воров­ского. Террорист объяснил свой посту­пок желанием «отомстить за зверства ВЧК». Суд над Морисом Конради и его сообщником Аркадием Полуниным со­стоялся в ноябре 1923 г. В защиту под­судимых горячо выступили многие вид­ные русские эмигранты: не только мо­нархисты, но и либералы, и даже неко­торые социалисты, в частности бывший народный социалист историк С. Мельгунов. Он писал: «Кто дал нам право отнимать у Конради стимул того... ге­роизма, который влечёт русского гра­жданина и патриота на отмщение? Кто дал право отнимать у Конради чувство любви к поруганной родине, во имя которой он совершал, по его словам, своё преступление?».

На суде подробно освещались деятель­ность чекистов во время гражданской войны, различные эпизоды «красного террора». После 12-дневного процес­са швейцарские присяжные признали террористов невиновными и освободи­ли их из-под стражи.

485

К. Елисеев.

«К признанию СССР Францией.

Пионер (Чичерину):

Скажи-ка, дядя, ведь не даром?

Чичерин:

Представь себе, даром!».

Рисунок, посвящённый

дипломатическому признанию СССР

западными странами.

(Журнал «Красный перец». 1924 г.)

ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В 20—30-е гг. Советский Союз стремился сохранить и укрепить своё влияние на Дальнем Востоке. Союзниками СССР здесь явля­лись лишь два государства — Монголия и Тува (позднее присое­динённая к СССР). На их территории располагались части Крас­ной армии.

Советско-китайские отношения в 20-е гг. были довольно сложными, а в 1929 г. даже произошёл вооружённый конфликт между двумя странами. Предметом спора стала КВЖД — Китай­ско-Восточная железная дорога. Формально она принадлежала обеим странам, но советские власти постепенно оттеснили ки­тайцев от управления ею. 10 июля 1929 г. китайские войска си­лой взяли КВЖД под свой контроль. Тогда Москва привела в дей­ствие Особую Дальневосточную армию, которую возглавлял из­вестный полководец гражданской войны Василий Блюхер. В ок­тябре — ноябре китайские войска были разгромлены, причём по­несли немалые потери: более тысячи убитых, не менее десяти тысяч пленных. Советские войска потеряли погибшими 143 че­ловека. Конечно, эти военные столкновения надолго бросили тень на советско-китайские отношения. Однако уже с 1931 г. они стали постепенно улучшаться. Объяснялся такой поворот поли­тики довольно просто: у обеих стран появился общий против­ник — Япония. В 1931 г. японские войска начали военное втор­жение в Китай, причём Квантунская армия захватила всю Мань­чжурию и вышла к советской границе.

В 1937 г. война в Китае разгорелась с новой силой — япон­ские войска развернули мощное наступление. В течение следую­щих двух лет они заняли основные провинции страны. СССР в эти годы оказывал Китаю значительную военную помощь. На вооружение китайской армии поступили 985 советских самолё­тов, 82 танка, более 1300 орудий... В Китай отправились тысячи советских военных советников, лётчиков, других специалистов. Из них 195 человек погибли в ходе сражений.

Между тем напряжённость между СССР и Японией быстро росла. Уже в июне 1937 г. произошло первое советско-японское вооружённое столкновение. Японцы заняли остров Большой на реке Амур. Видимо, командование в Токио хотело произвести «разведку боем» — проверить Красную армию на прочность. В СССР в это время шли массовые аресты среди военных, что, ес­тественно, порождало сомнения в боеспособности Красной ар­мии. Советский Союз выразил протест по поводу захвата остро­ва, но больше ничего не предпринял. Все военные действия ог­раничились перестрелкой. Конечно, это могло только подтвер­дить предположения японцев о слабости Красной армии.

В июле 1938 г. японцы вновь попытались «прощупать про­тивника боем». Возле озера Хасан части Квантунской армии пе­решли советскую границу и захватили сопки Безымянную и За­озёрную. Первая попытка выбить оттуда японцев закончилась для советских войск неудачей. Военные действия вела Особая Даль­невосточная армия во главе с маршалом В. Блюхером. В этой ар-

486

мии уже арестовали около 40% командиров и более 70% высшего командного состава. Не­смотря на это, 6 августа красноармейцы развер­нули наступление и после трёхдневных боёв разбили японские войска. 11 августа сражения прекратились. Квантунская армия потеряла по­гибшими около 500 человек, советские вой­ска — 792 человека.

А через неделю, 18 августа, В. Блюхера вы­звали в Москву. Здесь ему объявили об отставке. Спустя два месяца прославленный маршал был арестован. От него требовали признания в дли­тельном, с начала 20-х гг., шпионаже в пользу Японии и намерении бежать туда на самолёте. В. Блюхер отрицал свою вину и вскоре скончал­ся от приёмов «физического воздействия»...

В мае 1939 г. начались самые крупные до Второй мировой войны столкновения советских и японских войск На этот раз сражения вспых­нули на территории Монголии, возле реки Халхин-Гол. В начале июля части Квантунской армии перешли эту пограничную реку и попытались за­крепиться на монгольском берегу. Однако Крас­ная армия отбросила японские войска обратно за реку, нанеся им серьёзные потери. Командовал советскими и монгольскими войсками комкор Г. Жуков (см. ст. «Георгий Жуков»).

20 августа Красная армия развернула мощное наступление на противника. К исходу месяца японская группировка оказалась окружена и разгромлена. 15 сентября стороны заключили пере­мирие. Японцы потеряли убитыми около 25 тысяч человек, со­ветские войска — 7974 человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]