Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
frantsia_FR10.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
93.16 Кб
Скачать

3.4. Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793 г.

В течение первого этапа революции во Франции сло­жились и организационно оформились основные полити­ческие течения, выражавшие интересы различных соци­альных групп, участвовавших в революции. Партия фель- янов защищала интересы крупной буржуазии, выступавшей за конституционную монархию. Они отстаивали идею поли­тического компромисса с дворянством и королевской влас­тью, что нашло воплощение в конституции 1791 г. Полу­чив доступ к высшей власти, они считали революцию окон­ченной.

Средняя торгово-промышленная буржуазия была пред­ставлена жирондистами. Они выступали за дальнейшее ограничение королевской власти, а наиболее радикаль­ные — за установление республики. Крайне левым поли­тическим течением в Законодательном собрании были мон­таньяры, которых позже стали называть якобинцами. Они отличались радикальными воззрениями и требовали про­должения революции. Их доктрина находила широкий от­клик среди широких слоев населения. Привлекая его ло­зунгами о равенстве и свободе.

Несмотря на введение Конституции, в обществе сохра­нялась сильная монархическая оппозиция, что обостряло внутриполитическую ситуацию в стране. Осложнились и внешнеполитические обстоятельства. Летом 1792 г. против революционной Франции были выдвинуты войска Пруссии и Австрии. Франция терпела одно поражение за другим. В этих условиях король уволил весь состав правительства, вынашивая планы реставрации сильной королевской влас­ти. В ответ на это в Париже вспыхнуло восстание, в ходе которого народ потребовал низложения короля и организа­ции новой власти. 9-10 августа монархия была свергнута, | конституция 1791 г. отменена. К власти приходят жиронди­сты, проповедовавшие республиканские идеалы. В стране провозглашается республика. Начинается работа по созда­нию новой республиканской конституции.

Одним из первых актов Конвента, принятых 21 сентяб­ря 1792 г., было упразднение монархии и провозглашение франции республикой. Уже 29 сентября была образована комиссия для выработки новой конституции, в которой пре­обладали жирондисты. Но к своим обязанностям она смогла приступить не раньше, чем решился другой животрепе­щущий вопрос — о судьбе монарха.

Этот вопрос стал яблоком раздора между жирондиста­ми и монтаньярами. Наказать бывшего короля за преступ­ления против революции потребовала Коммуна. Это требо­вание поддержали монтаньяры Жирондисты заняли уклон­чивую позицию. Они прекрасно понимали, что расправа над бывшим королем еще выше поднимет авторитет Коммуны и монтаньяров. Поэтому они выгораживали короля, исполь­зуя для этого разные юридические уловки, например, ссы­лаясь на то, что конституция 1791 г. гарантировала личную неприкосновенность короля. Но 3 декабря 1792 г. перед ли­цом неопровержимых улик контрреволюционной деятель- j ности Людовика XVI они вынуждены были согласиться с ' тем, чтобы предать его суду Конвента. Процесс над быв­шим королем растянулся более, чем на месяц, и закончил­ся вынесением смертного приговора. 21 января 1793 г. Лю­довик XVI был обезглавлен на гильотине.

15 февраля Кондорсе представил Конвенту проект но­вой конституции. В отличие от предыдущей он уже прямо исходил из идеи Ж.Ж. Руссо о прямой демократии. Соглас­но проекту, Франция объявлялась единой и неделимой рес­публикой, основанной на признании «прав человека и прин­ципах свободы, равенства и народного суверенитета». Все граждане получали избирательные права, а первичные со­брания граждан получали большие права, в том числе и так называемое «право народной цензуры».

И Исполнительный совет, и Законодательное собрание формировались на основе всеобщих выборов. В равной мере

выражая волю избирателей, они по логике вещей должны были бы пользоваться и одинаковым авторитетом. Однако на практике жирондистский проект конституции представ­лял Законодательному собранию немаловажные преимуще­ства. Члены Законодательного собрания были неприкосно­венны, тогда как члены Исполнительного совета могли быть отстранены от должности в случае «серьезных упущений» или даже преданы суду. Кроме того, Законодательное со­брание могло потребовать отчета любого члена Исполни­тельного совета о его работе.

Конвент под нажимом монтаньяров, которые весной 1793 г. быстро набирали силу, отклонил жирондистский проект и распустил конституционную комиссию. Новая комиссия была образована лишь 4 апреля. Но к этому времени между жи­рондистами и монтаньярами вновь усилилась борьба за власть, которая и поглотила внимание депутатов. В ходе этой борьбы депутаты все более уходили от решения своей номинально главной задачи — разработки новой конститу­ции — в сторону непосредственного управления государ­ственными делами, подменяя тем самым правительство в лице Исполнительной комиссии. Однако в период пребыва­ния жирондистов у власти Конституция не была принята.

Дальнейшая эволюция государственного строя Фран-

  • ции была связана с приходом к власти якобинцев — не-

  • большой политической группировки, выступавшей за ра­дикализацию революции. Их приход к власти явился ре­зультатом народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., изгнавшего жирондистов из Конвента. Ведущую роль среди якобинцев играли монтаньяры — Робеспьер, Кутон, Сен- Жюст и др., отражавшие бунтарские и эгалитарные на­строения масс. Этот период французской революции озна­меновался окончательной ликвидацией феодальных пере­житков, а также рядом социальных мер, проведенных I интересах неимущих.

Якобинцы представляли блок демократической средней и мелкой буржуазии, крестьянства и городского плебеи-

ства, т. е. классовых сил, жизненно заинтересованных в до­ведении главных задач революции до логического завер­шения. Якобинская политика «максимума» и другие ограни­чительные меры, направленные на установление эгалитар­ного строя, приводили к тому, что буржуазная революция выходила за пределы своих непосредственных задач.

24 июня проект новой конституции был одобрен Конвен­том и вынесен на референдум. Референдум осуществлялся путем открытого голосования на первичных собраниях. Из 7 млн граждан, имевших право голоса, в референдуме при­няли участие около 1 млн 900 тыс. Из них 1 млн 715 тыс. одобрили конституцию, 140 тыс. одобрили ее условно и ме­нее 11 тыс. высказались против.

Конституция открывается Декларацией прав человека и гражданина. В ней существенно дополняется перечень прав, провозглашенных Декларацией 1789 г. Эгалитаристс­кие установки якобинцев получили отражение в том, что в число естественных и неотъемлемых прав включено ра­венство. Сопротивление угнетению объявляется следстви­ем, вытекающим из прочих прав человека. Наряду с этим предусматривается право на восстание. «Когда правитель­ство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотлож- нейшая обязанность», — говорится в ст. 35.

Декларация закрепляет ряд социальных прав. Так, в ст. 21 устанавливается: «Общественное призрение есть священ­ный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства су­ществования лицам, неспособным к труду». Некоторые авто­ры усматривают здесь первую в истории конституционализ­ма формулировку права на труд. Статья 22 предусматрива­ет право на образование.

В противоположность Декларации прав человека и гражданина 1789 г., провозгласившей принцип националь­ного суверенитета, Декларация 1793 г. провозглашает прин­цип народного суверенитета: «Суверенитет зиждется в на-

роде; он един, неделим, не погашается давностью и неот­чуждаем» (ст. 25). Это положение конкретизировано в тек­сте непосредственно конституционного акта, содержащем специальный раздел «О верховенстве народа».

Весьма категорична и радикальна ст. 27 Декларации: "Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу су­веренитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами». Идея народного суверенитета, выраженная в Конституции 1793 г., восходит к политико-правовой кон­цепции ЖЖ Руссо. Отталкиваясь от этой идеи, Руссо ут­верждал, что депутаты ничего не могут постановлять окон­чательно, что общая воля, закрепленная в законе, должна исходить от всех. Он резко критиковал теорию разделения властей. Все эти положения политического учения Руссо также нашли воплощение в якобинской конституции.

Конституция предоставляет избирательное право всем гражданам, «имеющим местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне» (ст. 11). Что же касается прав гражданина, то ими согласно ст. 4 обладает «каждый, ро­дившийся и имеющий местожительство во Франции». Ино­странцы сравнительно легко получали права французско­го гражданина.

HI

Путем прямых выборов от каждых 40 тыс. населения избирался один представитель в Законодательный корпус. Стремясь обеспечить тесную связь представителей с изби­рателями, создатели конституции определили срок полно­мочий представительного учреждения в один год. В соот­ветствии со ст. 53 Законодательный корпус предлагает за­коны и издает декреты. Под законами подразумевались акты, касавшиеся гражданского и уголовного законодательства; общего заведования текущими доходами и расходами рес­публики; национального недвижимого имущества; чеканки и наименования монет; размеров и порядка взимания нало­гов, объявления войны; деления французской территории; народного просвещения; государственного чествования па­мяти великих людей.

Для решения важнейших вопросов развития государ­ства конституция предусматривала создание Законодатель­ного корпуса (Национального собрания). Высшим правитель­ственным органом республики являлся Исполнительный со­вет, состоявший из 24 членов, которые избирались Наци­ональным собранием. Кандидаты в Исполнительный совет выдвигались списками от первичных и департаментских со­браний. Совет нес ответственность перед законодательным собранием.

В силу осложнившегося внешне- и внутриполитическо­го положения введение Конституции было отсрочено. Яко­бинцы полагали, что закрепить республиканскую форму правления можно лишь путем установления режима рево­люционной диктатуры.

Декрет от 4 декабря 1793 г. установил, что единствен­ным центром управления в республике является Нацио­нальный конвент. За ним признавалось исключительное пра­во на принятие и толкование декретов. Конвент был посто­янно действующим органом власти, который моментально реагировал на быстро меняющуюся политическую конъюн­ктуру. Правительственную власть в системе якобинской дик­татуры осуществлял Комитет общественного спасения, став­ший источником политики террора особенно после того, как его возглавил М. Робеспьер. Комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполни­тельный совет, министры и генералы.

В период якобинской диктатуры были созданы специ­альные учреждения для борьбы против внутренних и внеш­них врагов революции и республики. Определяющую роль в организации борьбы против контрреволюции сыграл Коми­тет общественного спасения Он наделялся правом рассле­дования, арестов и предания суду врагов республики, что позволяло Комитету злоупотреблять предоставленными ему властными полномочиями и превращало его в важнейший карательный орган в системе диктатуры.

Функционирование диктатуры обеспечивалось и Рево­люционным трибуналом, ставшим орудием проведения тер­рора. До июня 1794 г. по приговору Трибунала было казне­но 2607 человек. Его задача заключалась в целенаправлен­ном устранении противников якобинской власти — роялистов и жирондистов. 10 июня 1794 г. Конвент принял закон «О врагах народа», который еще больше упрощал судебную процедуру, окончательно устранив демократические осно­вы судопроизводства.

По мере обострения внутренних противоречий в лаге­ре якобинцев, а также возрастания недовольства проводи­мой ими политикой со стороны различных групп населения созрел план переворота, который был осуществлен 27 июля 1794 г. По республиканскому календарю это событие про­изошло 9 термидора, отсюда и название переворота, поло­жившего конец якобинской диктатуре, — Термидорианский.

9

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]