Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Структура пространства и терапевтической сессии....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
69.63 Кб
Скачать

4. Взаимодействия, связанные с удовлетворением потребностей клиента и заботой о нем.

Эта подгруппа, является, как правило, самой малой, но ее отслеживание не менее важно. Клиенты это тоже люди и при взаимодействии с ними естественно что-то давать, в чем-то заботиться о них. В тоже время было бы странно вести себя с ними более заботливо, чем скажем со своими родными, близкими или друзьями.

Избыток взаимодействий, связанных с заботой о клиенте негативно сказывается на терапевтических отношениях, внося в них элемент зависимости и соблазнения. Недостаток или отсутствие делают отношения чрезмерно отчужденными и холодными. Хорошо, если клиент четко понимает, на какой объем заботы он может рассчитывать в данных отношениях. Также важно отграничивать эти взаимодействия от других, например экспериментальных, чтобы клиент не путал «жизнь» и «терапию», или связанных с поддержкой/фрустрацией, чтобы не возникало ощущения, что забота и отношения будут напрямую зависеть от того, насколько клиент будет себя «хорошо вести». А то получится: «Будешь хорошо осознавать в сессии – дам тебе сигарету, когда попросишь, а не будешь – буду спрашивать: «Что с тобой происходит, когда ты меня об этом просишь?»»

Вторая группа, это взаимодействие терапевта и темы разговора.

Несмотря на то, что в гештальт-терапии мы делаем акцент, прежде всего, на форме взаимодействия, а не на содержании, тем не менее, тема разговора не может быть абсолютно нейтральной для терапевта. Ее содержание всегда вызывает какой-то внутренний отклик, а форма изложения может быть скучной или интересной, понятной или запутанной.

1. Отношение терапевта к содержанию. Оно м.Б. Вызвано:

А) Отношением к клиенту.

Часто бывает довольно трудно разделить отношение к человеку и отношение к тому, что он делает или говорит. Многие люди, в т.ч. клиенты, считают, что отношение к человеку, напрямую зависит от того, что он делает. В связи с этим, клиенты часто воспринимают реакцию терапевта на их рассказы, как на них самих. Чем более четко терапевт способен обозначать различие между своим отношением к клиенту и его рассказу, тем больше свободы в выражении своего отношения к теме разговора (см. п. в)) в рамках терапии он получает.

С. (супервизор) – И что ты сейчас чувствуешь после сессии?

Т. – Злость, раздражение.

С. – Странно, а во время сессии ты выглядел очень заинтересованным и поддерживающим.

Т. – Так ведь … это … клиента же надо поддерживать?

Б) Личной важностью затронутой темы для терапевта, т.е. терапевта волнует аналогичная проблема.

Считается, что терапевт, прежде чем начать работать, должен пройти свою собственную личную терапию, однако это правило не всегда соблюдается в полной мере. Кроме того, все «проработать» невозможно и возможность такой ситуации не стоит упускать из виду. Обычно на такую ситуацию указывает нарастание эмоциональной вовлеченности терапевта в содержание темы.

К. – Я изменил своей жене.

Т. – (женщина, с кислым выражением на лице) Ну и как тебе это?

В) Личным отношением к изложенному в рассказе клиента, т.е. факты, изложенные в теме, отношение клиента к людям и т.д., вступают в конфликт с морально-этическими нормами терапевта.

Такие ситуации не слишком часты, но возможны. К ним стоит быть готовым и уметь достаточно нейтрально обозначать свое мнение по таким вопросам. В тех случаях, когда степень конфликта велика, стоит подумать о прекращении терапии. Например, если клиент, посещает терапевта амбулаторно и при этом систематически практикует насилие в отношении окружающих или нарушает закон.

Г) Исследовательским интересом к проблемам такого типа, т.е. терапевт никогда раньше не сталкивался в жизни с подобными ситуациями. Некоторая доля исследовательского интереса, имхо, со стороны терапевта должна присутствовать всегда, т.к. это напрямую связано с уникальностью каждого человека, однако его проявление не должно быть неуважительным по отношению к клиенту и его интересам.

К. – Я должен сказать вам одну вещь, я – гей.

Т. – Ой как интересно! Расскажите поподробнее! А правда что…(через полчаса) Ой извините, я, кажется, увлекся.