Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Структура пространства и терапевтической сессии....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
69.63 Кб
Скачать

Публикации / Алексей Смирнов. Структура пространства и процессы терапевтической сессии.

Структура пространства и процессы терапевтической сессии.

Лично мне становится более понятным то, что происходит в терапевтической сессии, когда я рассматриваю ее пространство, как состоящее из трех фигур в их взаимоотношениях: клиента, терапевта и темы.

Из них наиболее сложными мне видятся взаимодействия между клиентом и терапевтом. По моему опыту эти взаимодействия можно разделить на четыре подгруппы:

1. Взаимодействия, указывающие на отношения между клиентом и терапевтом.

Эта подгруппа, на мой взгляд, самая важная. Ее в свою очередь можно подразделить далее на отношение терапевта к клиенту и отношение клиента к терапевту.

Известно, что отношения терапевта и клиента это отношения сотрудничества двух взрослых людей, направленные на оказание помощи одному из них (клиенту). Тем не менее ситуация обращения за помощью для многих людей является регрессивной, т.е. связана прежде всего с возвратом в детскую позицию, т.к. «взрослый человек может и должен решать свои проблемы самостоятельно». Это проявляется в том, что терапевт воспринимается как фигура, близкая по своим характеристикам к «родительской», т.е. всемогущая, всеведущая и т.п. С другой стороны, если этого и не происходит, то психотерапевт все равно может быть объектом для проекций опасений клиента в отношении людей вообще, прежде всего, критики и осуждения. То, как и кем будет ощущать себя клиент в течение сессии и как воспринимать действия терапевта напрямую зависит от его восприятия терапевта в целом.

В связи с этим, терапевту стоит, как можно более четко, определять для себя собственное отношение к клиенту и осознавать способы его предъявления. Вопрос об отношении к клиентам достаточно непростой. В психоаналитической традиции подчеркивается значение нейтральности, безразличия к клиенту. В гуманистической, наоборот делается акцент на безусловно позитивном отношении и принятии. Существует мнение о том, что отношения «клиент-терапевт» являются близкими отношениями. В тоже время многие терапевты исключают для себя возможность какого-либо общения с клиентом за пределами своего кабинета. Мне кажется, что при таком разнообразии точек зрения важно понимать, что именно означают такие отношения для терапевта, для клиента и зачем терапевт их устанавливает именно такими. Для меня отношения с клиентом не могут быть близкими, хотя моменты эмоциональной близости в них безусловно присутствуют. Так же мне кажутся странными отношения, существующие только в стенах кабинета и только 1 час в неделю. Отношения, это нечто более широкое, а встречи в кабинете являются лишь способом их поддержания и формой проявления.

Я считаю, что если предполагается, что клиент с терапевтом не должны общаться за пределами терапевтической ситуации без необходимости, значит и отношения между ними в рамках терапевтической ситуации должны быть таковыми, чтобы отказ терапевта сходить в кино, просто поболтать, или посидеть в ресторане выглядел естественно, а не объяснялся тем, что «так бы я с удовольствием, но мне этого делать нельзя, потому что я ваш терапевт».

В моем представлении клиенты занимают в моей жизни место близкое, к категории «знакомые». При этом я связан с ними контрактом, определенными профессиональными обязательствами, но не более того. Это не мешает мне узнавать их при встрече на улице, возможно, перекинуться парой фраз, поинтересоваться, как идут дела, может быть даже выпить чашечку кофе, если есть время и желание. Я не сторонник нейтральности, т.к. в жизни не нейтрален к своим знакомым. Мое отношение к клиентам чаще всего может быть обозначено, как сочетание уважения, любопытства и доброжелательности, но никак не любви или других нежных чувств. Появление более близких отношений, например дружеских, является для меня показанием для прерывания терапии.

С другой стороны, необходимо отслеживать и прояснять отношение клиента. Проверять, при возникновении сомнений, не воспринимает ли клиент терапевта, как некую «ходячую таблетку», или «волшебный прибор», от присутствия которого все «само собой» становится лучше, не приписывает ли клиент все успехи в своей жизни исключительно действиям терапевта. Уточнять, как кого клиент воспринимает терапевта, как он к нему относится, кто сейчас терапевт для клиента и т.д.