Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Структура пространства и терапевтической сессии....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
69.63 Кб
Скачать

2. Взаимодействия, связанные с поддерживанием и фрустрацией терапевтом тех или иных проявлений клиента (установок, действий, реакций, суждений и т.Д.)

Как и любому терапевту, мне какие-то реакции клиента нравятся больше, какие-то меньше, какие-то не нравятся совсем. Соответственно, хочу я этого или нет, пытаясь соблюсти полную нейтральность, но я все равно что-то поддерживаю, а что-то фрустрирую (активно или игнорируя), в соответствии с собственной системой ценностей и степенью толерантности.

Мне кажется, что выбирая между толерантностью и поддержанием границ стоит ориентироваться на следующие моменты: 1) чем ниже уровень организации клиента, тем большую степень толерантности следует иметь терапевту; 2) толерантность не означает полного отказа от собственных границ, терапевту должно быть комфортно присутствовать в сессии; 3) не четкое определение границ допустимого в сессии ведет к увеличению степени тревоги у клиента и ощущению «отсутствия опоры» или вообще «отсутствия терапевта»; 4) гештальт-терапия как система имеет собственные ценности, такие как феноменологичность, диалог, осознанность, достаточное внимание к чувствам и потребностям (ид-функция), достаточную структурированность и реалистичность представлений о мире и о себе (персона) и способность различать подходящее и неподходящее, выбирать и действовать на основании этих предпочтений (Эго-функция) и т.п., поддержание которых в процессе взаимодействия необходимо, чтобы это взаимодействие сохраняло принадлежность к гештальт-подходу.

Например:

К. - Мне плохо.

Т. - Что с вами, расскажите подробнее.

К. - Я не знаю (капризным тоном).

Т. - Попробуйте описать, что вы сейчас чувствуешь.

К. - Ничего, мне плохо, вы что не видите?

Т. - Чего бы вам хотелось? Что бы вам могло помочь?

К. - Откуда я знаю, вы же врач (тем же капризным голосом).

Т. - Теперь я вижу, что вам и в самом деле очень плохо.

К. - Ну да.

Т. - У вас такое тяжелое состояние, что вам его даже не описать.

К. - Угу.

Т. - Боюсь, что нам с вами не справится с ним и вам стоит обратиться в психиатрическую больницу.

К. - Нет, я не лягу в психушку.

Т. - Тогда что вы предлагаете?

К. - Ну, у меня тревога, сильная.

Т. - Расскажите по подробнее, что за тревога, как вы ее ощущаете, когда она появилась?

К. - Около месяца назад, мы с моим парнем поссорились (уже более нормальным голосом).

3. Взаимодействия экспериментального характера.

Использование себя и отношений с собой как объекта исследования и экспериментирования является важной и часто используемой тактикой гештальт-терапевта. При этом надо понимать, что такое взаимодействие должно быть обязательно обозначено, как экспериментальное, т.е. 1) оно д.б. предложено клиенту; 2) на него д.б. получено согласие; 3) это взаимодействие д.б. четко отделено от остальных видов взаимодействия.

Мне нередко приходилось наблюдать довольно фрустрирующие интервенции терапевтов, которые носили явно экспериментальный характер, но при этом не обозначались как таковые.

Приведу пример учебной сессии под супервизией, проводившейся обучающимся терапевтом, в состоянии сильной тревоги

Т. – Ну, о чем бы ты хотела поговорить со мной?

К. – Ну у меня такая ситуация (начинает описывать).

Т. – И что ты чувствуешь?

К. – Ну, растерянность, волнение.

Т. – А что ты от меня хочешь?

К. – Чтобы помогла разобраться.

Т. – А что ты чувствуешь сейчас?

К. – Надежду, волнение.

Т. – А чего от меня хочешь?

К. – Чтобы помогла, не знаю…

Т. – А чем я тебе могу помочь?

К. – Не знаю.

Т. – А что ты сейчас чувствуешь?

К. – Раздражение.

Т. – Побудь с ним.

К. – (После трехминутной напряженной паузы, радостно восклицает) Ой, я кажется поняла … (рассказывает, как она поняла свою проблему) Спасибо тебе! (Терапевту).

Т. – Можем на этом закончить?

К. – Да! (С облегчением.)

Видно, что терапевт, разыгрывает ситуацию, в которой клиент оказывается одна со своей проблемой и не может получить помощи от терапевта, т.к. тот в ней, по сути, отказывает. Эта ситуация позволяет клиенту мобилизовать свои силы и самостоятельно справиться с проблемой. Однако, при этом ситуация не отделена от отношений с терапевтом, который не предлагает смоделировать ситуацию «давай ты попробуешь разобраться сама, а я просто буду помогать тебе осознавать, что с тобой при этом происходит», а создает ее за счет отношений в которых клиент может рассчитывать от терапевта только на присутствие, но никак не на помощь и поддержку.

Не смотря на курьезность примера, надо отметить, что он отражает некоторую тенденцию. Существует даже своеобразное деление на «фрустрирующих» и «поддерживающих» терапевтов. Провокативность и фрустрация при этом рассматриваются как часть терапевтической позиции и свойство отношений, а не характеристика эксперимента.