Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Древние царства Африки.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
230.91 Кб
Скачать

Империя Мали (1235 – XV в).

Народом сосо, отделившимся от ослабевшей Ганы, правил клан Диарисо, принадлежавший к сонинке, то есть к тому же народу, который привёл в свое время Гану к процветанию, когда энергичный воин по имени Диарра Канте отстранил правителя из клана Диарисо и положил начало новой династии. Мали было небольшим царством в верховьях Нигера, по соседству с Каниага – крупным государством народа сосо, отделившимся от Древней Ганы, после того как в 1203 году правитель народа сосо Сумангуру захватил ослабленную до этого державу. О Сумангуру сохранилось множество устных преданий.

По легендам, Сумангуру был не только великим воином, но также знахарем и чародеем. Жил он в огромном многоэтажном замке. Волшебство и магия были для воинов легенд столь же важны, как и владение оружием, поскольку в сражениях они применяли прежде всего чародейство. Рассказывают, что Сумангуру умел перевоплощаться в десятки разных образов, что, вероятно, служило огромным подспорьем в боевых походах.

Некоторые легенды рисуют Сумангуру жестоким тираном, который громил Мали девять раз, прежде чем Сундиата наконец выступил против него. По другим легендам, алчность была характерна для Сумангуру и в личной жизни: хотя у него и было 339 жен, он непрестанно желал всё новых. По преданиям, из-за своей чувственности Сумангуру потерял даже талантливого начальника Факоли (который приходился ему племянником по брату): тот не смирился с тем, что царь сосо открыто стремился завладеть его женой Кенда Кала Наньюма Дамба.

В Мали тогда правил Наре Фа Магана, у которого было 12 детей, из которых 11 были убиты Сумангуру. Тиран пощадил, однако, младшего, Сундиату, только потому, что тот был калекой от рождения и казался царю сосо политически безвредным.

Именно поражение сосо от царя Сундиаты Кейта в битве при Кирине, произошедшей в начале XIII века, положило начало Мали как империи. Сундиата, или Мари Диата, что значит «повелитель львов», представляет собой самый воспетый, но вместе с тем самый противоречивый образ в ранней истории Африки.

В течение своего 300-летнего доминирования в регионе Мали включила в состав своих владений земли, лежащие к западу от Нигера, вплоть до атлантического побережья, а также южные золотоносные области нижней саванны. Империя держала под своим контролем форпосты, такие как караванный город Такедда на востоке и соляные копи Тагазы в Сахаре. Ибн Баттута, странствующий мусульманский учёный, останавливался в Тагазе в 1353 году, когда направлялся с караваном через пустыню в империю Мали. В копях Тагазы он наблюдал, как большие плиты соли погружались на верблюдов для отправки во внутренние области Африки. Город, хотя и являлся ключевым форпостом империи, не смог создать удобных условий проживания. «Это деревня, в которой нет ничего хорошего, – пишет Ибн Баттута. – Она является самым угнетающим местом на земле».

Особое место занимало образование в империи. В XIV веке здесь существовало три университета, в которых учились 25 000 студентов из разных стран. В числе трёх университетов был один из древнейших в мире Санкорский университет.

Хотя за 29 лет странствий богослов и путешественник Ибн Баттута пересёк два континента, посетил до этого более 40 стран, он был необычайно поражён тем, что увидел в империи Мали: император, восседающий на троне в сводчатом шатре из шёлка, увенчанном золотыми птицами, правит страной, славящейся своим радушием. «Из всех народов негры более других ненавидят несправедливость, – писал Ибн Баттута. – Султан не прощает никого, повинного в ней. Вся эта земля по-настоящему спокойна и безопасна. Путешественник здесь имеет не больше причин бояться разбойников, воров и грабителей, чем человек, находящийся в собственном доме»8.

Несмотря на громадное количество легенд о Сундиате, самым известным правителем Мали был Манса Муса. Самым ярким событием его правления называют знаменитый хадж в Мекку.

Несомненно, что чёрный царь, проделавший путешествие из далёкой страны внутренней Африки через Сахару, произвёл впечатление на народы и государей, через земли которых он шёл. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек!

Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдётся дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вёз тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увёз из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришёл к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока. И с племенами, живущими в зоне тропических лесов, манса Муса вёл выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 году. Обратный путь шёл через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя на носильщиках, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, учёные знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели. Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу – королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане – «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI веке, погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожжённым кирпичом.

В период пребвывания Ибн-Батуты в Мали, начинали давать о себе знать внутренние интриги, приведшие к гибели этого государства: «...Во время моего пребывания произошло так, что султан разгневался на любимую жену, которая была дочерью его дяди по отцу. Её звали Каса, что значит царица. По суданским обычаям, она была соправительницей царя и её имя упоминалось вместе с его именем. Государь заточил её в тюрьму вместе с одним военачальником и взял на её место другую жену, Бандью, которая не была царской крови. В народе много говорили об этом и не одобряли поступок царя... В защиту Касы выступали и военачальники, и потому царь вызвал их в помещение совета, и переводчик сказал им от имени мансы: «Вы много говорите в защиту Касы, но она виновна в тяжком преступлении». Затем привели одну из невольниц Касы, с колодками на ногах и руках. Ей сказали: «Рассказывай всё, что знаешь». Рабыня рассказала, что Каса послала её к Джаталю, двоюродному брату царя, который бежал от мансы в Канбурни. Каса призывала его свергнуть с престола царя и сообщала ему, что она и вся армия готовы признать царём его. Когда военачальники услышали это, они сказали: «Действительно, это серьёзное преступление, и она заслуживает смерти».

Таким образом, манса Сулейман вовремя узнал о существовании заговора и решительными действиями спас своё положение. Цари, которые становились у кормила власти в Мали после него, не всегда были столь удачливы: заговоры и распри из-за престолонаследия следовали одни за другими, и царская власть стала ослабевать. Вершина расцвета второго западно-суданского золотого королевства безвозвратно миновала.

Этому способствовало усовершенствование навигационных приборов и появление у португальцев треугольного паруса. С этого момента постепенно начинается европейская экспансия на континент.

В середине XV века положение в Западном Судане существенно изменилось: парусники португальцев достигли устья Гамбии. Первая встреча европейцев африканцами была полна взаимного недоверия и враждебности, но обе стороны быстро поняли выгоду торговли. Прибывавшие с чужеземцами издалека товары укрепили положение племенных вождей побережья, хотя они и не хотели официально порывать вассальных отношений с Мали. Состоявший на службе португальского короля венецианец Ка да Мосто заключил в 1455-1457 годах соглашение с гамбийским Бати Мансой и начал вывозить из Африки золото и рабов, что приносило в Европе большие прибыли. Бати Манса со своей стороны получал для своего двора товары европейского производства.