Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
спецкурс по философии.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
215.04 Кб
Скачать

Тема 3. В.С.Соловьев – период систем в русской философии.

Русская мысль последней трети XIX в. стояла на пороге создания систем. Это могли сделать Чернышевский, Лавров, Михайловский, Соловьев. Все было высказано, все требовало синтеза, для русской мысли назрела пора систем. Вл.Соловьев (1853-1900) становится таким синтезом. Биография его хорошо исследована. Родился в семье известного историка, профессора МГУ. Истоки и влияния: Спиноза, Кант, Гегель, платонизм, славянофильство, католицизм. Сам он оказал существенное влияние на русский символизм (А.Блок, А.Белый), на софиологию в русской религиозной мысли (С.Булгаков, П.Флоренский). Но прежде всего на духовный склад Соловьева оказала влияние сама эпоха 60-х годов XIX в., искания социальной правды, вера в социальный прогресс, чем вдохновлялось это время.

Идея всеединства становится основным принципом философии В.Соловьева. Выступал против односторонности позитивизма в теории и утилитаризма в практике; его не удовлетворяет и приземленность эмпиризма, он не принял отрицание морали Ницше, хотя и признает его великим филологом. Во всех этих направлениях он усматривал односторонность и относительность. В пантеизме Спинозы он увидел яркое «переживание духовного всеединства мира». От Спинозы у него идет и три ступени познания (эмпирическое, рациональное, мистическое).

Метафизика Вл.Соловьева. В центре – учение об Абсолюте, как всеединстве. Абсолют и космос единосущны, имеют единую сущность. Абсолют вне мира – это первоначало, не как бытие, а как сущее. Бытие – мир отдельных вещей (природа). Идеальное – сверхсущее (безусловное бытие). Мир не сотворен Богом, он ему единосущ. «София» рассматривается им как «универсальная субстанция», как объединяющая сила раздробленного мира. Она «ангел-хранитель» мира, это небесное, лучезарное существо, «Вечная женственность». Для Соловьева «София» имела конкретно-чувственный образ воплощенной идеи, о встречах с которой у него есть стихотворение «Три свидания». София существует в Боге субстанционально, в состоянии чистой мощи, а затем воплощается, осуществляется в мире. Творение есть постепенный, поэтапный процесс одухотворения мира, преображения хаоса в космос.

Природа одновременно и множественна и едина, это внебожественное бытие, где идет борьба, вся тварь подвергается суете и тлению. Далее космологический процесс преодолевает «хаос», укрощенный хаос становится космосом. (второй этап). Над космическим возвышается исторический процесс, движимый мировой душой. В человечестве мировая душа (София) соединяется с Логосом (во Христе), это третий этап.

Человек выступает естественным посредником между Богом и материальным бытием. Постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует собственно исторический процесс (четвертый этап).

Метафизика Соловьева заканчивается идеей Богочеловечества. «Воплощение Божества не есть что-либо чудесное в собственном смысле, т.е. не есть нечто чуждое общему порядку бытия, а напротив существенно связан со всей историей мира и человечества…к человеку стремилась и тяготела вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества».(6.,С.138)

Человек – второе Абсолютное, таинственное существо, безусловно сущее. В человеке природа перерастает себя и переходит в его сознании в область бытия абсолютного. Сущностью человека является свобода. Поэтому он может утверждать себя в своей самости отдельно от Бога. Закрыв от всего свою душу, он находит себя во враждебном и чуждом ему мире. Сознание ищет связи с миром, смысл своего бытия – это искание Бога, стояние между добром и злом. Итак его взгляды на человека меняются :от признания человека в качестве второго Абсолюта, т.е чуть ли не равного Богу, до признания того, что человек лишь ипостась (подставка) чего-то высшего. Отдаваясь этому высшему, человек удерживает себя в своем истинном значении. Поэтому человек – это чистая форма всеединства. Человек есть индивидуальное и универсальное вместе с тем существо.

Гносеология Вл.Соловьева. В мировоззрении Соловьева на первый план выдвигается идея универсализма, благодаря чему он был беспощадным критиком любой односторонности. В работе «Критика отвлеченных начал» он дает критику таким односторонностям:

– эмпиризм – односторонность, поскольку он не охватывает нравственной стороны явлений;

– рационализм – односторонность, так как он отвлечен от материального, отвлеченный рационализм бессилен познать истину, мерило истины переносится в субъект познания.

Вывод: человек не может преодолеть субъективное отношение к объекту ни в опыте, ни в мышлении. Он не способен познать объект как существующий в его целостности. Истина есть то, что есть (сущее), всеединство.

Эмпирическое и рациональное познание должно быть дополнено внутренним познанием, интуицией. Нужно вернуться к нетронутому авторитету веры, а для тех, кто не признает этого, остается авторитет ясной непосредственности бытия. Непосредственность связывает нас с познаваемыми объектами.

Таким образом, познание истины является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Соловьев признавал три источника познания: опыт, разум, мистическое знание (настоящая первичная форма «цельного знания»), непосредственное ощущение абсолютной действительности.

Философия в смысле отвлеченного, теоретического познания окончила свое развитие. Философия может подняться над знаниями, доставляемыми наукой, чтобы достичь высшей цели познания, познание Абсолюта. Философию как познавательную способность надо дополнить «философией жизни». Истина не должна быть противоположна морали, красота не может быть оторвана от добра. Истина = Красота = Добро, вот трехчленная формула сущего.

Этика Вл.Соловьева.

Проблемы морали разрабатывались им в работах: «Оправдание добра», «Три разговора», «Смысл любви». Нравственная сфера рассматривалась Соловьевым как независимая и от религии, и от метафизики, т.е. он принял кантовский принцип автономии морали. Соловьев не отвергает свободы воли человека. Но «добро не является предметом произвольного выбора», ибо «добро определяет мой выбор в свою пользу всей бесконечностью своего положительного содержания», поэтому в выборе добра мы не свободны, свобода проявляется лишь при выборе зла.

Соловьев видит необходимые составляющие морального поведения:

1)сознание собственного морального несовершенства;

2)наличие объективно данного совершенства (Христос – воплощенное добро);

3)мое стремление приблизиться к совершенству (встать на путь самосовершенствования).

Для него важно признать, что мораль приобретает релятивный характер, если нет нравственного Абсолюта. Положительная философия, в отличие от «негативной», исходит из примата нравственного начала. В этике свой предмет – переживания человека. Такими базовыми для морали переживаниями он считает, являются «три кита нравственности»: стыд, жалость, благоговение.

Из этих трех элементарных переживаний вырастает все богатство духовного мира человека. Чувство стыда отличает человека от животного так как он удерживает человека от проявления животных инстинктов: «в половом стыде человек становится человеком в полном смысле слова», прямо показывая его как сверхприродное существо. Чувство стыда необъяснимо с точки зрения утилитарности, – это прямое проявление его духовной сущности. Второе основание – жалость, в котором человек выражает свое отношение к людям как человек. Это связует его с другими, это признание за другим человеком его значения как личности. Идея жалости выступает как идея справедливости, которая трансформируется в признание равенства всех людей.

Из чувства благоговения ребенка перед родителями, как перед чем-то высшим, рождается пиетизм, вырастающий в благоговение перед миром, Богом, высшим. Из этого вырастает целый пласт смысложизненных ориентиров. Отсутствие чего-то высшего делает человека циником, нигилистом, порождает бесстыдных и безжалостных людей.

Любовь не есть добродетель, а завершение всех требований нравственности. Право – минимум нравственности, любовь – полнота реализации нравственности. Любовь есть самоотрицание существа любящего, утверждение любимого, но это и самоутверждение. Любовь есть взаимное восполнение жизни. Соловьев рассматривает три вида любви: 1)больше дает, нежели получает нисходящая любовь, родительская; 2)больше получает восходящая любовь, любовь детей; 3)полнота взаимности, половая любовь. Не умаляя других видов любви, Соловьев считает, что расцвет индивидуальной жизни достигается в половой любви. Продолжая Платона (в «Пире»), он говорит, что своими силами человек не может разрешить задачи любви. Он связывает смысл любви с конечными задачами исторического процесса. В современности любовь лежит еще в «задатках и зачатках», она еще не достигла высшей формы. Как и разум в человеке проявил себя не сразу, так и это чувство находится лишь в начале своего развития. В любви скрывается источник, сила для победы над смертью. В этом состоит эротическая утопия Соловьева: любовь в будущем станет силой, создающей бессмертие, одухотворяя постепенно материальную среду. В этом магическая сила любви. В отличие от Платона, андрогинизм у Соловьева не был когда-то, а это будущее состояние человека, достигаемое любовью. «Истинный человек в полноте своей идеальной личности не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих». (9.,С.513) Любовь, не отвергая телесного их различия, является восстановлением целостности человека как «идеальной личности».

Любовь в историческом плане имеет смысл – достижение всеединства.

Философия истории Вл.Соловьева.

Соловьев считал, что субъектом исторического процесса является человечество, рассматриваемое как организм. Разрушив метафизически индивидуализм (субъект сам по себе, т.е. вне безусловной истины, есть ничто), он шел по пути признания «всеединства» в человечестве. Субстанция мира, душа мира (в его терминологии – София) раскрывается не в отдельном человеке, а в человечестве. Развитие должно рассматриваться как жизнь организма, который проходит следующие этапы: 1)история человечества начинается у него с семьи, понимаемой как примитивный организм. Эта ступень развития названа у него экономической; 2)следующая ступень – политическая, связи и отношения человеческих индивидуумов в государстве; 3)духовное единение людей в обществе, названное им церковью. Под термином «церковь» у Соловьева надо понимать совершенство и всеединство в духовном смысле, а не социальную организацию. Речь идет о том, что перед человечеством стоят чисто жизненные задачи совершенствования отношений в целях лучшего будущего. Жизнь человека полна несовершенств и это зависит от уровня духовного развития человечества. Человек должен стремиться к счастливой жизни, искать красоту, добро, и истину жизни.

Таким образом, развитие человечества должно завершиться достижением всеединства, когда человек приобщится к идеальному состоянию человечества. Одухотворением исторического, по Соловьеву, занимается философия в процессе своего развития. Философия освобождала личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее (духовное) содержание, осуществляя собственно человеческое начало в человеке.

В 80-х годах Соловьевым овладела теократическая утопия о воссоединении церквей, основанная на идее всеединства. Он был убежден, что западная и восточная церкви тесно связаны мистическими узами, разрыв их лишь внешний. Соловьев с похвалой отзывается о католической церкви, резко критикует русскую церковь, сочувственно относится к протестантизму. Но он так же далек от ограниченности латинской, как и от ограниченности византийской. Утопической была идея о соединении власти папы Римского с властью русского царя. Идея теократической миссии русского государства внутренне связана с учением славянофилов, что Россия имеет всемирно-исторические задачи. Эта утопия рассеивается лишь в 90-е годы. Мироощущение приобретает пессимистический характер, возникают эсхатологические идеи уничтожения западной цивилизации новым панмонголизмом. Его теократическая утопия не имела отзвука в русской душе, не вызывала никаких симпатий, Соловьев остался одинок в своей высокой христианской настроенности.

О судьбе России: в речи «Третья сила» философ развивает мысль, что примирение и синтез крайностей Востока и Запада могут быть достигнуты третьей силой. Этим посредником и должна стать Россия, русский народ, который не нуждается ни в каких специальных делах или дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не свое, эта сила не от мира сего, историческое призвание России – религиозное. Позднее Соловьев идейно расходится со славянофилами. В работе «Национальный вопрос в России» Соловьев обличает национализм, к которому фактически пришли славянофилы:

1)поклонение своему народу как преимущественному носителю вселенской правды (первые славянофилы);

2)поклонение ему как стихийной силе (Катков);

3)поклонение тем национальным односторонностям и аномалиям, которые отделяют народ от образованного человечества – вот три фазы нашего национализма. Он называет это «зоологическим патриотизмом».

Вл.Соловьев считал, что существующий порядок вещей (общественный и гражданский, определяющий всю человеческую жизнь) далеко не таков, каким должен быть. Люди же, хотя и видят неудовлетворительность его, пытаются приспособиться, или считают зло вечным. Он же, не желая мириться со злом, стоит за преобразование мира на основах Добра, Красоты, Истины.