Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PF.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
367.1 Кб
Скачать

19. Информационное общество как предмет политико-философского анализа

Понятие

ИО — понятие политологии и политической философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте “информационной революции”.

Информационное общество - понятие фактически заменившее в конце 20 века термин постиндустриальное общество. Информационное общество развивается в качестве концепции нового социального порядка, в применении к социальной структуре, по мнению Янга и Гоулднера означающее возникновение нового класса. В теории «Глобальной деревни» Маклюена подчеркивается то, что «производство информации и коммуникация становятся централизованными процессами»

ИО и его особенности

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие: доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Тенденции развития

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Вывод: ИО - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества.

20. Виртуальная реальность

Функционирование современных демократических институтов существенно затрудняется без адекватного информационного сопровождения, тогда как обеспечение равного доступа к сетям при определенных условиях может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. Достижения в области новых технологий изменяют характер политической коммуникации. В процессе конструирования политической реальности по каналам СМИ создается «новая реальность», выгодная субъектам конструирования реальности, причем создание «новой реальности» является целью конструирования. Обратная сторона процесса – рост объема информации, которую граждане получают вне контроля национальных правительств.

Для информационного общества характерно изменение характера государственного управления. Государственное управление при применении компьютерно-сетевых технологий становится более открытым, с развитой обратной связью, уменьшением времени на согласование, принятие решений, расширенным перечнем функций, делегируемых частному сектору (то есть более интерактивным, динамичным, корпоративным). Сфера политики оказывается более управляемой в силу возрастания роли публичной информации в принятии политических решений.

Формирование политических ценностей предстает неоднозначным процессом. С одной стороны, проявляются позитивные процессы демократизации общественной жизни, которые связаны с принципиально новым уровнем социального воспроизводства и выражаются в ценностях расширения свобод, децентрализации, выравнивания иерархии власти, расширенном участии в общественной жизни. С другой стороны, возможны снижение свобод, централизация, обеспечиваемая усилением контроля, регламентацией общественной жизни, формированием государства-«надзирателя», расширение государственной бюрократии, усиление власти благодаря знаниям, усиление манипуляции людьми.

Современное демократическое информационное общество по сути взаимодействия со своими гражданами все больше начинает напоминать худшие тоталитарные аналоги. Речь идет о навязывании гражданам единой модели восприятия мира, созданной без учета индивидуальных интересов. Тоталитарное общество делает это на доинформационном, индустриальном этапе развития технологий, и поэтому вынуждено прибегать к грубому административному насилию над свободной волей. Информационное общество располагает для решения данной задачи соответствующими технологиями, что позволяет насаждать господствующую модель сознания, поведения «мягкими» методами. Подобное насаждение по сути является не насилием, а скорее формой социально-психологической помощи массам, заблудившимся, потерявшимся в информационных потоках. То есть, возникают новые возможности для массовой демократии и самоуправления, в то же время господствующие экономические и политические силы обретают дополнительные возможности для политических манипуляций, эффективного управления народными массами.

Виртуализация политического процесса является процедурой подмены освещения деятельности реальных акторов политического процесса символическими (виртуальными) фигурами («борца», «своего», «талантливого управленца», «крепкого хозяйственника»). Таким образом, политический процесс становится не борьбой реальных индивидов (и их идей, действий) между собой за доступ к легитимному признанию их власти или удержанию этой власти, а борьбой имиджей, неких виртуальных конструктов, опирающихся на неопределенные характеры и стереотипы, навязываемые СМИ или массовой культурой. Основной целью виртуализации политического процесса является создание некой искусственной реальности, которая своей яркостью, эпатажем или драматургией скрывает настоящую политическую борьбу и политическую реальность, привлекая внимание общества к эффектным, но не оказывающим фундаментального влияния на развитие государства явлениям. Виртуализация политического процесса должна скрыть истинные (или наиболее важные) процессы распределения властных полномочий в угоду театральности и драматургии второстепенных.

Информационное общество оказывается наиболее приспособленным к мифологизации политической жизни, поскольку одной из главных функций мифологического видения мира является снятие и сглаживание противоречий, замена фундаментальных противоположностей на другие менее резкие и более приемлемые для сознания. Информационные технологии, используемые в СМИ и международных информационных сетях и системах, выполняют одну из главных функций по формированию мифологического видения мира. В виртуальной реальности реальные факты, противоречащие мифологической картине мира, отвергаются как несущественные или несуществующие, иные используются в качестве подкрепляющей аргументации для восхваления добродетели, обличения пороков. В создаваемой мифологической картине мира нет острых углов, резких противоречий, кроме противостояния «добра и зла», причем последнее рассматривается как зеркальное отражение добра. Это приводит к снятию острых социальных проблем вместо их решения, что позволяет власти не просто конструировать политические и социальные мифы, но и использовать их как средство мобилизации на различные социально-политические акции. Неколебимость мифологизированных представлений о каком-либо явлении, процессе обусловлена тем, что миф отождествляет явление с моральным идеалом, поэтому любая критика и объективный анализ бессмысленны, так как миф, слившийся с моральным идеалом, становится высшей инстанцией оценок.

Обратной стороной функционирования медиаполитической системы является спонтанное увеличение информационного шума, то есть количества информации, осознанно и неосознанно потребляемого

индивидом, которая не несет для него самого какой-либо практической ценности, но доставляет трудности в рефлексивном осмыслении происходящих вокруг него процессов. Информационный шум затрудняет, а подчас и делает невозможным анализ поступившей человеку информации по массовым каналам коммуникации. Кроме того, характер информационного шума, как правило, является негативно-раздражающим. Огромный поток рекламы, культивирующей образы богатства, красоты и успеха, постоянные разоблачения и «войны компроматов» в политической сфере подрывают авторитет не только властных институтов, но и самих передатчиков информации – СМИ. Результатом информационной экспансии становятся информационные барьеры, искажающие политическую реальность, что провоцирует индивида на уход индивида с социально-активной позиции в обществе.

Медиаполитическая система обладает широким отработанным инструментарием влияния на общественное мнение. Её основными технологиями влияния является конструирование политической реальности, виртуализация политического процесса. Конструирование политической реальности происходит посредством инсценировки событий, рассчитанных на широкий общественный резонанс и управлением информационной повесткой дня. Виртулаизация политического процесса происходит посредством манипуляции политическими символами и широкого внедрения маркетинговых технологий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]