Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_IGPZS_2011-2012.docx
Скачиваний:
51
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
682.71 Кб
Скачать

§ 5. Источники права: закон, обычай, судебное решение,

договор

Существовавшая в Древнем Египте, начиная с эпохи «Старого царства», организация государственной власти была довольно сложной по своему устройству и не могла функционировать без применения правовых инструментов. Она предполагала интенсивную законодательную деятельность монархов, издание множества различных правовых актов: законов, инструкций, рескриптов, предназначенных для исполнения как населением страны в целом, так и чиновниками государственного аппарата в частности. Вместе с тем древнеегипетская экономика уже в указанную эпоху и тем более позднее находилась на такой стадии развития, на которой хозяйственные отношения обыкновенно выступают, в значительном своем объеме, в правовых формах, и при этом основным способом разрешения конфликтов являются судебные процедуры.

Последние археологические открытия на территории Египта дают основание полагать, что письменность существовало здесь еще до эпохи «Раннего царства». Следовательно, уже тогда имелась возможность записи каких-то царских распоряжений и договоров между частными лицами. До начала эпохи «Старого царства» письменность в Древнем Египте развивалась в течение нескольких столетий: за этот срок в ее рамках вполне могла сформироваться зрелая знаковая система для выражения правовых норм.

Рассказывая о судопроизводстве в Древнем Египте, Диодор сообщал, что во время рассмотрения дел перед судьей лежали «все законы, составленные в восемь томов», а «истец должен был детально описать содержание своего искового требования» (Diodor. I. 75). Данный факт не подтверждается известными древнеегипетскими документами. Однако обнаруженные на территории Древнего Египта письменные памятники содержат немало свидетельств существования в этой стране обширного законодательства и практики ведения записей судебных решений. Так, папирус, датируемый временем правления XIII династии и называемый по месту его хранения «Бруклинским», зафиксировал названия законов, действовавших в то время: это — 1) «закон, касающийся тех, кто дезертирует», 2) «закон, касающийся того, кто умышленно дезертирует на шесть месяцев (или более)», 3) «закон, касающийся умышленного оставления работ», 4) «закон, касающийся того, кто убегает, не выполнив порученного ему», 5) «закон, касающийся того, кто совершает побег из тюрьмы».

Другой пример — инструкция тжати Рекхмире, датируемая приблизительно серединой XV века до н. э.: в ней упоминаются сорок кожаных свитков, которые тжати следовало иметь перед собой развернутыми во время судебного заседания. Публикуя этот документ на русском языке, И. М. Лурье заметил в примечании к этой фразе: «Имеются в виду кожаные свитки с записанными на них законами». Возможно, что это действительно были записи законов, хотя также вполне вероятно, что кожаные свитки содержали тексты судебных решений. В наставлении фараона при назначении Рекхмиры на должность тжати говорилось: «Что касается помещения, в котором ты судишь, есть в нем просторная комната, заполненная [записями (?) всех (прошлых)] судебных решений», «не поступай [своевольно] в делах, относительно которых известен закон».

В древнеегипетском языке имелось понятие «закона» — оно обозначалось термином из двух согласных букв «хп (hp)», звучавшим приблизительно как слово «хеп». Данный термин применялся для обозначения закона и в эпоху «Нового царства», и в позднейшие времена. Он встречается в юридических документах и Птолемеевского Египта.

От закона (хеп) древние египтяне отличали обычай. Последний обозначался в ряде текстов термином, звучавшим примерно как слово «нета». Обычай, как и закон, по египетским представлениям, должен был также соответствовать маат

Французский папиролог Даниэль Бонё, изучавший на основе папирусных документов систему управления водами Нила, пришел к выводу о том, что их распределение регулировалось в большей мере не законами фараонов, а местными обычаями. И такой порядок действовал на всем протяжении древнеегипетской истории. Даже цари династии Птолемеев признавали, что орошение земельных угодий должно регулироваться посредством обычаев. При этом оговаривалось, что они должны применяться в той мере, в какой соответствуют справедливости, то есть маат.

Помимо законов древнеегипетские монархи издавали акты, имевшие форму инструкций, наказов, наставлений. Для их обозначения существовал даже специальный термин из четырех согласных букв — «тп-рд (tp-rd)», который появился скорей всего лишь во времена «Среднего царства»: в документах предшествовавшей эпохи он отсутствует. Данным термином именуется, в частности, документ, известный под названием «Инструкция тжати Рекхмире».

Значение источника права имели в Древнем Египте, помимо обычаев и актов, издававшихся царями, также судебные решения. Тот факт, что зале судебного заседания всегда находились, кроме законов, также свитки с записями судебных тяжб, позволяет предположить существование в древнеегипетских судах практики вынесения решений на основании не только законов, но и вынесенных по аналогичному делу предыдущих судейских вердиктов.

Наиболее древние образцы из найденных археологами текстов договорного характера относятся к концу правления третьей династии. Но их буквально единицы. От последующих времен таких документов сохранилось значительно больше. В качестве примера можно привести датируемую временем правления IV династии запись на папирусе обряда сделки по обмену небольшого дома на отрез полотна для одежды.

В начале этого документа указывается время совершения сделки: «год после третьего случая подсчета скота Нижнего и Верхнего Египта, третий месяц сезона Перет, двадцать шестой день в Инерти-Импу». Затем описываются предложения (оферты) сторон. Первая сторона заявляет: «Я предлагаю с моей стороны сделки дом в 16 кабитов длиной и 15 — шириной». Египетский кабит был равен 52 см. Следовательно, для обмена на одежду предлагался дом длиной 8, 32 метра и шириной 7, 8 метра, а площадью — 64, 9 кв. метра. Вторая сторона предлагала для обмена на этот дом отрез полотна в 15, 5 кабитов. Запись данной сделки содержала формулу, которая произносилась при ее совершении свидетелем: «Так как царь живет, Нетжерсен гарантирует, что Маат будет установлена и я удовлетворен относительно ее».

Эпохи «Среднего» и «Нового» царств оказались более богатыми на юридические документы частного характера, но в массе всего обнаруженного археологами древнеегипетского письменного материала этих эпох записи договоров составляют весьма незначительную часть. И это вполне объяснимо: для основной массы договоров было вполне достаточно устной формы. Многие же соглашения, которые из-за повышенной значимости для сторон их предмета, предполагали фиксацию их условий в письменном виде, опирались на местные обычаи, придававшие необходимую юридическую силу той или иной договоренности между частными лицами без какой-либо ее записи. Впрочем, особенности древнеегипетской экономики и организации общества были таковы, что оставляли слишком мало пространства для договорного способа правового регулирования. По этим и другим причинам развивался он медленно, что особенно очевидно на фоне той эволюции, которая происходила в сфере договорных отношений в обществах древней Месопотамии.

Тем не менее, договор входил в число основных источников права в Древнем Египте. Более того, в условиях, когда многие важнейшие сферы общественной жизни — в том числе земельные отношения, владение и распоряжение недвижимостью, отношения между работниками и владельцами хозяйств, брачные отношения между мужчиной и женщиной и т. д. — оставались неурегулированными законом и лишь в малой степени регулировались обычаями, договор являлся часто единственным источником вещных прав для индивидов, единственным источником правовых норм для них18. Правомочия владения и распоряжения имуществом, полученные кем-либо на основании надлежащим образом заключенного и оформленного договора, признавались государством и защищались его органами от посягательств со стороны любого другого индивида. Иначе говоря, права, полученные кем-либо по договору, обязаны были уважать все члены общества, причем даже в тех случаях, если считали их полученными незаконно. Можно было отнять у кого-либо вещь, приобретенную на основании договора, но нельзя было лишить прав на нее, предоставленных посредством законного договора. А признать договор недействительным и не порождающим вследствие этого прав и обязанностей мог только суд, действующий от имени общества и государства. Данный принцип был основополагающим элементом правопорядка, существовавшего в Древнем Египте. И благодаря именно этому принципу договор получал здесь значение источника права.

Роль договора в регулировании общественных отношений заметно возросла в Египте в условиях фактической политической раздробленности, существовавшей в VIII и в первой половине VII века до н. э. Однако самые благоприятные условия для развития договорного правового способа регулирования общественных отношений сложились в этой стране в эпоху правления династии Птолемеев — в обстановке существовавшего здесь в то время полиэтнического общества и плюралистического правопорядка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]