Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СПИ Кулешова.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
4.63 Mб
Скачать

2 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования

2.1 Районирование территории парка

Районирование – это территориальное обобщение каких-либо групп сходных явлений или объектов и пространственное отвлечение их от других

подобных групп.

Усадебный дом

1804 г., архитекторы — Д.А.Мартинелли, А.Павлов

Принят под охрану как памятник архитектуры республиканского значения постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327.

Памятник архитектуры федерального значения в соответствии с указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 136.

Памятник усадебной архитектуры в стиле классицизма. Является главным сооружением усадебного ансамбля, архитектурной доминантой его центральной части.

Существующий дом в своей основе восходит к постройке второй половины XVIII в. При Петре Алексеевиче Ступишине , владевшем имением с 1759 по 1782 гг. и устроившем здесь жилую усадьбу, было поставлено строение, состоящее, согласно описи 1783 г., «из большого зала и одной большой и трех маленьких комнат помимо сеней». Не исключено, что это строение вошло в состав усадебного дома, возведенного при новом владельце Монрепо Фридрихе Вильгельме Карле, герцоге Вюртембергском между 1784 и 1786 гг. По словам следующего владельца усадьбы Л.Г. Николаи, дом был построен герцогом Вюртембергским «наспех, зимой». О внешнем облике этого здания можно судить по картине Я.Меттенляйтера 1796 г.

При Л.Г. Николаи дом перестраивается по проекту венецианского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, служившего при Екатерине II хранителем картинной галереи Эрмитажа, а в 1798 г. приглашённого Николаи в Монрепо. В марте 1802 г. Мартинелли умирает. Ещё при жизни Мартинелли, в помощь к нему был приглашён из Петербурга молодой архитектор Павлов, который и завершил перестройку дома к осени 1804 г.

Главный усадебный дом Монрепо — одноэтажное деревянное, обшитое тёсом строение на цоколе из кирпича и гранитных валунов. Протяжённая композиция дома отличается объёмно-пространственным разнообразием. Со стороны главного (обращённого к парку) фасада дом имеет трёхчастное деление с широким центральным корпусом и выступающими вперёд боковыми флигелями. Фасад центрального корпуса украшен пилястрами и фризом. Фасады боковых крыльев и флигелей решены более сдержанно. Около 1820 г. к дому пристраивается четырёхколонный портик с треугольным фронтоном. Во второй половине XIX в. ведущая к портику сложная трёхмаршевая лестница (изображена на акварели датского художника К.Ф. Кристенсена, работавшего в Монрепо в 1830-е гг.) заменяется широкой одномаршевой. В последней четверти XIX в. к западному торцу дома (со стороны въездных ворот) пристраивается застеклённая терраса, а к восточному — веранда с четырьмя колонками под навесом и балюстрадой.

Внутренняя планировка дома на стороне главного фасада представляет анфиладу парадных помещений. Центром композиции всего дома и парадной анфилады является Большая зала — просторное двусветное помещение, стены которого расписаны в технике гризайль. В верхней части стен росписи образуют фриз, который включает круглые окна второго света и повторяющие их ложные окна, объединённые расписными гирляндами и венками. Потолок с лепными угловыми розетками был украшен живописным плафоном с аллегорическим сюжетом (Марс и Венера), выполненным художником Я. Меттенляйтером. Во время ремонта 1966-1967 гг. плафон был украден. Угловые фигурные печи начала XIX в. были в 1870-е гг. заменены на чугунные, английского производства, с выступающими каминами. С востока от Большой залы анфилада продолжается двумя гостиными — парадной Царской комнатой и камерной Белой гостиной. Завершается анфилада занимающим восточный флигель кабинетом. С запада к Большой зале примыкает Столовая, а также Бильярдная комната, которая к концу XIX в., после перемещения бильярдного стола в Большую залу, становится буфетной и сервировочной. В западном флигеле были размещены кухни.

Со стороны двора в доме размещались жилые комнаты, в том числе — в антресолях над вестибюлем перед Большой залой. Дворовый фасад центрального корпуса имеет симметричную композицию в семь окон, разделённых пилястрами. Между рядами окон вестибюля и антресолей были размещены круглые гипсовые медальоны с аллегорическими сюжетами.

В 1966-1967 гг. в Главном усадебном доме проводился капитальный ремонт с приспособлением под детский сад. При ремонте была произведена перепланировка помещений со стороны двора и во флигелях, с утратой части старых конструкций. При пожаре 1989 г. в восточном крыле дома и флигеле сгорели потолочные перекрытия и частично обгорели венцы сруба. Утрачена веранда на восточном торце дома.

В настоящее время в Главном усадебном доме ведутся реставрационные работы, первым этапом которых является вывод памятника из аварийного состояния. В период до 2009 г. была заменена кровля, осушены подвалы, укреплены стены с росписями Большой залы, заменена часть тёсовой обшивки, реставрирован портик.

Главный усадебный дом. Фото С.Брандер, 1912 г.

Ворота

Реконструкция. 1982 г., архитектор – В.В. Дмитриев.

Точное время возведения главных ворот усадьбы Монрепо неизвестно. Они были построены в 1830-х годах, предположительно по проекту Карла Людвига Энгеля. Деревянные ворота в неоготическом стиле с пилонами, завершенными в виде стрельчатых башенок, были украшены резным декором и металлическими накладками. Над порталом было помещено изображение фамильного герба баронов Николаи.

Достоверного описания въездных ворот Монрепо предшествовавшего периода не сохранилось. Посетивший в 1829 году Монрепо Орест Сомов был разочарован той простотой, с которой он вошел на территорию парка. «Я мечтал, будто бы вхожу в сад сквозь какое-то каменное ущелье в высокой, каменистой горе сквозь нечто вроде Царскосельского большого каприза; передо мною с визгом отворяются тяжелые железные ворота», - писал он об этой поездке. Решение о строительстве новых усадебных ворот в неоготическом стиле было принято владельцем усадьбы Паулем Николаи именно в этот период. В эти же годы в Монрепо появилась еще одна постройка в неоготическом стиле – капелла Людвигсбург .

После Второй Мировой войны с главного портала ведущих в парк ворот был снят гербовый щит, но резные украшения и накладки сохранены. В 1954 году ворота еще оформляли въезд в парк. Судя по фотографиям этого времени, они были в удовлетворительном состоянии. Вероятно, в конце 1950-х годов ворота были разобраны и заменены простой металлической конструкцией с закрывающейся калиткой.

Реконструированные в 1980-х годах главные ворота в целом повторяют оригинальный проект, но имеют отличия в декоративной отделке.

Въездные ворота. Фото С.Брандер, 1912 г.

Мариентурм

Конец XVIII в.

(Павильон не сохранился).

В европейских пейзажных парках английского типа со второй половины XVIII века были очень популярны китайские мотивы. Эти модные веяния коснулись и Монрепо. В восточной части парка на холме была возведена видовая башня в форме китайской пагоды, названная Мариентурм («башня Марии») в честь императрицы Марии Фёдоровны. Вполне возможно, что дата появления её относится к периоду, когда имением владел брат будущей императрицы, а тогда ещё великой княгини – выборгский наместник Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский – а именно, к 1784-86 гг.

Это был деревянный двухэтажный павильон с обходной галереей, внешней лестницей и видовой площадкой под вторым ярусом кровли. Стены снаружи были украшены геометрическим орнаментом; на верхушке шпиля красовался дракон - особо почитаемое в Китае священное мифическое животное. Внутреннее убранство павильона включало в себя скульптурные изображения, в том числе – императрицы Марии, а также росписи стен, выполненные, как гласит предание, по ее эскизам в «помпеянском» стиле. Этот стиль вошёл в моду после археологических раскопок Геркуланума и Помпей и был основан на образцах найденных там росписей.

С верхней видовой площадки павильона Мариентурм открывался живописный вид как на водное пространство и противоположный берег, так и на обрывы скальной гряды, спускающиеся к прибрежной равнине.

На месте беседки сегодня можно видеть лишь её фундамент.

Павильон Мариентурм