Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ke_dodelannyy_otvetnik.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
201.73 Кб
Скачать

19 Проблема коммуникаций в субъективистской социологии xXв. (м. Вебер, а. Шюц, г. Гарфинкель, символический интеракционизм).

Этнометодология – слово (ethnos – народ, группа; method – метод, logy- исследование) означает «методы», к которым прибегают люди в своей повседневной деятельности. Возникновение этнометодологии связывают с выходом сборника статей Гарольда Гарфинкеля (р. 1917). Этнометодология актуализирует в качестве первостепенной темы социологии – мир повседневности. Акцент делается на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Объективная реальность социальных фактов – это не внешняя сила по отношению к индивидам. Акторы сами создают эту реальность постоянно, без перерывов, без возможности уклониться, передать другому, отсрочить.

Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.

Возник как реакция на структурно-функциопалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863-1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Наша сущность, душа, `самость` состоит из `Мое`, что означает видение себя глазами других людей и которое возникает на основании способности языковых символов вызывать `во мне` ту же реакцию, что и в других людях. Вторая сторона `Я` - то, как `я воспринимаю себя сам` - рассматривается Дж. Мидом как источник творчества, оригинальнос-ти и непосредственности. `Внутреннее` общение создает канал, через который проходят все образцы взаимодействия и все `внешнее` общение. На основании этих представлений символические интеракционисты создают оригинальную концепцию человеческой личности, называемую концепцией `обобщенного другого`. Дж. Мид так объясняет суть этой концепции:  `Ребенок, играющий в игру, должен быть готов занять место любого другого участника: разные игровые роли участников должны иметь определенные взаимоотношения друг с другом: Если он участвует в игре с мячом, он должен соотносить себя с каждой позицией, связанной с его собственной.  Он должен знать, что собирается делать любой другой участник для выполнения своих игровых задач. Он должен знать и использовать все роли. Конечно, не все они одновременно представлены в сознании.  Роли других игроков, которые участник обобщает в себе, организуются в определенную совокупность, и эта совокупность контролирует соотнесение индивида. Каждый из его актов детерминируется его обобщением в себе других, участвующих в игре, и по-другому игра не может состояться`.  В игре ребенок учится играть роль `отдельного другого`, затем в играх с ровесниками - координировать свои действия с другими и видеть себя глазами группы. Посредством этого он привыкает рассматривать себя в более широком контексте до тех пор, пока не научится играть роль `обобщенного другого`, то есть видеть себя глазами общества.  Герберт Блюмер - ученик Мида, внесший значительный вклад в развитие идей интеракциопизма. С его точки зрения, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках. 

  1. Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние или внутренние символы. Иными словами, символический интеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм.  2. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракциоппых ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.  3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционпых контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других. Так, значения, которые определяют действие, вытекают из контекста через серию сложных интерпетивных процедур.

22.Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Обычно выделяют следующе функции речи:  Коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация - представле-ние, изображение), которая является доминирующей;  Аппелятивная (аппеляция - призыв, обращение, т. е. воздействие), кото-рая грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и зва-тельной форме;  Экспрессивная - выражение выразительности речи;  Фатическая, т.е. контактоустанавливающая. Затрагивает область речево-го этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;  Метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слу-шающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом.  Волюнтативная, т. е. функция волеизъявления 

Доминирующей функцией речи является коммуникативная функция, т.е. обслуживание процесса комму-никации. Коммуникационный процесс можно рассматривать как обмен инфор-мацией между людьми, а его целью считать осознание и понимание передавае-мой и получаемой информации. Информация, содержащаяся в речи, определя-ется как вербализованная передача уже добытых, осмысленных и организован-ных фактов объективной действительности. 

Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом инфор-мации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также техниче-ские средства распространения информации. Код в случае речевого общения - это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование -как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуника-ции, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифров-ки сообщения. Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматри-ваемой модели вербальной коммуникации. В данном случае искажения могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвстическими и акустико-произносительными причинами или графическим обликом сообщения в пись-менной речи. Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенно-стью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтакси-ческим оформлением и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены запа-сом знаний получателя сообщения.

Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации инфор-мативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержа-тельного характера определяется ее новизной и неожиданностью. 

Слово "риторика" происходит от греческого rhetorike, что в перево­де означает "ораторское искусство"

Целью риторики как науки стала задача обучению сво­бодной, целесообразной и убедительной речи.

Для современной риторики коммуникативный процесс, процесс общения предстает в комплексном освещении различных дисциплин. На самом деле мы не только произносим слова, сопровождая их жестикуляцией и мимикой: общаясь, мы обмениваемся эмоциями, воздействуем друг на друга эмоционально, вступаем в социальные от­ношения и т.д.

23.Внутриличностная коммуникация. Это коммуникация, которая возникает внутри самого индивидуума. Это то, как индивидуум говорит сам с собой. Он является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь – это то, что дополняет информацию или отвергает ее. Внутриличностная коммуникация – это коммуникация, возникающая внутри самого индивида. Это то, когда индивид говорит сам с собой. Он являет одновременно и посылающей и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств.

Межличностная коммуникация. Коммуникация с другим человеком называется межличностной. Это самый распространенный тип коммуникации. В межличностной коммуникации мы действуем и как принимающая, и как посылающая информацию сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи является обычно взгляд или звук, а обратной связью – ответ каждого участника коммуникации. Интервью часто рассматривается как тип межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга - эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

24. Манипуляция в межличностной коммуникации и технологии анти-манипулятивного поведения с позиций курса «Коммуникативная этика».

Манипуляция — действие субъекта, направленное на достижение цели.

Манипуляции стали столь обычной и повседневной частью нашей жизни, что мы часто их не замечаем. Они подобны множеству птиц вокруг нас, которых мы не видим и о которых не думаем. Основная причина всех манипуляций лежит в вечном человеческом конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Возникает проблема доверия себе и доверия другим людям. Например, недоверие к себе побуждает искать поддержку у авторитетных лиц. Человек не пытается на совещании доказывать свою правоту, а ссылается на авторитеты и ищет поддержки у сильных.

Искусный игрок при помощи манипуляции постоянно стремится скрыть от других свою пустую карту. Игрок-манипулятор живет и действует обманом. Человек, однажды солгавший, не понимает, какую обузу он на себя взял. Ему придется солгать еще двадцать раз, чтобы поддержать свою первую ложь и затем выдавать ее за правду.

Манипулятор в своем стремлении управлять собой и окружающими не использует и малой доли тех возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Вместо того чтобы искренне обрадоваться, он лишь кисло улыбается. Он ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого.

Защита от манипуляции: базовые установки

Защита от манипуляции есть в первую очередь защита своей личности. К базовым защитным установкам от манипуляций относятся: уход, блокировка, управление, замирание, игнорирование.

Уход — увеличение дистанции с партнером, прерывание контактной игровой ситуации, что позволяет человеку вывести себя за пределы досягаемости влияния.

Блокировка — контроль воздействия за поведением партнера по общению путем выставления различных барьеров и преград на пути его уловок и манипуляций. Предельным выражением такой защиты является ограждение себя от воздействия посредством обороны.

Управление относится к активной форме защитных действий. Оно направлено на контроль характера влияния применением контрвоздействия и имеет цель ослабить или дестабилизировать партнера. Сюда же относится защитная по происхождению манипуляция. Предельным выражением управления является подчинение другого, активное управление им.

Замирание — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение и сокращение подачи. Проявления: маскировка, обман, сокрытие чувств и мотивов, отказ от действий, чтобы не проявлять себя, не навлекать беду. Крайняя форма замирания — оцепенение, тревожная подавленность.

Игнорирование — контроль информации о партнере, наличии или характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное восприятие.

Защита от манипуляций психических процессов

Наиболее универсальным защитным приемом является непредсказуемость.

Если человек ведет себя так, что его нельзя «просчитать», то манипулятору не к чему будет подстраиваться. Гораздо труднее подбирать ключи, если замки постоянно меняются.

Второй прием защиты на уровне психических процессов — задержка автоматических реакций. К примеру, разрываемый любопытством послушать пение сирен и сдерживаемый страхом оказаться их пленником и погибнуть, Одиссей нашел хитроумный способ заблокировать свой автоматизм, правда, не психологически, а вполне физическим образом: приказал привязать себя к мачте. Этот внешний способ совладания с собой может послужить аналогом и внутреннего совладания — задержки реакции на выходе.

Задержка возникающих реакций может проявиться в том, что люди будут действовать несколько осторожнее, чем обычно, или затрачивать больше времени для принятия решения. Это может проявляться как задержки с ответом, паузы и т.д.

Стратегии защиты от манипуляции

Обычно выделяется две стратегии защиты от манипуляции: установка на разрушение воздействия и на использование его в своих интересах.

Первая стратегия защиты реагирует на частное воздействие. Здесь возникает стремление тайное сделать явным, т.е. вскрыть намерение манипулятора и обозначить его цели неявного, замаскированного влияния. К этой же стратегии относится и противодействие психологическому давлению, и поиск такой силы, которая имеет преимущество перед ресурсами манипулятора.

Вторая стратегия защиты имеет установку на трансформацию воздействия, чтобы эффект от него соответствовал интересам адресата воздействия. Речь идет овстречной манипуляции, после чего первоначально манипулятивная ситуация превращается в борьбу «кто-кого» — стремление переиграть манипулятора своими способами воздействия и влияния.

Эго-защита

Эти приемы защищают личность от угрозы неприятного, искажая суть самой угрозы. Все они преследуют одну универсальную цель: препятствовать проявлению неприятных чувств и снижению тревожности. Они активизируют приемы, которыми человек защищает себя от внутренних и внешних напряжений, возникающих в связи с манипуляцией. К ним относятся отрицание, подавление, рационализация, реактивные образования.

Отрицание — попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит вашу личность. Это способность неправильно вспоминать события — форма отрицания. «Я сделал это, — говорит моя память. Невозможно, чтобы я сделал это, — говорит моя гордость, и остается непреклонной. В конце концов память уступает». (Ф. Ницше).

Подавление — избегание реальности. Сущность подавления состоит в удалении информации, события или переживания из сознания и удержании его вне сознания. Подавление удаляет потенциально вызывающее тревожное событие, идею или восприятие из сознания, препятствуя таким образом возможному разрешению.

Рационализация — переопределение реальности. Это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Мы используем рационализацию чаще всего, чтобы оправдать наше поведение. Она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.

Реактивные образования — обращение к реальности. Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию. Это явная и обычно бессознательная инверсия желания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]